БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

РАСЧЕТ (КАЛЬКУЛЯЦИЯ) ЭКСПОРТНЫХ ЦЕН

В расчетах экспортных цен и цен для внутреннего рынка существенных

Расхождений нет. Подобно тому, как об экспорте можно сказать, что он от-

Личается от продаж на внутреннем рынке тем, что представляет собой ту же

Продажу товара в удаленных и менее известных странах, так и основные

Особенности расчетов экспортных цен можно усматривать в том, что необхо-

Димо предусмотреть дополнительные расходы, связанные с поставками в дру-

Гую страну. Сначала экспортер должен путем расчетов определить насколько

Рентабельным окажется для него экспорт в данную новую страну. Продажа на

Новый, незнакомый и к тому же еще далеко находящийся рынок несет на себе

Определенные риски, которые необходимо учитывать в расчетах, но порой

Бывает трудно найти для них место в этих расчетах.

Новый экспортер на рынке обычно вынужден не только продавать по той

Же самой цене, что и его конкуренты, но и предоставлять своим потенци-

Альным покупателям определенные льготные условия, как, например, более

Низкую цену, более выгодные условия платежа, более продолжительный га-

Рантийный срок.

Поэтому экспортер нередко сталкивается с такими вопросами:

- может ли он вообще включать в свои калькуляции все расходы по про-

Изводству и сбыту товара?

- обязан ли он продавать по такой цене, которая лишь частично компен-

Сирует его расходы, как правило, так называемые прямые предельные расхо-

Ды, т. е. расходы на материалы, персонал, только определенную часть амор-

Тизации и прямые расходы сбыта (стоимость упаковки, страхования перево-

Зок и комиссионные вознаграждения, связанные с продажей)?

Обычно новые экспортеры на рынке вынуждены отказаться от полного пок-

Рытия расходов в своих расчетах и довольствоваться покрытием одних пря-

Мых расходов.

Бывают, разумеется, и такие случаи, когда экспортер хочет продавать

Практически по любой цене, для того, чтобы завоевать рынок, либо вытес-

Нить с рынка опасного конкурента. Однако эти продажи по любой цене не

Могут вестись в течение длительного периода времени.

Весьма опасной в длительный период оказывается также политика продажи

По ценам, покрывающим только предельные издержки т. е., если предприятие

Реализует большую часть своей продукции по предельным издержкам. Ведь

Предприятие не может на длительный срок отказаться от покрытия расходов

На постоянный капитал.

Вместе с тем, если предприятие продает большую часть своей продукции

По ценам, которые позволяют покрывать все расходы, реализация дополни-

Тельной продукции по ценам, покрывающим одни лишь предельные издержки,

Может представлять интерес. Как-никак все то, что предприятие получает

Сверх предельных издержек, способствует увеличению прибыли при условии,

Что расходы на постоянный капитал уже покрыты основной частью оборота.

Когда предприятие работает с неполной загрузкой, любой заказ, покры-

Вающий большую сумму, чем предельные издержки, является рентабельным,

Так как он помогает покрывать расходы на постоянный капитал.

В разделе о планировании финансов и сбыта говорилось о том, что сумма

Оборота, в которой постоянные расходы (или расходы на постоянный капи-

Тал) и часть цены, остающаяся после покрытия предельных резервов, иден-

Тичны. Они называются критической точкой.

Формальная схема калькуляции мало отличается от схемы, используемой

При расчете внутренних цен. Основные отличия экспортной калькуляции от

Внутренней заключаются в дополнительных расходах по сбыту, а именно:

- комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;

- импортные таможенные расходы в стране покупателя;

- транспортные издержки;

- затраты на финансирование;

- расходы по страхованию;

- расходы по упаковке;

- резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

- расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и

прочих бумаг.

