БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

"ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС" (США)

"Дженерал моторс" - до сих пор один из крупнейших международных кон-

Цернов мира. Компания постоянно занимает первое место в списке крупней-

Ших американских и международных концернов. Не зря долгое время говори-

Ли: что хорошо для "Дженерал моторс", то хорошо и для США. Оборот кон-

Церна намного превышает валовой общественный продукт небольших европейс-

Ких стран. Но, что касается рентабельности и общего успеха на рынке,

"Дженерал моторс" давно уже не занимает первого места. Это место он ус-

Тупил другому американскому гиганту - концерну "Форд".

Такое негативное развитие, разумеется, обусловлено определенными при-

Чинами. Американская автомобильная промышленность исходила из того, что

Рост рынка фактически не ограничен, и вовремя не среагировала на сужение

Рынка в связи с сильным повышением цен на нефть. Автомобильные заводы

Продолжали изготавливать большие автомашины с высоким расходом бензина и

Совсем пренебрегли рынком малолитражных автомобилей в отличие от евро-

Пейских производителей. Даже в области технологии они стали сильно отс-

Тавать от своих конкурентов в Западной Европе.

Начиная с 1985 г. все американские производители автомашин попали в

Весьма трудное положение. Так, фирму "Крайслер" можно было спасти только

С помощью крупных государственных субсидий, которые фирма "Крайслер",

Впрочем, полностью вернула государству, а концерн "Форд" находился на

Краю финансового краха.

Но несмотря на то, что фирмы "Крайслер" и "Форд" удалось спасти час-

Тично благодаря значительным снижениям издержек и сокращению произ-

Водственных мощностей, концерн "Дженерал моторс", как и прежде, полагал-

Ся на дальнейший рост рынка. Он разрабатывал новую машину среднего клас-

Са, так называемый "Х-кар" со значительно уменьшенным расходом бензина.

Было вложено около 50 млрд. долл. в реконструкцию и модернизацию произ-

Водственных мощностей.

Кроме того, огромные средства выделялись на производство электромоби-

Лей. Для этого была создана специальная дочерняя фирма "Сатурн корпо-

Рейшн". С японской фирмой "Тоета" "Дженерал моторс" учредил в Калифорнии

Совместное предприятие "Нью юнаитед моторс меньюфэкчуринг компани" по

Производству малолитражных автомашин.

Но на деле все вышло по-другому: резко упали цены на нефть, и из

Электромобилей ничего не получилось. Быстро росли продажи больших и

Средних автомашин. Европейские и японские производители, которые в пери-

Од высоких цен на нефть укрепляли свое положение на рынке средних и ма-

Лолитражных машин, увеличили свою долю на этом рынке за счет повышения

Мощности их двигателей и улучшения комфортабельности машин.

В связи с резким расширением импорта автомашин американский потреби-

Тель стал тщательнее относиться к вопросам качества, а как раз это было

Больным местом всех американских производителей. Первым среди американс-

Ких предприятий это заметил концерн "форд", который предпринял важные

Шаги в деле улучшения морального климата на своих предприятиях за счет

Расширения прав рабочих и служащих и повышения их личной заинтересован-

Ности.

В отличие от него концерн "Дженерал моторс" увеличивал капиталовложе-

Ния на приобретение новейшего оборудования. В дальнейшем "Дженерал мото-

Ре" заключил также коллективный договор с профсоюзом, в котором была за-

Фиксирована личная заинтересованность сотрудников и предусматривалась

Выплата им определенной доли прибыли. Правда, с этой прибылью ничего не

Получилось, потому что в балансе она не была показана. И хотя, руко-

Водство все-таки позволило себе в дальнейшем повысить размер премиальных

Выплат для себя на несколько миллионов долларов, интересы рабочих и слу-

Жащих тем не менее были ущемлены, а качество автомашин, производимых

Концерном "Дженерал моторс" ухудшилось.

В 1987 г. концерн продал автомобилей на один миллион штук меньше, чем

В 1986 г. В результате его доля рынка уменьшилась до менее чем 30%, хотя

Раньше она превышала 50%. Руководство концерна видело выход из сложивше-

Гося положения в сокращении производственной программы. Однако эта кон-

Цепция оказалась нереальной, так как марки машин, выпускавшиеся этим

Концерном, предназначались для определенных сегментов рынка.

