БИЗНЕС В СТИЛЕ ФАНК КАПИТАЛ ПЛЯШЕТ ПОД ДУДКУ ТАЛАНТА

Лидеры и ведомые

Очевидно, что не все регионы развиваются одинаковыми темпами. По мнению экспертов World Bank’a, в странах с более высокими тем­пами роста люди просто больше работают, больше учатся, имеют более высокий уровень сбережений. Успех любой экономики и про­гресса строится на очень простых вещах: работа, учеба, накопление, никаких экономических чудес, магического порошка или волшеб­ной палочки.

В течение 1990-х США вернули себе лидирующее положение. Это видно из анализа долей мирового рынка ценных бумаг, принадлежа­щих компаниям США и Японии.62

Доли мирового рынка ценных бумаг

подпись: доли мирового рынка ценных бумаг

Год

Япония

США

1990

41,5%

31,0%

1998

10,4%

53,2%

подпись: год япония сша
1990 41,5% 31,0%
1998 10,4% 53,2%
Пять лет назад казалось, что ничто не может остано­вить азиатов, и особенно Японию, но с приближени­ем нового тысячелетия мно­гие из них натолкнулись на непреодолимый барьер. Что случилось?

Следует ли удивляться? Краткий ответ - нет. В конце эры индуст­риализации мы все больше внимания уделяли эффективности, экс­плуатации, плановым, последовательным улучшениям производимой продукции и массовому производству, стараясь произвести еще одно изделие, точно такое же, как и предыдущее, просто чуть-чуть лучше. Те, кто преуспел в этом, были волшебниками, умеющими делать луч­ше то же, что и все остальные.63 Они превзошли всех, делая все абсо­лютно правильно.

В деревне фанк вся игра идет вокруг творчества, результативности, революционных преобразований в подходах к производству продук­ции и обслуживанию, привлечению в компанию совершенно непохо­жих людей, способных создавать новые, удивительные продукты. Ус­пех приходит через исследование неизведанного и получение лишь отчасти «правильных» результатов.

Очень непохожие друг на друга игроки будут лидировать в буду­щем на разных этапах экономической эволюции. В деревне фанк есть один регион, в котором индивидуализм является основой всей систе­мы ценностей. В нем есть институты, которые поддерживают подвиж­ный рынок труда с контрактами на краткосрочной основе и высокой текучкой. Регион, принимающий неопределенность и создающий но­вые технологии, - это Соединенные Штаты. Так что не стоит удив­ляться тому, что американские фирмы доминируют в начале новой эры, особенно тогда, когда коллективизм, пожизненный наём, сниже­ние неопределенности и освоение, а не создание новых технологий, отличает характер действий ее основного конкурента - Японии.64

Но совсем не обязательно, что это господство будет длиться вечно. Бум американской экономики не написан золотыми буквами на камен­ных скрижалях. США, может, и не сдадут просто так своих позиций, но факт есть факт, вызов им будет брошен. Глобализация и смешение раз­ных систем ценностей скажут свое слово. Большинство людей уже не попадаются в «географические» ловушки. Многие японцы, датчане или португальцы более индивидуальны в своем творческом подходе, чем средний американец, и смелее смотрят в глаза неопределенности. Те­перь мир принадлежит им. Они вольны воспользоваться своим правом выбора. И они выберут. Поэтому нам следует ожидать стремительных и неожиданных ответных ударов по мере того, как эти люди начнут со­бирать идеи и наработки в одном регионе и трансплантировать их в дру­гой. В обществе без географических привязок люди и организации, у которых теперь множество «родин», отличаются от нынешних нацио­нальных государств, в которых нельзя так просто сорваться с места и уехать. В который раз: кто оказывается намного важнее, чем где.

Результаты международного исследования математических и про­чих способностей тринадцатилетних подростков (ТМББ) также подтвер­ждают сомнения в том, что США смогут и дальше сохранять лидерство.65

Г Математика

Очки

Другие предметы

Очки 1

1. Сингапур

643

1. Сингапур

607

2. Южная Корея

607

2. Республика Чехия

574

3. Япония

605

3. Япония

571

4. Гонконг

588

4. Южная Корея

565

5. Бельгия

565

5. Болгария

565

28. США

500

17. США

534

Сможет ли Америка удержать свое господство в обществе, в котором все решает интеллект, когда ее подрастающее поколение по усредненным показателям явно не попадает в высшую лигу? А может, более важен воп­рос, подходят ли нам усредненные показатели? Если люди фанка при вы­полнении определенной работы в сто раз лучше, чем все остальные, раз­ве не будет средний балл таким же бесполезным, как государственные гра­ницы, общественное телевидение или старые албанские мультики?