Руководствуясь тем, что цены в экспорте обычно соответствуют условиям

"Инкотермс", мы приводим здесь схему расчета (калькуляции), в которой в

Зависимости от условий продажи учитываются все предполагаемые расходы:

предварительная себестоимость

+ скалькулированная прибыль

---------------------------------------

= цена "с завода-поставщика" (ex works)

+ перевозка к железнодорожной станции

+ стоимость услуг экспедитора

+ страхование

+ стоимость погрузки в вагон

---------------------------------------

= цена "франко железнодорожный вагон" ("for/fot")

+ фрахт до границы

---------------------------------------

= цена "франко граница" (delivered at frontier)

+ фрахт до места/порта назначения

---------------------------------------

= цена, включая фрахт до места/порта назначения ("freight or carriage

Paid to")

+ расходы в порту: перевалка, складирование, портовые сборы, комиссия

экспедитора в порту, дополнительные расходы (телекс, телефон, почта)

---------------------------------------

= цена "франко порт отгрузки"

+ расходы на документы

+ расходы на коносамент

+ морской фрахт

---------------------------------------

= цена "КАФ порта назначения"

+ страхование FPA (free particular average)

---------------------------------------

= цена "СИФ порта назначения" или цена "с судна (ex ship) в порту

назначения"

+ стоимость перевалки в порту назначения

+ импортная пошлина и оформление документов

---------------------------------------

= цена "с пристани в порту назначения" ("ex quay")

+ стоимость перевозки до места нахождения покупателя

---------------------------------------

= цена "франко покупатель, включая пошлину" (delivered duty paid)

Исходной базой для расчета экспортных цен является контрактная цена.

Любое комиссионное вознаграждение представителям и продавцам обычно вып-

Лачивается только после поступления денег экспортеру.

В отдельных странах практикуют использование системы двойного комис-

Сионного вознаграждения: часть его выплачивается представителю офици-

Ально, а часть вообще не упоминается ни в какой официальной переписке,

Не переводится ему на его счет за рубежом, а выплачивается только лично

На предприятии экспортера, разумеется, с письменным подтверждением о по-

Лучении этих денег.

Система такого двойного комиссионного вознаграждения находит расп-

Ространение в тех случаях, когда представитель не хочет представлять

Декларацию о всех своих доходах в финансовые органы во избежание уста-

Новления высокого налога. Эта скрытая часть вознаграждения позволяет ему

Также использовать его на "вспомогательные мероприятия", иначе говоря,

На подарки и подкупы. Такой подход практикуется прежде всего в развиваю-

Щихся странах.

В некоторых странах максимальная ставка комиссионного вознаграждения

Ограничивается законодательством. В таком случае в договоре о представи-

Тельстве также упоминается только официальная часть вознаграждения.

В отдельных отраслях экономики развивающихся стран, например, в круп-

Ном строительстве, при выполнении государственных заказов (оружие и т. п.)

- широко применяется система взяток и подкупа. В проведении подобных

Операций большой опыт накопили прежде всего швейцарские банки, поскольку

Сохранение так называемой банковской тайны, причем не только в Швейца-

Рии, но и в Австрии, обеспечивается законом. В этих банках счет можно

Открывать не только на фамилию держателя или собственника, но и на опре-

Деленный код или определенное число. В соответствии с законом банки не

Должны никого информировать о том, кому принадлежит тот или иной счет.

Финансовые операции с такими счетами можно осуществлять и в форме пере-

Водов по телефону, называя только свой код. Известно, что, например,

Семья филиппинского диктатора Маркоса от многих иностранных фирм, изъяв-

Лявших желание работать на Филиппинах, требовала перевода определенного

Процента суммы сделки на их счета в международных банках Швейцарии.

Порой высокую долю экспортной цены составляют таможенные пошлины, Та-

Моженные тарифы большинства западных стран "сконструированы" по системе

Так называемого "брюссельского" международного таможенного тарифа. И пе-

Ред тем, как предлагать товар, в цену которого включается пошлина, нужно

Всегда знать, какая ставка таможенной пошлины действует в данной стране.

Как правило, предложение товара на условиях "включая пошлину" следует

Избегать, а при наличии у Вас местного представителя лучше поставлять

Ему товар "франко граница, исключая пошлины". Представителю легче будет

Потом заниматься оформлением пошлины.

В развитых странах Запада пошлины колеблются от 0 до 30%, в основном

В зависимости от того, существует ли местное производство данного товара

Или нет. В тех европейских странах, а их большинство, действует налог на

Добавленную стоимость. Этот налог добавляется и к импортной цене, к цене

"франко граница". По некоторым товарам, таким, например, как алкоголь в

Австрии существуют и так называемые монопольные сборы.

