ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Отчет Бюро технологических экспертиз (БТЭ) Исследование четырех систем

В рамках основного исследования влияния компьютерной авто­матизации производства (КАП) на обучение персонала и число рабочих мест [32], выполненного Бюро технологических экс­пертиз (БТЭ), были проведены обследования в четырех компа­ниях, признанных лидирующими в использовании технологии САПР/АПС. Три из них являются крупными компаниями, пред­ставляющими автомобильную и авиационную промышленность и сельскохозяйственное машиностроение соответственно. Чет­вертым обследованием была охвачена группа из семи неболь­ших металлообрабатывающих цехов. Предметом изучения явля­лись системы ЧПУ, ГПС, информационные управляющие систе­мы, автоматизированные транспортные роботы и САПР. Общие характерные результаты, полученные в этих исследованиях, обобщены в табл. 8.6. Ниже проводится дальнейшее обсуждение некоторых полученных в исследовании специфических резуль­татов.

Изменение уровня квалификации

Компьютерная автоматизация производства привела к росту потребности в концептуальных навыках, к которым, в частно­сти, можно отнести программирование, и в персонале для на­блюдения за работой и обслуживанием системы. В то же время уменьшилась потребность в моторных навыках и навыках при­нятия решений, причем принятие решений часто заложено не­посредственно в технологию. Влияние отмеченного изменения уровня квалификации зависит, однако, от используемой техно­логии. Способность логически мыслить хотя и требуется в ГПС лишь в отдельных случаях, продолжает оставаться существен­ным фактором обеспечения эффективной работы системы. Для обеспечения работы родственных этим сложным системам стан­ков с ЧПУ требуются потенциально гораздо более низкие тре­бования к квалификации.

Подготовка персонала

В исследовании БТЭ показано, что многие операторы чувству­ют себя недостаточно подготовленными в отношении знания возможностей управляемых ими машин. Субсидируемые компа­ниями курсы, организованные специально для подготовки one-

Таблица 8.6. Итоговые выводы по исследованию БТЭ нескольких ГПС в компаниях, признанных лидирующими в использовании технологии САПР/АПС [32]

Изменения необходимой квалификации и структуры занятости. Наблюдается тенденция использования навыков путем включения их в «интеллект» обо­рудования для использования на раиних стадиях процесса проектирования и Производства. Для такого процесса, как металлообработка, требующего вы­сокой квалификации, это означает, что будет достаточно более низкого уров­ня квалификации. Работа по техническому обслуживанию требует более вы­сокой квалификации.

Обучение. Некоторые операторы и рабочие по обслуживанию хотели бы прой­ти дополнительную подготовку, что позволило бы им более эффективно экс­плуатировать и обслуживать оборудование.

Возрастающая взаимозависимость. Введение программируемой автоматизации (ПА) имеет следствием большую взаимозависимость производственных рабо­чих, более тесное взаимодействие обслуживающего персонала и более заин­тересованное сотрудничество между производственными и обслуживающими рабочими.

Уменьшение степени автономности. Автоматизация, основанная на исполь­зовании ЭВМ, сказывается на уменьшении степени автономности рабочих, происходящем нз-за отчуждения их от принятия производственных решений на уровне цеха, машинного текущего контроля некоторых производственных зон и попыток руководства установить ритмичное движение изделий в пре­делах завода, а информации — в пределах компании.

Перерывы в работе. Одно из следствий использования систем, спроектирован­ных по критерию минимизации вмешательства оператора, — возможность дли­тельной, но не бесконечной работы оборудования без активного участия опе­ратора. Для некоторых операторов станков перерывы в активной работе являются весьма распространенным источником жалоб. Некоторые задачи обслуживания, однако, оказались более спорными.

Простои системы. Вследствие сложности программируемых систем и их вы­сокой степени интеграции влияние проблем, связанных с ненадежностью от­дельных элементов, имеет тенденцию к распространению в системе, воздей­ствуя на ритм работы производственных рабочих и оказывая большое дав­ление на лиц, занятых в обслуживании системы. Время простоя можно со­кратить благодаря качественному проектированию системы и использованию более надежных компонентов.

Стрессы. Выделено два основных источника стрессов, связанных с автома­тизацией: 1) работа с весьма сложными, дорогостоящими н в высокой сте­пени интегрированными системами и 2) недостаток автономности работы, распространяющийся в отдельных случаях на компьютеризованный текущий контроль через функции управления.