Затем встает вопрос, а что же Европа? Если США и Япония (а вме­сте с ней, в данном случае, и вся остальная Юго-Восточная Азия) пред­ставляют собой два полюса, то что же Европа - застряла между ваго­нами и паровозом или действительно способна взять лучшее от обо­их регионов? Мы можем быть уверены в одном: если Европа хочет взять лучшее от двух мировых лидеров, она должна способствовать росту национального разнообразия, которое на протяжении XX века явилось причиной нескольких войн на ее территории.

В США национальное, культурное и прочее многообразие - это ак­туальнейший вопрос. У компаний есть программы, направленные на увеличение национального многообразия своих коллективов, так же, как и многообразия по другим показателям[81]. Компании раскошелива­ются на дорогую рекламу, рассказывая об этих программах, другими словами, они из кожи вон лезут, чтобы показать, что они политически корректны. Разница в том, что в США национальное многообразие - это, как правило, просто вопрос цвета кожи. В Европе - это вопрос куль­тур.66 Новый плавильный котел различных культур - Европа.

Типичные европейцы живут в странах, где от 15 до 25% населе­ния - выходцы из других стран. Слияние - это все. Больше не суще­ствует закрытого, однородного, изолированного общества. Живущие бок о бок люди разных национальностей с разными системами цен­ностей - неизбежная реальность наших дней. Конечно, не всегда все проходит гладко. Некоторые страны более националистичны, чем другие. Но никто никогда и не говорил, что совместное проживание возможно без осложнений.

Так или иначе, Европа потенциально может стать более неодно­родной, а разнообразие культур, национального состава и так далее дает мощный толчок развитию творчества, инновационности и про­грессу. Но остается вопрос: сидят ли европейцы на крыше порохового склада или на крышке плавильного котла? У Европы долгая история вражды и взаимонеприязни. Ее народы привыкли жить порознь. Что это - плюс или минус? По мнению немецкого академика Юргена Ха­бермаса, европейское наследие определенно является фактором, спо­собствующим борьбе с разрозненностью и поддерживающим Европу в ее стремлении создать наднациональную[82] демократию через укреп­ление Европейского Союза. Мастерство приходит с опытом.

Однако недавние события на Балканах даже оптимистов заставля­ют задуматься об опасности национального многообразия. Вспомни­те: что есть - есть. Европа веками была и остается неоднородной, с точки зрения расовых, религиозных и других характеристик. Многообразие как таковое не хорошо и не плохо. Оно просто есть. Но оно может стать тем, чем мы захотим. Европе не нужно больше или меньше гетероген­ности, ей просто нужно решить, что с ней делать. Европе нужна мечта, идея, новый манифест - слово и дело. Европейцам следует напрячь свои мозги и понять, что должно быть сделано для развития потенци­ала, заложенного в национальном многообразии, имея в виду сегод­няшние перемены в технологиях, институтах и ценностях. Если этого не сделать, то судьбу Европы будут решать другие обитатели глобаль­ной деревни фанк.

Изменения происходят не только в материи, пространстве и вре­мени. В эпоху изобилия весь мир претерпевает метаморфозы, прини­мая новые, причудливые формы. Вещи перемещаются, распадаются и складываются снова в необычных сочетаниях - panta rei [83], - обра­зуя новую реальность - мир с размытыми границами, фрагментар­ный мир, м-и-р, написанный через дефис.

Наше общество находится в смятении. И это состояние передается обретшим силу индивидуумам, талантам, тем, кто обладает правом вы­бора. Это люди, которые свободны, чтобы знать, передвигаться, делать и быть тем, кем они хотели бы быть.67 Они открывают эту эру «анар­хии», пользуясь своим правом на выбор. Они рушат стены и расшаты­вают традиционные основы власти. Они сами планируют свое собствен­ное образование, карьеру и жизнь. Они инициируют изменения во всей системе и превращают мир в архиплюралистичное место.