Таким образом, исследуя рынок, экспортер должен тщательно изучить

Также вопросы, связанные с уплатой таможенных и других сборов.

Установление контингентов на импортные товары и различного рода зап-

Ретов в странах Центральной Европы используется сравнительно редко, хотя

Администрация "Общего рынка" под давлением соответствующих сельскохо-

Зяйственных и промышленных организаций пытается ввести подобные импорт-

Ные ограничения на многие продукты и промышленные товары.

Транспортные издержки включают в себя все расходы по перевозке това-

Ров от завода-изготовителя до места назначения по контракту "Инкотермс".

Издержки финансирования и осуществления платежей включают в себя рас-

Ходы по открытию аккредитивов или предоставлению банковских гарантий,

Равно как и банковские расходы, связанные с проведением других платежных

Операций (инкассо против документов и т. п. )

Учетный банковский процент за открытие аккредитивов на Западе состав-

Ляет, примерно, одну четверть процента, за предоставление банковской га-

Рантии - около двух десятых процента. При расчете экспортных цен необ-

Ходимо учитывать все расходы на принятие мер, позволяющих избежать из-

Лишков в силу колебания валютных курсов, равно как и стоимость капитала

При наступлении срока платежа.

Пример.

Если учетная ставка составляет 12% годовых и можно исходить из того,

Что на производство заказанных товаров уйдет примерно два месяца, пере-

Возка товара с завода до порта займет еще две недели, а для того, чтобы

Получить отгрузочные документы, коносамент, страховой полис и т. д., что-

Бы предъявить их банку для открытия аккредитива, понадобится также две

Недели, иначе говоря, если капитал будет "заморожен" на целых три меся-

Ца, в расчет экспортной цены потребуется включить 3% (12%/4).

Как уже отмечалось, при экспорте товаров просто нельзя включать в

Калькуляцию все расходы. На Западе это правило распространяется обычно и

На расчеты внутренних цен. Но крупные предприятия, работающие не только

Для внутреннего рынка и производящие не один вид товаров, в совокупности

Обычно проводят балансировку "хороших" и "плохих" цен. Это позволяет им

Покрывать все свои расходы. И хотя на одном рынке продажа идет с убыт-

Ком, другой рынок обеспечивает достаточную прибыль. Однако для любого

Производителя где-то существует предел.

Если изучение рынка показывает, что цены на нем весьма низки, что для

Того, чтобы укрепить свою позицию на рынке и даже захватить небольшой

Сегмент рынка, необходимо продавать по очень низким и нерентабельным це-

Нам, которые не в состоянии покрывать даже прямых расходов, то лучше от-

Казаться от этого рынка. Чисто психологические факторы в противном слу-

Чае могут привести к тому, что руководители предприятия - прежде всего

Менеджеры отделов экспорта и сбыта - окажутся не готовыми отказаться от

Дальнейшей обработки этого рынка даже по убыточным ценам. Ведь, как пра-

Вило, они считают, что уже вложили столько денег в битву за рынок, что

Отказываться уже просто нельзя.

Поэтому молодым экспортерам посоветуем еще раз: если видно, что цены

На одном рынке очень низки, что нет надежды на их рост в ближайшем буду-

Щем, лучше от этого рынка отказаться и начать поиск других рынков, где

Существуют более выгодные условия.

БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

Бизнес с нуля

Увлекся тут брендингом, очень интересная и важная тема. А самое главное она актуальна в данный момент. Вот Вы когда в магазин приходите, Вы какими чувствами руководствуетесь. Скажите, что выбираете продукты …

Автомат по продаже аксессуаров

Ассортимент продаваемых через вендинговые автоматы продуктов существенно расширился в ближайшее время. Автоматы издавна уже закончили ассоциироваться у покупателей с машинами продающими кофе, жвачки, сигареты. Сейчас покупателей навряд ли удивишь автоматами, торгующими

Песочный отель

Личный мини-отель - безупречная площадка для опыта с самыми смелыми мыслями бизнеса, позволяющими сделать уникальную концепцию гостиницы и привлечь внимание гостей. В коллекции проекта 1000 мыслях собраны 10-ки внезапных форматов гостиничного бизнеса - мысль

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua