ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Модели познания

Отдельные эксперименты могут оказать помощь в изучении некоторых аспектов разработки языков программирования, стиля программирования или стратегии разработки програм-

Таблица 1.9. Типы ошибок в программах обучаемых 152J

. Количество

Характер ошибки ошибок, %

Ошибки отсутствуют 31

21 10

Ошибки исполнения программы 33

При вводе — выводе в описаниях

Арифметические 2

9

Ошибки трансляции 36

В операторах присваивания

В операторах формата 8

В идентификаторах 5

11

В операторах типа DO 3

прочие


Таблица 110. Типы ошибок в программах профессиональных программистов (9]

Используемый

Количество

Язык

Ошибок, %

PL/1

17

Фортран

16

Ассемблер

12

Много обеспечения, но в то же время они вносят вклад в по­строение теории поведения программиста. Значение каждого отдельного экспериментального результата само по себе мало и смысл его достаточно ясен, однако в совокупности эти экс­перименты и их повторяющиеся результаты должны привести к углублению теоретических концепций моделирования пове­дения программиста.

Приемлемой можно считать теорию, которая не только объ­ясняет полученные результаты, но также позволяет делать предсказания ожидаемых результатов в новых ситуациях. К сожалению, таких теорий, касающихся работы программис­тов, не так уж много. Брукс [14] попытался моделировать по­ведение программиста программным способом. Была разра­ботана программа [2], моделирующая изучение языка Лисп. Авторы работы [74] предложили модель познания теории про­граммирования и соответствующих процессов. Дальнейшее из­ложение материала здесь будет основано именно на этой син - таксическо-семантической модели, в которой различаются два вида семантических знаний.

Таблица l. lil. Выводы по результатам отладки программ

_ Литературный

Результаты экспериментов источник

Для опытных и начинающих программистов процентное соот­ношение различных типов ошибок примерно одинаково [91 ] И начинающие, и опытные программисты имели примерно одинаковое количество ошибок при первом пуске программы, но профессионалы устраняли ошибки быстрее [91] Опытные программисты не использовали интерактивные сред­ства отладки [33] Указание программисту Номераї программной строки, содер­жащей ошибку, уменьшало среднее время ее устранения с 6,5 [33] до 3 мин

Использование автоматизированных отладочных средств не уменьшало времени, затрачиваемого на отладку [33]

Ошибки в операторах присваивания отыскивать труднее, чем в итерационных операторах или в операциях с массивами [33]

Студенты-выпускники при использовании языков со статиче­ским определением типов данных допускали меньше ошибок, чем пря использовании языков, не предусматривающих опре­деление типов [31} Программисты допускали большее количество ошибок при ис­пользовании языков без средств определения типов данных, даже если подобная программа прежде разрабатывалась на языке, имеющем такие средства [31] При отладке программы программисты сосредоточивают вни­мание на логически связанных группах операторов, называе­мых «слоями» [88]

Удачная модель поведения программиста способна помочь в анализе многочисленных аспектов процесса программирова­ния. К таким аспектам относятся:

Разработка новой программы;

Составление программы на базе принятых проектных решений;

Освоение неизвестной программы; отладка программы;

Модификация существующей программы в соответствии

С новыми требованиями;

Изучение новых методов программирования;

Обучение начинающего программиста.

Удачная модель должна описывать как структуру человече­ских знаний, так и процесс познания. Структурные элементы знаний хранятся в долговременной памяти человека и могут изучаться путем опроса субъектов, в рамках которого им пред­лагается описать свои знания, путем наблюдений за работой программистов или с помощью специальных тестовых задач, выявляющих структурные элементы знаний. В процессе изуче­ния программ человеком используется кратковременная па­мять, а при решении задач, связанных с разработкой, состав­лением, отладкой или модификацией программ, подключается еще и рабочая область памяти, через которую долговременные знания, влияя на способ восприятия информации, координиру­ют и упрощают процесс решения конкретной задачи (рис. 1.3).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.