Безопасность. В некоторых случаях использования ПА безопасность рабочих мест повышается путем исключения опасных работ или за счет размещения оператора на большем расстоянии от работающего оборудования. Некоторые случаи использования ПА добавляют собственные источники опасности, на­пример автоматические транспортные, зажимные и фиксирующие устройства, движущиеся и срабатывающие без непосредственной команды человека, а иногда даже и без предупреждения. Чистый эффект от использования ПА, однако, связан с уменьшением числа традиционных источников физической опасности.

Более легкая и чистая работа операторов. Некоторые формы ПА позволяют исключить тяжелую или грязную работу. В отдельных случаях новые рабо­чие места, требующие физических усилий, возникают на месте старых, тре­бовавших тяжелого физического труда.

Проблемы занятости. Все возрастающее число увольнений в сочетании с ши­роко распространенным среди рабочих убеждением, что введение компьютер­ной автоматизации приводит к значительным перемещениям персонала, вы­зывает сильное беспокойство среди рабочих.

Раторов в области новых компьютерных технологий, подверглись критике за недостаточный уровень подготовки слушателей в части изучения возможностей используемых станков. Обслужи­вающий персонал заявляет, что чувствует неадекватность своей подготовки выполняемым задачам, особенно учитывая возрас­тающую сложность электромеханического оборудования, свя­занную с использованием новых технологий. Эти выводы тесно - связаны с результатами, обсуждаемыми в [43], где высказыва­ется предположение о том, что неуверенность, особенно сред» рабочих, убежденных в увеличении разрыва между их знаниями - и возможностями системы, с которой они взаимодействуют, мо­жет оказаться главным источником стрессов в производствен­ной среде будущего.

Монотонность работы и стрессы

Многие компоненты монотонной работы и стрессовых ситуаций, которые возникают при использовании технологии КАП, следу­ют из того факта, что технология разрабатывается исходя ис­требования минимального вмешательства оператора, причем отсутствие сбоев в управлении зависит от реакции оператора и его интеллектуальных возможностей при анализе возникаю­щих непредвиденных ситуаций. Операторы систем с ЧПУ обыч­но отмечают монотонность работы, когда требуется продолжи­тельная по времени обработка детали. В этих случаях время между последовательной сменой деталей может составлять ча­сы или даже дни. Большие партии деталей при их последова­тельной обработке также обусловливают монотонность работы. Использование квалифицированного специалиста для составле­ния управляющих программ также сказывается на проблеме - монотонности, поскольку в действительности фрагментирование приводит к исключению наиболее интересных функций механи­ческой обработки на станках с ЧПУ из обязанностей оператора.

Монотонность для операторов ГПС представляется меньшей проблемой, по-видимому, в связи с тем, что в системе возника­ют более многочисленные и разнообразные непредвиденные со­бытия. Однако в бесконфликтные периоды работы системы монотонность оказывается существенным фактором, поскольку затруднительно поддерживать высокую скорость реакции в пе­риоды, когда задача сводится в основном к текущему контролю. Недостаток активных действий и применения навыков принятия решений служит катализатором этого эффекта (хотя, в соот­ветствии с выводами экспериментального исследования ОДУ в - ГПС, интерфейс человека и ГПС, вероятно, может быть выпол­нен с учетом возможности активного вмешательства оператора). Это чередование периодов относительной активности и возни­кающих стрессов, вызванных непредсказуемыми проблемами, '

Представляется характерным для сложного и дорогого компь­ютеризированного производственного оборудования и отражает неоптимальное использование ресурсов человека.

Заключительные замечания

Обобщая воздействие КАП на производственное оборудование, Бюро технологических экспертиз отмечает, что одним из при­влекательных аспектов компьютеризованной производственной технологии является ее способность обеспечивать широкий диа­пазон выбора при проектировании и реализации системы в части не только аппаратных средств, но и организации управления производством. Еще существуют многие фундаментальные про­блемы, касающиеся природы поведенческого фактора, дающие основания полагать, что потенциал компьютерной автоматиза­ции производственного оборудования не реализован даже в малой степени. В этом исследовании выделены факторы и ус­ловия, которые делают логичным на первом этапе использова­ние САПР/АПС. Однако решение основных проблем еще впе­реди. Богатые возможности для разрешения таких проблем будут получены не столько с помощью существующих методов учета поведенческого фактора, сколько благодаря новым мето­дологиям, развитие и изучение которых стимулируется самими возникающими проблемами.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.