БИЗНЕС В ЕВРОПЕ
Вольфганг ХОЙЕР
ПОСОБИЕ для сотрудников внешнеторговых организаций, совместных предп-
Риятий, смешанных фирм, кооперативов
Вступительное слово доктора экономических наук Ю. В. ПИСКУЛОВА
На протяжении долгих лет чередований коммерческой работы, изучения
Торговой политики и ведения исследований отношений нашей страны с Запа-
Дом, я часто ловил себя на мысли, что Австрия и австрийцы, пожалуй,
Тоньше других чувствуют ситуацию, складывающуюся в сфере сотрудничества
Между Востоком и Западом. Может быть, это объясняется ее положением в
Европе или особо прагматичным и гибким складом "австрийской экономичес-
Кой, школы" в отличие от известных скандинавской, английской и других не
Менее знаменитых школ. Именно над этим я размышлял, слушая выступление
Представителей Австрии на заседаниях Общеевропейской экономической кон-
Ференции в Бонне в марте - апреле 1990 г., на которой вырабатывались но-
Вые, адекватные нашей перестройке "правила игры" Восток - Запад на всех
Уровнях. Не ошибся я и на этот раз, когда мне в руки попала рукопись
Книги "Как делать бизнес в Европе", написанной доктором Вольфгангом Хо-
Йером, директором советско-австрийского предприятия "Интерпром", более
20 лет поддерживающим деловые отношения с советскими партнерами.
"Зеркальной книгой" назвал ее автор. И действительно, она отражает
Богатый коммерческий и научный опыт отношений с нашей страной, сегодняш-
Ний день которой В. Хойер тонко чувствует: "... в условиях практически
Полного отсутствия рынка в Советском Союзе можно продавать все независи-
Мо от качества, цен и сроков поставки. Но именно эти элементы на запад-
Ных рынках являются решающими".
В отличие от появляющихся нынче, словно грибы после дождя, "самоучи-
Телей для игры в бизнес", книга В. Хойера логично вводит нас в атмосферу
Хозяйственной жизни Запада, основных правил жесткой игры, которые уни-
Версальны для всех в современном мире и которые необходимо знать, чтобы
Рассчитывать на успех.
Перестройка, открытость советской экономики, переход к регулируемому
Рынку и предпринимательству - исключительно серьезное испытание для все-
Го советского общества. По словам академика С. Шаталина, это означает
"выбрать определенную модель социализма, ту модель, в центре которой че-
Ловек-творец, ищущий, принимающий самостоятельные решения, и, конечно,
Несущий за них полную ответственность. Ведь суть предпринимательства
Именно в самостоятельности и ответственности" (Коммунист, 1990, N7,
Стр. 33).
Но предпринимательству, рыночной культуре, в которой западный бизнес-
Мен плавает, как рыба в воде, нам предстоит научиться. Научиться серьез-
Но, профессионально. Только тогда можно рассчитывать на успех на западном
Рынке, где, нас не ждут.
Книга "Как делать бизнес в Европе" окажет в этом деле большую помощь.
Удивительно, но она как бы предвосхищает, прогнозирует ближайший интерес
Советского предпринимателя-экспортера. Уже первые ее страницы посвящены
Структуре и организации "Общего рынка", т. е. 12 стран-участниц Евро-
Пейских сообществ, с которыми СССР впервые заключил в декабре 1989 г.
Соглашение "О торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве".
Это соглашение, еще широко неизвестное, - кодекс делового поведения со-
Ветских предприятий с участниками крупнейшей международной организации,
Объединяющей наших основных торговых партнеров.
Основы правовых норм западноевропейских стран, в том числе предприни-
Мательское право, порядок образования обществ с ограниченной ответствен-
Ностью, "весьма подходящих для семейных предприятий", способы создания и
Управления акционерными обществами - все это актуально в связи с разра-
Боткой и принятием у нас законодательства о предпринимательской дея-
Тельности, малых предприятиях, акционерных обществах. До сих пор этими
Нормами в основном пользовались немногочисленные смешанные торговые фир-
Мы за рубежом типа "Конела" в Финляндии, коммерческим директором которой
Мне пришлось работать в конце 60-х - начале 70-х годов. Сейчас этот опыт
Нужен всем.
Систему "центров прибыли", или разделение крупных предприятий на ряд
Самостоятельно действующих субпредприятии, лизинг, факторинг и другие
Современные методы хозяйствования, рассмотренные в книге, нам еще предс-
Тоит опробовать на практике.
Материал подается автором на примерах ведущих западных фирм и ТНК,
Читается порой как строки увлекательного романа, например о "банковской
Тайне", в частности о тайнах вкладов русских дворян и деятелей третьего
Рейха.
В конце этой, по существу "энциклопедии бизнеса" В. Хойер умело подво-
Дит читателя к характеристике качеств менеджера и экспортера, к тому,
Какими им быть в цивилизованном мире современной международной торговли.
Хочется ожидать продолжения этой полезной работы, скажем, в плане
Сравнительного анализа советского делового законодательства и практики с
Западноевропейским. Но для этого потребуется время, которое скоро все
Поставит на свои естественные места в экономике. Нарождающийся "класс"
Советских предпринимателей, представляющий все виды собственности, с
Большой для себя пользой прочтет эту книгу.
Ю. ПИСКУЛОВ, доктор экономических наук, Председатель Комитета по меж-
Дународному сотрудничеству малых и средних предприятий Союза НИО СССР