ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Командный язык для текстовых редакторов

Для управления работой текстового редактора, как и любой программы, требуется использование некоторого командного языка Такой командный язык должен по возможности наиболее полно соответствовать выполняемым в процессе редактирования процедурам. В качестве командного языка можно, например, использовать естественный язык или язык указаний и отсылок, однако независимо от типа он должен быть в состоянии описы­вать любые требуемые операции. Хорошие результаты показало исследование языков самого различного типа, и мы не можем «назвать ни один из них, преимущества которого перед другими были бы бесспорны, так как даже специальные исследования не выявили существенных различий в качестве функционирова­ния систем, отличающихся только типом командного языка [23].

Имеются основания считать, что использование более про­стых по синтаксису командных языков не только позволяет со­кратить среднее время их освоения начинающими пользовате­лями, но и способствует некоторому выравниванию уровня подготовки начинающих специалистов [20]. Командные языки, используемые при работе с экранными редакторами, обычно оказываются проще других, так как в них применяется адреса­ция, выполняемая указанием позиции на экране с помощью курсора, что намного проще вербального описания.

Большинство задаваемых машине команд, подобно командам естественного языка, состоит из глагола, указывающего опре­деленное действие, и существительного, определяющего объект этого действия. (В некоторых случаях может потребоваться включение в команду более одного существительного или на­речия для уточнения порядка выполнения действия.) Вследст­вие очевидной параллели с естественным языком некоторые исследователи рекомендуют для простоты обучения использо­вать такой синтаксис командного языка, который был бы как можно ближе к естественному. В частности, на основе того, что повелительные предложения в английском языке строятся по схеме, предполагающей постановку глагола перед существитель­ным, была выдвинута гипотеза, что порядок «глагол — сущест­вительное» является более предпочтительным для командных языков, используемых англоязычными специалистами. Однако в диссертации Черри [13] эта гипотеза опровергается, так как по результатам исследований не удалось обнаружить сущест­венного различия в эффективности работы с редактором меж­ду группами пользователей, применяющими команды с поряд­ком слов «глагол — существительное», и пользователями, за­дающими системе команды по схеме «существительное — глагол». Причем такой результат был получен для группы как начинаю­щих, так и опытных пользователей, выполняющих задачи тек­стового редактирования.

При создании командного языка основными жесткими крите­риями должны быть простота и непротиворечивость. Порядок элементов в команде следует точно определить, в противном случае функция каждого из ее элементов должна быть очевид­ной во избежание непредсказуемых результатов, вызванных заданием команды с неправильным порядком операндов. Каж­дая команда должна заканчиваться определенным указанием системе на то, что ввод команды завершен и система должна приступать к ее выполнению. Если команда завершается всякий раз конкретным, легко определяемым действием (например, нажатием какой-либо функциональной клавиши), то, как пра­вило, нет необходимости в использовании оператора DO («Вы­полнить»), что может несколько ускорить процесс редактиро­вания.

Командный язык редактора должен содержать также коман­ды STOP («Остановить выполнение») и UNDO («Отменить действие предыдущей команды») с тем, чтобы пользователь мог легко исправлять ошибки и изучать новые возможности редак­тора, не боясь непоправимых действий.

Определение действия команды

Существует несколько способов, с помощью которых пользова­тель может задать действие, предусматриваемое командой. Наи­более общие из них перечислены в табл. 4.1 с указанием досто­инств и недостатков. Для построения командного языка для оп­ределенного текстового редактора можно выбрать либо один из возможных способов выражения действия, либо использовать несколько способов, что предоставило бы пользователю различ­ные возможности задания одних и тех же команд (например, «канонический» способ и способ более быстрый, но требующий от пользователя определенных навыков работы с ЭВМ). Или же в редакторе может использоваться один тип языка для по­строения наиболее характерных команд и другой для задания менее распространенных команд, например, ограниченный набор функциональных клавиш может быть расширен за счет специ­альных управляющих клавиш или благодаря использованию меню, высвечиваемого во временном окне. Однако применение более двух различных способов вызова команд одновременно, вероятно, вызовет у пользователя определенные затруднения.

