ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Модели супервизорного управления

Производитель ' иость труда

В ГПС оператор может распределять свое внимание между большим числом машин, уделяя каждой из них столько вни­мания, сколько необходимо для ее правильного обслуживания

Модели супервизорного управления

Рис. 7.13. Уровни распределения функций в системе [18]. (Copyright 1982,

Перепечатано с разрешения.)

И контроля. Человек обычно ощущает ответственность при вы­полнении большого числа разнообразных задач. Вполне пра­вомерно рассматривать человека как вычислительную машину, работающую в режиме разделения времени при разных рас­пределениях времени обработки и разных структурах прио­ритетов, которые допускают прерывание выполнения заданий. Такой подход можно осуществить с помощью аппарата тео­рии массового обслуживания [5, 22, 32].

Целым рядом исследователей разработаны модели приня­тия решений человеком в многозадачных ситуациях. Сандерс и МакКормик [18] смоделировали поведение человека в про­цессе слежения за показаниями приборов. При этом предпо­лагалось, что человек пользуется своими весьма ограниченны­ми возможностями запоминания и переработки информации для последовательного наблюдения за множеством приборов в случайном порядке; мерой рабочей нагрузки служила доля вре­мени, приходившаяся на наблюдение за конкретным прибо­ром. ♦ <

Авторы работы [31] создали парадигму многозадачного динамического конструирования с такими характеристиками, как оценка времени между двумя последовательными входа­ми в задачу, время до момента устранения задачи, продол­жительность выполнения задачи, производительность челове­ка, решающего задачи, а также ввели понятие плотности па­раметров задачи. В этом эксперименте на экране отображал­ся ряд значений требуемого времени завершения задач в уело - виях многозадачного режима и соответствующие им поощре­ния. Человек должен был решать, какую задачу в каждый конкретный момент выполнять, чтобы выигрыш был макси­мальным. Экспериментаторы пришли к выводу, что в случае решения человеком ряда задач с помощью ЭВМ для достиже­ния оптимальных результатов важно установить степень от­ветственности за выполнение им каждой конкретной задачи.

Некоторые исследователи [5, 22] изучали особенности при­нятия решений в условиях многозадачного режима, когда чело­век должен распределять свое внимание между задачами управления и другими дискретными задачами. Если пользо­ваться терминами теории массового обслуживания, то человек как узел обслуживания в рамках рассматриваемой модели имеет дело сразу с несколькими задачами, причем значения интервалов времени между двумя последовательными поступ­лениями требований на обслуживание распределены экспонен­циально. Такая расширяющаяся модель позволила оценить прогнозируемое среднее время ожидания для каждой задачи и среднее время, уделяемое этой задаче.

Говиндарадж и Роуз [10] разработали многопараметриче­скую модель оптимального выполнения задачи, учитывающую 1) отношение веса управляющего воздействия к весу после­дующей ошибки; 2) отношение номинальных весов управляю­щих воздействий к их фактическим весам на дискретных ин­тервалах времени решения задач и 3) пороги изменений управляющих воздействий. Эта модель может оказаться полез­ной для оценки отображений, в которых известны будущие события, удаленные на определенное расстояние от настоя­щего, т. е. при известных характеристиках дискретной задачи можно определить продолжительность ее выполнения и время завершения. Проводился эксперимент, в котором люди управ­ляли положением образа самолета на карте по информации, отнесенной на определенное расстояние в будущее. Результаты эксперимента показали, что модель хорошо согласуется с экс­периментальными данными.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.