Вчера в обществе и в нашей жизни доминировали сильные центры власти. В Манифесте Коммунистической партии, вышедшем в 1848 г., авторы писали, что их целью является создание такого общества, «в ко­тором промышленное производство управлялось бы не владельцами,

Конкурирующими друг с другом, а всем обществом, работающим в со­ответствии с установленным планом и потребностями его членов». Это был экстремальный случай общественного ре-инжиниринга с новыми представлениями о предсказуемости, стабильности и контроле. Следуя идее создания «хорошей жизни», нужно было просто правильно выра­ботать генеральный план, структуры и системы. Политики-консерва­торы, капиталисты и профессиональные управленцы на Западе, веро­ятно, смеялись над этими утопическими надеждами, но было ли их соб­ственное видение будущего действительно лучше?

Мы сами возводили наши огромные, монолитные и центрально спланированные структуры. Некоторые из них мы называли корпо­рациями. Немногим более 30 лет назад экономист из Гарварда и со­ветник Джона Кеннеди Джон Кеннет Гэлбрейт заметил: «У нас есть экономическая система, которая вне зависимости от своего формаль­ного идеологического статуса во многом является плановой экономи­кой. Решения о том, что производить, приходят не от конечных по­требителей. Напротив, эти решения принимаются крупными органи­зациями производителей, которые, хотя и призваны обслуживать ры­нок, делают все возможное для контроля над ним» 68. И снова вопрос состоял в создании правильных структур, систем и стратегий, то есть великого генплана. В капитализме, так же, как и в коммунизме, были элементы централизованной экономики в политическом, экономичес­ком и социальном смысле. Кто-то принимал решения, другие подчи­нялись, или, по крайней мере,

Им говорили подчиняться. Реальность НЭШвГО ВРеМвНИ - ЭТО

Прежний мир имел четкую неструктурированный мир, населенный

Структуру и был заполнен талантл||ВЫМ|| ЛЮДЬМИ.

Кастрированными индивиду­умами, а действительность на­шего мира такова, что в нем нет никакой структуры и индивидуумы весьма «дееспособны» (за исключение некоторых евнухов, предпочита­ющих снижение неопределенности). Термиты были выпущены на не­сущие конструкции наших зданий, и они носятся по ним в неистовстве.

Сегодня, как писал поэт Уильям Батлер Итс, центру не удержаться. Вооруженные новыми ценностями и технологиями, предпринимате­ли бросают вызов привычным институтам, поставщикам власти.

Заметьте, что это не институты, технологии или ценности созда­ют Новый Мир. Перемены или зачатки смуты, которые мы видим, привнесены людьми, которые больше не хотят мириться с тем, что им говорят, что они им можно знать и делать, куда им идти и кем становиться.

Но то, что может восприниматься как хаос на общественном уров­не, не более, чем хаотичность, на уровне индивидуальном. Это есте­ственно. За примерами далеко ходить не надо. Большинство людей и не предполагают, что профессора престижной бизнес-школы могут носить черные кожаные штаны, стричься наголо, оттягиваться на ве­черинках, слушать Prodigy, брать полгода по уходу за ребенком и так далее. Но мы это делаем, потому что нам это нравится. Парадоксаль­но, но гармоничные (?) исключительно целенаправленные индиви­дуумы, могут, как кажется со стороны, создавать дисгармонию в об­ществе. Не важно, гармоничное или дисгармоничное, но общество те­перь другое, и с этим трудно спорить. Что есть - есть.

БИЗНЕС В СТИЛЕ ФАНК КАПИТАЛ ПЛЯШЕТ ПОД ДУДКУ ТАЛАНТА

Посредственность никогда не побеждает

В эру эмоциональных привязанностей абсолютно все организации конкурируют друг с другом. В каких регионах, отраслях или на каких рынках они находятся, уже не играет никакой роли. Конкуренция боль­ше не ограничивается …

Создавая эмоциональное предприятие

Итак, как же мы реализуем весь потенциал эмоциональной конкурен­тоспособности и корпоративного воображения? Вопрос нарастающей организационной сложности и появления новых направлений деятель­ности решался преимущественно, по крайней мере на Западе, путем прибавления …

Сенсационные стратегии

Чтобы извлечь прибыль из «бесконечной инновации», нам нужно на­править всю свою энергию на некоторые из этих нематериальных, эфе­мерных характеристик продукции. Конкурентная стратегия - это до­рога никуда. Нам надо создавать сенсационные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.