При создании командных языков разработчики, как прави­ло, сталкиваются с проблемой, состоящей в том, каким образом сократить большое количество необходимых для редактирова­ния команд с тем, чтобы по возможности не перегружать па­мять пользователя и в то же время чтобы процесс вызова команд при этом не становился бы затруднительным. Изучение употреблений наименований команд показало, что в качестве имен команд целесообразно использовать нечасто встречающие­ся и хорошо распознаваемые слова [6], обладающие конкретной семантикой [4, 21] и принадлежащие к соответствующим час­тям речи [12]. При работе с редактором, допускающим выпол­нение длинной цепочки команд, для их вызова уже недостаточно ввода однобуквенных аббревиатур имен команд. Наиболее про­стое решение проблемы использования при вводе командных аббревиатур состоит в том, чтобы потребовать от пользователя ввода в ЭВМ по крайней мере стольких знаков командного име­ни, сколько необходимо для однозначной расшифровки его ма-

Способ

Недостатки

Преимущества

Ввод с клавиатуры аб­бревиатур команд

Ввод с клавиатуры от­дельных символов

Использование управляю­щих клавиш (ввод букв при нажатой клавише CTRL)

Использование маркиро­ванных функциональных клавиш

Использование немарки­рованных функциональ­ных клавиш

Использование экранного меню и вызова команды нажатием клавиши вво­да после указания нуж­ной позиции курсором

Меню во временном окне

Мнемонический характер. Не требуются специаль­ные аппаратные средства. Руки пользователя в пре­делах привычной части клавиатуры

Значительно повышает темп работы. Не требуются специаль­ные аппаратные средства - Руки пользователя в пре­делах привычной части клавиатуры

Обычные аппаратные

Средства.

Руки пользователя в пре­делах привычной части клавиатуры.

Не требуется специаль­ный сигнал «Выполнить» Способ очень прост в ос­воении.

Позволяет освободить вторую руку для управ­ления указательным устройством.

Не требуется специально­го сигнала «Выполнить» Используются, как пра­вило, обычные аппарат­ные средства. Позволяет освободить вторую руку для управ­ления указательным уст­ройством.

Не требуется специаль­ный сигнал «Выполнить» Постоянное напоминание перечня команд. Дает полное имя коман­ды

Может содержать боль­ше команд, чем простое (статическое) меню. Дает полное имя коман­ды

Требуется ввод большого количества символов. Невозможна «безрежим­ная» вставка

Не все команды имеют удобную мнемонику. Число используемые команд ограничен»

(—(26).

Невозможна «безрежим­ная» вставка Довольно затруднитель­но при больших объемах ввода

Требуются специальные аппаратные средства. Использование клавиш необходимо во всех слу­чаях.

Обеспечивается работа лишь с ограниченным на­бором команд Мнемоника отсутствует, если смысловое назначе­ние клавиш не демонст­рируется каким-либо иным способом. Обеспечивается работа лишь с ограниченным на­бором команд

Занимается существен­ная часть экрана. Обеспечивается работа лишь с ограниченным набором команд. Может потребоваться обязательное перемеще­ние курсора

Невозможно одновремен­но видеть полный набор команд.

Каждый вызов команды требует нескольких пере­мещений курсора по ме­ню.

Может потребоваться уход курсора с нужного объекта


Шиной [24]; это даже позволит дальнейшее расширение списка употребляемых команд в тех случаях, когда система не предус­матривает ввода команд в виде аббревиатур их имен определен­ной длины. Для систем, основанных на использовании меню, большие группы команд обычно разбиваются на отдельные ме­ню, которые пользователь должен хорошо изучить для эффек­тивной работы с ними. Процесс освоения их пользователем про­текает более успешно, когда системой предусмотрена возмож­ность прямого вызова соответствующего меню или команды. В этом случае опытный пользователь может объединить не­сколько связанных между собой действий в одно, и система не будет терять времени, всякий раз выводя заново на экран описание меню. Более подробно вопрос об использовании меню рассматривается в работах [8] и [43].