Концерн изготавливает автомобили различных марок: "Олдсмобиль", "Ка-

Диллак", "Понтиак", "Шевроле", "Опель" (в Европе), "Воксхолл" (в Вели-

Кобритании), "Джи-эм-си", "Бетфорд" (грузовики), "Холден" (легковые ав-

Томашины в Австралии). Имидж этих марок весьма престижен. Например, мар-

Ка "Кадиллак" считается самой престижной в США, а в мире - почти на од-

Ном уровне с английским "Роллс-Ройсом".

Покупатели не одобрили решение концерна о сокращении производственной

Программы и перешли к конкурентам. В связи с этим рентабельность предп-

Риятия резко упала. "Дженерал моторс" производит на одного сотрудника 12

Автомашин "Форд" - 16, а "Тойота" - более 50. Издержки на заработную пла-

Ту в стоимости одного автомобиля у концерна "Дженерал моторс" составляют

Свыше 4 тыс. долл., у концерна "Форд" - всего 2,3 тыс. долл., а у "Тойоты"

- лишь 0,7 тыс. долл. Это, конечно, в какой-то мере свидетельствует о

Том, насколько низкой является заработная плата в Японии. Она ниже, чем

В Европе и США. К тому же концерн "Дженерал моторс" продолжал произво-

Дить все необходимые детали для сборки автомашин на собственных предп-

Риятиях, хотя конкуренты давно уже переключились на субпоставщиков, у

Которых можно получить все эти детали дешевле, и свободные мощности ко-

Торых при сокращении объема закупок не составляют проблем для покупате-

Ля.

Руководство "Дженерал моторс" было вынуждено разработать совершенно

Новую программу: во-первых, закрыть, по крайней мере, 4 из i6 предприя-

Тий в США и сократить штат минимум на 100 тыс. рабочих, во-вторых, раз-

Работать новые модели автомашин, которые по комфорту и по рентабельности

Лучше удовлетворяют потребности покупателей. Следующие годы покажут,

Удастся ли руководству концерна "Дженерал моторс" достичь своих целей.

Эту картину западных предприятий завершим описанием деятельности не-

Которых частных предпринимателей, предприятия которых, конечно, намного

Меньше по обороту и по прибыли, чем крупные международные концерны. И

Все же история их успеха показывает, как следует работать на Западе,

Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции.

Одним из наиболее ярких примеров среди таких предпринимателей - гос-

Подин Карл Влашек, австрийский предприниматель в сфере розничной торгов-

Ли. Он родился в Австрии и после войны работал вначале пианистом в ноч-

Ных клубах и известных гостиницах. Его карьера бизнесмена началась после

Женитьбы, с реорганизации магазина, принадлежавшего жене.

К. Влашек руководствовался тем, что при жесткой конкуренции именно в

Области розничной торговли можно прожить, только если цены конкурентос-

Пособны, иными словами, если они ниже, чем цены у соседа. Его концепция

Оправдалась, и постепенно он сумел расширить свою торговую организацию.

Он назвал свои магазины "Билла" от немецкого словосочетания "Billiger

Laden" - "Дешевая лавка".

Его концепция была настолько успешной, что в 1987 г. эта фирма стала

Ведущей на рынке продуктов и хозяйственных магазинов Австрии с оборотом

18 млрд. шиллингов в год, что соответствует 900 млн., инвалютных рублей.

В магазинах фирмы "Билла" занято почти семь тысяч человек (см. схему).

В совсем другой области экономики работает господин Энгельс со своей

Супругой. Они - владельцы ведущей фирмы по производству станков по обра-

Ботке пластмасс "Энгельс". Это предприятие экспортирует около 90% произ-

Водимой продукции и является ведущим в мире производителем таких стан-

Ков.

Предприниматели начали свою деятельность после войны и превратили

Предприятие в достаточно крупную фирму с оборотом почти 2,5 млрд.

Австрийских шиллингов, что соответствует 120 млн. инвалютных рублей. На

Предприятиях этой фирмы занято около двух тысяч рабочих и служащих.

Концепция фирмы сводится к следующему:

- ведущая технология, высокий уровень автоматизации;

- полная гарантия в области обслуживания. Фирма гарантирует всем кли-

Ентам, что если станок выходит из строя, то в течение 48 часов их ре-

Монтная бригада будет на месте независимо от того, где это произойдет -

В Гонконге, в Бразилии или в США;

- узкая специализация в области обработки пластмасс. Это позволило им

Утверждать, что они в состоянии решить любую проблему в своей отрасли.

Что общего между этими успешно действующими предпринимателями? Под-

Робный анализ их деятельности показывает, что они все придерживаются в

Общем следующих принципов:

- предприимчивость и готовность идти на определенный строго рассчи-

Танный риск;

- чутье на потребности рынка;

- железная дисциплина. Что касается их самих - они работают больше,

Чем их сотрудники;

- детальное знание своего дела. Они - превосходные технические специ-

Алисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;

- умение привлекать хороших сотрудников и предоставлять им достаточно

Широкие полномочия;

- хорошая мотивация всех сотрудников и поэтому хорошая зарплата.

Обычно на таких предприятиях заработная плата сотрудников выше, чем на

Других предприятиях, а зарплата высокопоставленных сотрудников всегда

Зависит от успеха работы предприятия. Если сотрудники не в состоянии

Справиться со своей работой, они немедленно увольняются;

- строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью, готов-

Ность закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;

- стремление всегда быть лучше своих конкурентов.

Значение международных концернов в мировой торговле оценить достаточ-

Но трудно. По оценкам ЮНК1АД, доля внутрифирменной торговли транснацио-

Нальных корпораций составляет около &0% всего объема мировой торговли.

Расширение деятельности ТНК происходит одновременно в двух направлениях

- вертикальном и горизонтальном.

В первом случае филиалы международных концернов за рубежом являются

Поставщиками полуфабрикатов материнской компании или покупателями ее ко-

Нечной продукции. При расширении в горизонтальном направлении эти фирмы

Полностью или частично дублируют деятельность материнской компании за

Счет того, что производят те же самые товары, что и материнская компа-

Ния, но непосредственно для рынка данной страны. Это - субституция экс-

Порта из страны материнской компании в данную страну.

Анализ деятельности транснациональных корпораций в экономической ли-

Тературе западных стран относится к одним из самых спорных вопросов. Од-

Нако нельзя упускать из виду, что прямые капиталовложения ТНК являются

Важным, если не решающим, фактором в экономической интеграции европейс-

Ких и вообще западных стран, а также в дальнейшем углублении международ-

Ного разделения труда. Такие самые богатые и развитые в промышленном от-

Ношении страны, как США, ФРГ, Швейцария, Великобритания, Голландия и

Швеция, являются инвесторами, а такие менее богатые, хотя столь же высо-

Коразвитые европейские страны, как Испания, Португалия и частично даже

Италия, Греция, являются получателями инвестиций,

С точки зрения международного концерна прямые капиталовложения в фир-

Му в другой стране являются стратегическими инвестиционными решениями

Относительно оптимального использования преимуществ своего положения на

Рынке конкурентов и - захвата рынков. Такие преимущества в своем положе-

Нии на рынке - по сравнению с конкурентами - могут заключаться в наличии

Капитала, производственного потенциала, в лучшей разработке основ марке-

Тинга, в наличии "ноу-хау" в производстве данного товара, равно как и

Возможностей умелого менеджмента или высококлассной организационной

Структуры.

С точки зрения той стороны, где осуществляются такие капиталовложе-

Ния, они являются фактически импортом рабочих мест, промышленного

"ноу-хау" и современной технологии, в том числе и в сфере маркетинга и

Менеджмента. Поэтому все страны, даже такие наиболее развитые, как США,

Швейцария, Франция, ФРГ, которые сами экспортируют капитал через свои

Международные концерны, тем не менее всячески поощряют осуществление но-

Вых капиталовложений иностранными международными корпорациями.

Поэтому можно исходить из того, что подобные прямые иностранные капи-

Таловложения являются положительным вкладом в развитие экономики данной

Страны, если новое предприятие превосходит среднее предприятие в данной

Стране либо по уровню производительности, либо по экспортной квоте, либо

По созданию новых мощностей в области исследований и разработок.

Польза иностранных капиталовложений зависит и от ряда других факто-

Ров, например, от уровня самостоятельности новой дочерней фирмы, от ка-

Чества менеджмента и организации, от масштаба работ по исследованиям и

Разработкам, от уровня подготовки отечественных рабочих и от масштабов

Кооперации с фирмами и исследовательскими институтами в данной стране.

Уже перечисление данных факторов показывает, как трудно объективно оце-

Нить пользу капиталовложений международных концернов в других странах.

Основными мотивами для осуществления капиталовложений являются лучший

Доступ к новому рынку и использование более низких издержек производства

Или налоговых ставок.

В международном масштабе капиталовложения ТНК делятся на две группы.

