БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНЦЕРНОВ И СЕМЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

Под словом "концерн" обычно понимается группа предприятий (дочерних

Фирм) вокруг другого предприятия (материнской компании), которая держит

Акции этих предприятий.

Для того, чтобы быть в состоянии контролировать дочерние предприятия,

Головному предприятию во многих западных странах достаточно иметь от 20

До 40% акций (в США, где акции многих предприятий принадлежат десяткам,

Если не сотням и тысячам акционеров, для эффективного контроля предприя-

Тий достаточно обладать 10-15% акций). В рамках концернов часто дочерние

Предприятия являются держателями акций других дочерних фирм.

В Австрии, ФРГ и других западных странах подобный контроль за дея-

Тельностью предприятий осуществляют банки. Обычно они контролируют тор-

Говые, промышленные предприятия или другие банки.

Целью образования концерна производственных предприятий может быть:

- выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков

(например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообразно приоб-

Рести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов

Спорта - теннисные ракетки, парусные лодки и т. п.);

- перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности

(табачная промышленность) в более прогрессивные (фармацевтика,

Компьютерная технология и т. п.). Многие крупные международные табачные

Концерны в последнее время приобретали фирмы, работающие совсем в других

Областях экономики, таких, например, как гостиницы, химические предприя-

Тия и т. д.;

- осуществление капиталовложений при наличии крупных ликвидных

Средств;

- создание "экономической империи" (при наличии индивидуальной

Собственности). Ниже приводится характерный пример такой "империи"

Итальянского собственника Карло де Бенедетти.

Как уже отмечалось, нередко участие в промышленных и торговых предп-

Риятиях приобретают банки. Это проводится для того, чтобы предприятия

Теснее привязать к банкам в качестве клиентов. Для распространения своей

Деятельности с чисто банковской на другие сферы с растущим рынком банки

Создают такие специализированные фирмы в области финансирования, как ли-

Зинговые или факторные фирмы (подробнее об этом см. с. 9.

Часто банки направляют своих директоров в наблюдательные советы

Фирм-клиентов, чтобы иметь возможность контролировать их кредитоспособ-

Ность. Для предприятий это является преимуществом: таким путем можно

Легче или на более выгодных условиях получать кредиты. Однако нередки

Случаи, когда банки вынуждены из-за неплатежеспособности предприятий

Превращать кредиты, предоставленные им, в финансовые участия.

В состав концернов часто входят предприятия с различной сферой дея-

Тельности - промышленные и торговые фирмы, банки, экспедиторские предп-

Риятия. Поэтому для успешного управления концерном необходимо обеспечить

Постоянный приток информации от дочерних фирм в центральное материнское

Общество.

Приводим пример внутриконцерновой информационной системы в виде еже-

Месячной и ежеквартальной информации, которая состоит из определенных

Базисных данных и показателей. Пример показывает общее развитие дочерних

Фирм с позиций рентабельности и ликвидности.

Международные концерны - транснациональные корпорации - проводят оп-

Ределенную политику в области рентабельности своих иностранных дочерних

Фирм. Ее цель заключается, в основном, в том, чтобы получать высокую

Прибыль в странах со сравнительно низкими налоговыми ставками, а в тех

Странах, где налоги высокие, аккумулировать меньшую по размерам прибыль.

Общая цель политики концернов состоит, разумеется, в том, чтобы сохра-

Нить ликвидность и рентабельность своих дочерних фирм. Поэтому такие ин-

Формационные данные, которые приведены в наших примерах, дочерние (фирмы

Ежемесячно или ежеквартально обязаны присылать материнской компании.

Американский журнал "Форчун" ежегодно публикует список 50 крупнейших

Предприятий за пределами США, указывая их годовой оборот, чистую прибыль

(или убыток) и численность сотрудников. Деятельность крупнейших концер-

Нов анализируют и другие экономические журналы на Западе, например, жур-

Нал"Хандельсблатт" в ФРГ, который составляет перечень крупнейших компа-

Ний всего мира включая концерны США.

Крупнейшим в мире предприятием по обороту является американский кон-

Церн "Дженерал моторc". Его годовой оборот в последние годы превышает

100 млрд. долл. Так, в 1987 г. годовой оборот "Дженерал моторc" составил

101,8 млрд. долл., в то время как весь экспорт Италии в тот же период

Достигал 116 млрд. долл. Годовой оборот этого концерна в 1987 г. был ра-

Вен стоимости экспорта трех нейтральных стран: Швейцарии (45 млрд.

Долл.), Швеции (44,5 млрд. долл.) и Австрии (27 млрд. долл.), или сос-

Тавлял примерно половину стоимости экспорта таких отдельно взятых стран,

Как США (252 млрд. долл.) и Япония (231 млрд. долл.). На долю "Дженерал

Моторе" приходится почти 20% мирового производства автомашин. Этому кон-

Церну принадлежит 209 заводов в США и 12 в Канаде, а также предприятия в

32 других странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек

И служащих, а его чистая прибыль в 1987 г. составила 3,5 млрд. долл.

Если же проанализировать деятельность крупнейших предприятий мира не

По их обороту, а по годовой прибыли, то по данным опубликованного балан-

Сового отчета за 1987 г., лучше всего работала американская компания

"Ай-би-эм", прибыль которой в том году достигла 5,3 млрд. долл. Второе

Место по этому показателю занимала фирма "Эксон" (США, нефть и нефтепро-

Дукты), ее прибыль в 1987 г. составила всего 4,8 млрд. долл.

Впрочем, большинство гигантов было создано не для того, чтобы стать

Транснациональными корпорациями (ТНК). Они превращались в них постепен-

Но, расширяя свою деятельность за границы уже узкого для них отечествен-

Ного рынка. Так, американские ТНК, завоевав внутренний рынок, стали уже

Настолько крупными, что овладение рынком любой другой страны было для

Них сравнительно простым делом.

Некоторые из теперешних крупнейших международных концернов зарожда-

Лись как совсем небольшие семейные предприятия. Например, всемирно из-

Вестная фирма "Кока-Кола" возникла из лаборатории аптекаря, а не менее

Известный концерн "форд" зародился в маленькой мастерской механика Фор-

Да.

Транснациональные корпорации нередко оказываются овеянными репутацией

Властолюбивых чудовищ, которые, словно щупальца осьминогов, опутывают

Весь мир, А вот по их собственной пропаганде, ТНК - это, скорее, добро-

Детель, способствующая развитию мировой торговли и научно-техническому

Прогрессу, помогающая развивающимся странам. Ни то, ни другое не верно,

Истина - где-то посередине.

Цифры, отражающие экономическую мощь ТНК, разумеется, весьма внуши-

Тельные. Но нельзя упускать из виду того, что быть столь крупным орга-

Низмом, таит в себе и серьезные опасности:

- административная структура становится практически необозримой;

- от продавца на рынке до высшего руководства так много промежуточных

Организационных звеньев, и любая информация о рынке проходит такое коли-

Чество фильтров до того, как попасть в руки высшего руководства, что не-

Редко она становится не только искаженной, но и запоздалой;

- для того, чтобы управлять столь крупными организационными структу-

Рами, нужна четкая командная система, а она довольно легко окостеневает;

- конкуренты, конечно, тоже не спят, они окружают такого колосса как

Коршуны и бросаются на каждый сегмент рынка, который гигант не в состоя-

Нии охватить. Именно поэтому, например, фирмы "Эйплс", США, и "Никс-

Дорф", ФРГ, которые вначале были карликовыми по сравнению с "Ай-би-эм",

Смогли стать ей опасными конкурентами: они сосредоточили свои усилия на

Тех секторах рынка, которые "Ай-би-эм" считала неинтересными (рынок

Средних и персональных компьютеров);

- переплетение экономической мощи ТНК с политической властью тех

Стран, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство

Корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических

Решениях также и политические факторы. К примеру, если нерентабельный

Завод находится в экономически слабом районе, решение о его закрытии мо-

Жет повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработ-

Ных стоит правительству множества голосов на выборах;

- в связи с тем, что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в

Значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнкту-

Ры, динамики курсов основных валют и т. п.

В последнее время в США бытует выражение: "Being small is beautiful"

("Быть небольшим прекрасно"). Сравнительно небольшие фирмы являются бо-

Лее гибкими, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенден-

Цию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их органи-

Зационная структура более обозрима. Сбытовые организации крупных концер-

Нов со временем становятся менее гибкими, а порой даже высокомерными.

Последнее нередко можно видеть прежде всего у американских концернов,

Которые считают себя выше остальных и уже не готовы заниматься частными

Проблемами потенциальных клиентов. Во избежание этого феномена в послед-

Нее время многие предприятия реорганизовались, создав у себя так называ-

Емые "profit centers - "центры прибыли" (более подробно см. об этом на

С. 83). Эти "центры" создают возможность более гибко и быстро реагиро-

Вать на изменение условий рынка. В ряде случаев крупные концерны были

Разукрупнены на несколько более мелких предприятий под общим руко-

Водством администрации концерна.

Ну, а теперь познакомимся поближе с некоторыми компаниями, их станов-

Лением, структурой и проблемами.

БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

Песочный отель

Личный мини-отель - безупречная площадка для опыта с самыми смелыми мыслями бизнеса, позволяющими сделать уникальную концепцию гостиницы и привлечь внимание гостей. В коллекции проекта 1000 мыслях собраны 10-ки внезапных форматов гостиничного бизнеса - мысль

Галстук без заморочек либо нескончаемый галстучный узел

Стартап из Шотландии SuperTie, а поточнее, его основоположник – бизнесмен Крис Гибсон, изобрёл и продаёт мужские галстуки, которые не надо ни завязывать, ни развязывать, ни разглаживать — их галстучный узел – похож на реальный, аккуратен и… вечен. Галстук

Мысль для туристских компаний

Мысль моя, а поэтому нигде пока не опробована и не протестирована на работоспособность.  Сущность данной идеи бизнеса на туризме в том, чтоб в критериях жесткой конкуренции на туристском рынке привлечь новых клиентов и деньги для развития компании  (без процентов

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.