ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Моделирование систем распознавания речи

При моделировании устройств распознавания речи различные уровни функциональных возможностей распознавания речи мо­гут анализироваться и оцениваться экспериментально. Первые исследования, основанные на моделировании речевого управле­ния и отображения, начались с изучения того, как взаимодей­ствуют люди при решении возникающих проблем [10]. Наиболее быстро проблемы решались тогда, когда люди использовали речевое общение. Другие возможные способы общения людей — это телеграфная связь и обычное письмо. Поскольку рассмат­риваемое исследование не предполагало ограничения речевого канала общения определенным размером словаря, заданной синтаксической структурой или допустимым темпом речи, соот­ветствие его результатов современным возможностям автомати­ческого распознавания речи нельзя считать полным; однако эти результаты иллюстрируют всю мощь речевого канала взаимо­действия при решении проблем, подчеркивают важность даль­нейшего развития технологии автоматического распознавания речи и показывают, что моделирование процессов распознавания речи — это ценная методология исследований в данной области.

После проведения первых исследований было сделано не­сколько попыток изучения характеристик системы и возможно­стей ее применения в случаях, когда на речевой канал налага­ются различные ограничения с целью моделирования процесса использования устройств распознавания речи. Была смоделиро­вана пишущая машинка с речевым вводом, где речь ограничи­валась либо размером словаря, либо требованием речевых пауз [26]. К числу недостатков метода моделирования следует отнес­ти большое время реакции, невозможность имитации ошибок типа неправильного распознавания и неверного отбрасывания, а также неестественное требование раздельного произнесения слов, когда по слогам произносятся новые слова, отсутствующие в словаре. Тем не менее работы по моделированию способству­ют развитию средств имитации процессов распознавания речи в целях изучения роли субъективных факторов.

В работе [58] показаны трудности реализации успешного моделирования процессов распознавания речи и сделана попыт­ка оценить реакцию пользователя на различные уровни точно­сти распознавания. Поскольку в этом эксперименте субъекты читали слова в заданном порядке, было трудно управлять со­ответствующей обратной связью, когда человек неправильно Произносил слово или создавал заметный шум. Кроме того, хотя испытуемые не имели реальной задачи для выполнения, часто им не удавалось прочитать предоставленную с помощью обрат­ной связи визуальную информацию и они не знали об ошибках. В результате все достигнутые путем моделирования уровни точ­ности распознавания речи были признаны ими приемлемыми; вероятно, это указывает на то, что концепция речевого ввода получила одобрение. Решение указанных здесь и других проб­лем в будущих разработках в области моделирования представ­ляется довольно сложным, и здесь вряд ли удастся избежать серьезных трудностей.

Совсем недавно [99] был продемонстрирован еще один спо­соб моделирования, который вполне удовлетворил испытуемых. Он дает обнадеживающие результаты применительно к ограни­чениям, накладываемым на синтаксическую структуру и размер словаря пользователей, когда те имеют дело с распознающей системой. Субъекты, «разговаривающие» с ЭВМ, не были ли­митированы употреблением строго определенного синтаксиса или словаря. Однако смоделированная экспериментатором ма­шина «отвечала», используя ограниченные словарь и синтаксис. Субъекты подражали машине и постепенно в ходе эксперимента усвоили ее словарь и синтаксис.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.