1. Трансконтинентальные капиталовложения, обусловливаемые возможнос-

Тями лучшего использования рынка, т. е. возможностями поставлять товары с

Нового завода на рынок данной страны, а во многих случаях и на рынки

Всего этого континента. Например, концерн из США создает новые произ-

Водственные мощности в одной из стран Европы для того, чтобы оттуда пос-

Тавлять продукцию во все страны Западной Европы, страны-члены "Общего

Рынка " или ЕАСТ. Разница в издержках производства в сравнении с мате-

Ринской компанией является менее важным фактором принятия такого реше-

Ния. Но они являются решающими для определения, в какой стране данного

Континента следует создавать новые производственные мощности.

2. Транснациональные капиталовложения, т. е. прямые капиталовложения в

Другой, часто в соседней стране. Здесь решающим фактором является ис-

Пользование более выгодных издержек производства или лучшая обработка

Данного рынка совместного предприятия.

Большую роль в решении, где создавать новые производственные мощнос-

Ти, играют, разумеется, и льготы, предоставляемые своей собственной

Страной, а также другими странами.

В последнее десятилетие ТНК стран-членов "Общего рынка" создали новые

Предприятия в странах-членах ЕАСТ и наоборот. Мотивом для такого решения

Является лучшее использование таможенных систем этих двух международных

Организаций.

Основными критериями для осуществления прямых капиталовложений между-

Народными концернами являются: политическая и экономическая ста-

Бильность, доступ к европейским финансовым рынкам, издержки произ-

Водства, общие условия местонахождения предприятий (условия транспорти-

Ровки, наличие инфраструктуры в данной стране и косвенные критерии для

Определения издержек производства), государственные льготы и стимулы,

Наличие сравнительно дешевой рабочей силы, а также квалифицированной ра-

Бочей силы, емкость рынка данной страны, наличие или отсутствие торговых

Ограничений, наличие нужных субпоставщиков и т. п.

Следует сказать, что существование в одной стране большого количества

Иностранных дочерних фирм международных концернов является прямым или

Косвенным результатом слабого развития экономики этой страны. С точки

Зрения такой страны следовало бы проверить, почему, во-первых, отечест-

Венные фирмы не были в состоянии своевременно кооперировать работу между

Собой и полностью обеспечить потребности данного рынка; почему, во-вто-

Рых, иностранные фирмы, иностранное "ноу-хау" были в состоянии завоевать

Значительную часть данного рынка, почему, в-третьих, домашние фирмы не

Увидели шансов стать поставщиками своей продукции международным концер-

Нам за рубежом и, следовательно, предоставили этим концернам возможность

Создать свои филиалы в данной стране.

Впрочем, как мы уже говорили, влияние международных концернов ощуща-

Ется во всех капиталистических странах мира, даже в самых развитых.

Каким образом международные концерны создают свои филиалы в других

Странах? Во-первых, во многих случаях они просто покупают уже существую-

Щие предприятия, которые попали в финансовое затруднение, во-вторых, они

Строят новые предприятия, используя существенные государственные льготы

И стимулы. Эти льготы и стимулы все страны Запада используют для привле-

Чения иностранного капитала. К числу таких льгот и стимулов относятся:

- предоставление земельных участков либо бесплатно, либо по очень вы-

Годным ценам;

- предоставление или строительство государством необходимой инфраст-

Руктуры, тоже либо бесплатно, либо по очень низким ценам;

- прямые государственные субсидии под различным названием, из сущест-

Вующих во многих странах фондов для создания новых рабочих мест, прежде

Всего, в малоразвитых районах.

Если международные концерны собираются создать новый филиал, то не-

Редко между ними проводится настоящая гонка за получением таких льгот.

Международные концерны уже привыкли к льготам и широко их используют,

Противопоставляя одну страну другой.

О положительном или отрицательном эффекте прямых капиталовложений ТНК

Написана большая литература. Однако многие из публикаций оказываются до-

Вольно предвзятыми.

Достаточно бесспорным является тот факт, что иностранные капиталовло-

Жения в малоразвитые страны обычно имеют небольшой положительный, если

Не откровенно отрицательный эффект, как, скажем, строительство гостинич-

Ных и туристских комплексов в малоразвитых в промышленном отношении

Странах, где единственным преимуществом, которое страна может извлечь из

Этих капиталовложений, является то, что определенное число жителей нахо-

Дит рабочие места в построенных гостиницах. Но эти люди работают исклю-

Чительно на самом низком уровне сферы обслуживания, а более престижные

Рабочие места практически всегда заняты иностранцами. Поэтому только ог-

Раниченная часть всей заработной платы остается в стране. К тому же, при

Строительстве гостиниц, как правило, импортируют не только все необходи-

Мые строительные материалы, но и мебель, а затем даже часть продо-

Вольствия, необходимого для питания и обслуживания иностранных туристов.

Вся прибыль, разумеется, переводится за границу.

Сложнее определить эффект международных капиталовложений в более раз-

Витых странах. Даже в ФРГ, которая по уровню развития промышленности и

Уровню жизни является одной из ведущих стран Запада, специалисты пока

Не смогли прийти к единому выводу по данному вопросу.

Достаточно объективное исследование в данной области было уже прове-

Дено в 1987 г. Организацией экономического развития и сотрудничества в

Ирландии, Бельгии, Канаде и Австрии (в 1988 г. ). Проведенные независимо

Друг от друга исследования позволили сделать следующие выводы:

- значительная часть дочерних предприятий международных концернов не

Принесла в страны ни особой современной технологии, ни особого

"ноу-хау";

- дочерние предприятия международных концернов приносят сравнительно

Небольшую пользу для общего экономического развития данной страны, за

Исключением прямых расходов на персонал (зарплата), Они, как уже упоми-

Налось, во многих странах получают субсидии и платные льготы из госу-

Дарственного бюджета. Последнее означает, что налогоплательщики, в том

Числе, разумеется и конкуренты ТНК, субсидируют транснациональные корпо-

Рации;

- дочерние предприятия только в крайне небольших масштабах сотрудни-

Чают с промышленностью в данной стране и ориентируются практически

Только на свою материнскую компанию. Таким образом, даже если они прино-

Сят в страну передовую технологию, последняя не оказывает никакого эф-

Фекта на ее экономическое развитие;

- расходы на исследования и разработки в филиалах международных кон-

Цернов обычно являются очень высокими по сравнению с теми же расходами

На предприятиях данной страны, но они почти всегда значительно ниже, чем

Аналогичные расходы на материнском предприятии. К тому же теории, сог-

Ласно которым иностранные инвестиции способствуют повышению квалификации

Отечественной рабочей силы, тоже не оправдывают себя на деле, поскольку

Эти предприятия обычно вербуют в той стране высококвалифицированных ра-

Бочих у своих конкурентов.

Эти факты еще раз подтверждают, что деятельность международных кон-

Цернов в области создания новых филиалов, т. е. осуществления прямых ка-

Питаловложений в другие страны, не всегда дает положительный результат

Для их экономики.

О роли капиталовложений в другие страны и сращивании экономики запад-

Ных стран хорошо говорят следующие данные:

- по Швейцарии - на 100 работающих в этой стране приходится 79 рабо-

Чих и служащих, занятых на швейцарских предприятиях за рубежом;

- по Швеции - на 100 работающих на предприятиях в стране приходится

20 занятых на шведских предприятиях за рубежом;

- по Финляндии - соответственно 17 человек;

- по ФРГ-12.

Министры финансов, торговли и транспорта западноевропейских стран ре-

Гулярно встречаются независимо от того, являются ли эти страны членами

"Общего рынка" и ЕАСТ или нет. Особенно тесные контакты такого рода ус-

Танавливаются между немецкоговорящими странами: ФРГ, Швейцарией и

Австрией. При определении тех или иных мер финансовой и торговой полити-

Ки все западноевропейские страны вынуждены учитывать реакцию других

Стран. В большинстве случаев такие меры не принимаются самостоятельно,

Без консультации со своими соседями и крупнейшими торговыми партнерами.

БИЗНЕС В ЕВРОПЕ

Песочный отель

Личный мини-отель - безупречная площадка для опыта с самыми смелыми мыслями бизнеса, позволяющими сделать уникальную концепцию гостиницы и привлечь внимание гостей. В коллекции проекта 1000 мыслях собраны 10-ки внезапных форматов гостиничного бизнеса - мысль

Галстук без заморочек либо нескончаемый галстучный узел

Стартап из Шотландии SuperTie, а поточнее, его основоположник – бизнесмен Крис Гибсон, изобрёл и продаёт мужские галстуки, которые не надо ни завязывать, ни развязывать, ни разглаживать — их галстучный узел – похож на реальный, аккуратен и… вечен. Галстук

Мысль для туристских компаний

Мысль моя, а поэтому нигде пока не опробована и не протестирована на работоспособность.  Сущность данной идеи бизнеса на туризме в том, чтоб в критериях жесткой конкуренции на туристском рынке привлечь новых клиентов и деньги для развития компании  (без процентов

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.