Определение объекта действия команды (главным образом с ис­пользованием адресации)

Наиболее характерным объектом действия команды при редак­тировании является некоторая позиция в тексте документа, я наиболее естественный метод ее адресации — непосредствен­ное указание на экране. Как показала многолетняя практика, оптимальным способом указания позиции является использова­ние устройства типа «мышь» (хорошо освоив «мышь», можно добиться такой высокой скорости указания, как если бы оно проводилось пальцем) [9]; другим широко распространенным способом адресации является использование «шаговых» («стре­лочных») клавиш. В редакторах, работающих с «бумажными» терминалами, невозможно использование непосредственного указания, и в общем случае для адресации используют ввод но­мера строки. Номер строки может быть как абсолютным, т. е. постоянным для каждой строки и меняющимся лишь когда пользователь сам перенумеровывает строки, так и относитель­ным, в случае, когда номер любой строки отсчитывается от на­чала документа и меняется в зависимости от вставки или унич­тожения строк, располагающихся в тексте выше ее. В первом случае пользователи обычно задают в своих командах точные номера требуемых строк, а во втором — системе приходится запоминать текущую позицию в файле, и пользователь вводит команду по сдвигу данного системного указателя с этой пози­ции соответственно вперед или назад; обычно операции, с по­мощью которых пользователь передвигает указатель, выполня­ются отдельно от команд, производящих изменения в тексте.

Во всех только что отмеченных операциях указывается, как правило, лишь одна позиция в документе. Для тех случаев, ког­да пользователь хочет отметить целый фрагмент текста, некото­рые системы предусматривают прямое расширение размеров части текста, подлежащей изменению (так, например, можно указать начальный и конечный номера строк или же переме­щать манипулятор «мышь» и дважды нажимать клавишу управ­ления, находящуюся на корпусе "мыШи"). Однако существуют и другие системы, определяющие отметку начальной позиции необходимого текста и передвижение для отметки его конца как две отдельные операции. Такой процесс адресации приводит к неоправданному увеличению числа шагов, необходимых для выполнения команды.

Иногда параметры команд не служат указателями каких-ли­бо частей документа. Такие параметры обозначают, например, число необходимых повторений выполнения операций или ука­зание системе на то, что строчные и прописные буквы должны при поиске рассматриваться как эквивалентные. Насколько эф­фективно могут быть выражены подобные параметры, в боль­шой степени зависит от способа спецификации командных гла­голов. Для систем, предполагающих текстуальное задание команд, нестандартные модификаторы чаще всего выражаются дополнительными текстуальными аргументами, вводимыми пе­ред сигналом к выполнению команды. Другие системы для ввода команд обеспечивают проведение диалога с пользовате­лем, в процессе которого у него запрашивается вся необходи­мая информация. Однако такой диалог может быть крайне уто­мительным для специалиста и, как правило, не допускает лег­кого исправления ошибочных параметров, даже если ошибка обнаружена пользователем раньше, чем отдана команда. В си­стемах, основанных на использовании меню, все возможные ва­рианты команд могут быть перечислены в соответствующих иерархических структурах. Экранно-ориентированные системы способны выдавать на экран небольшие форматированные блан­ки (иногда называемые «формами уточнения команды»), в ко­торых пользователь может определять те параметры, значения которых должны отличаться от принимаемых по умолчанию. Это представляет собой усовершенствование ранее описанного диалога, проводимого системой, так как в данном случае управ­ляет им пользователь, а не система; правда, и в таком вариан­те определение значений параметров с помощью диалога все еще недостаточно эффективно для постоянного использования.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.