ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Проверка приемлемости интерфейса для пользователя

Как показано на рис. 2.4, заключительная процедура этапа формативного оценивания представляет собой проведение в какой-либо форме проверки приемлемости для пользователя получившегося интерфейса. Эта проверка является кульмина­ционным моментом всего итеративного процесса проектирова­ния. В случае, когда поставленные перед проектированием це­ли не достигнуты, что выясняется по результатам проверки, процессы итеративного проектирования и формативного оце­нивания продолжаются согласно циклу обратной связи, пока­занному на рис. 2.4. Если же все поставленные задачи решены, итерации, включая данную проверку, заканчиваются и начина­ется стадия итогового оценивания. Следует особо подчеркнуть, что испытания интерфейса должны проводиться именно с той категорией конечных пользователей, для которой и планирова­лось построение интерфейса, что является обязательным усло­вием объективности результатов проверки.

Отмечено [157], что методы оценивания, используемые на этапе формативного оценивания обучающих систем, могут так­же применяться и в процедурах проверки приемлемости для пользователя результатов проектирования человеко-машинно­го программного интерфейса. Применительно к этой области описаны [35] три главные стадии формативного оценивания обучающих систем: оценивание одиночным пользователем, оценивание небольшой группой пользователей и оценивание в условиях реального использования.

Оценивание одиночным пользователем

Первая стадия формативного оценивания [35] наименее фор­мализована и проводится в ситуации, когда обучающийся ра­ботает все время в присутствии инструктора и пытается при­держиваться его указаний. На данном этапе обучающемуся больше приходится обсуждать с инструктором встречающиеся трудности, чем фактически проходить курс обучения. Подоб­ным образом и первая форма оценивания при проектировании программного интерфейса может включать в себя совместную работу пользователя с проектировщиком, которому сообщается обо всех трудностях, возникших в процессе освоения системы.

Оценивание небольшой группой пользователей

После того как программно реализованная обучающая систе­ма прошла стадию оценивания одиночным пользователем, ре­комендуется [35] проведение ее оценивания небольшой груп­пой лиц. На этом этапе группа обучаемых выполняет задание при минимальном вмешательстве со стороны инструктора. От­мечаются все ошибки и трудности, и обучающая система ите­ративно дорабатывается для устранения выявленных недостат­ков. Цикл оценивания небольшой группой лиц и последующая доработка продолжаются согласно петле обратной связи (рис. 2.4) до достижения системой требуемого качественного уровня. При этом часто используются конкретные критерии оценки требуемого уровня обучения, позволяющие опреде­лить, в какой момент итеративную доработку на стадии оце­нивания небольшой группой лиц можно завершить [147].

Аналогично этому при проектировании диалоговых вычис­лительных систем может применяться оценивание макета ин­терфейса небольшой группой пользователей. При этом для определения тех частей интерфейса, которые следует дорабо­тать, могут быть использованы вопросники, структурирован­ные интервью и оперативное оценивание в рабочем режиме.

Оценивание в условиях реального использования

Заключительная стадия формативного оценивания, согласно [35], включает проверку функционирования измененной в про­цессе итеративной доработки обучающей системы в ситуации, близкой к условиям фактического обучения. Проведение та­кой формы оценки по существу означает переход от форма­тивного оценивания к итоговому. Так называемые эксплуата­ционные испытания («проверка на месте») являются одним из параметров оценивания в реальных условиях обучения при­менительно к новым программным интерфейсам. Однако в дан­ном случае должны быть собраны эргономические показатели, с тем чтобы оценить качество интерфейса человек — ЭВМ, а также сам процесс выполнения программ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.