Бизнес-слэнг

Применение в конкурентной борьбе методов, свя­занных с нарушением


Применение в конкурентной борьбе методов, свя­занных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К 'числу видов недобро­совестной конкуренции относятся продажа по це­нам ниже себестоимости (демпинг) с целью подры­ва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; установление контроля над деятельно­стью конкурента с целью прекращения этой деятель­ности; злоупотребления господствующим положени­ем на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки); установление дискриминационных цен или коммерческих усло­вий; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение, и др.

К формам недобросовестной конкуренции от­носятся различные противоправные посягательства на права конкурентов' скрытое использование тор­гового знака, подделка продукции конкурента, под­куп и шантаж, обманная реклама и др. Среди этих форм не последнее место занимает такая опасная форма, как раскрытие производственных и коммер­ческих секретов, то есть промышленный шпионаж, а также основанное на этом несанкционированное воспроизводство продукции конкурента.

Сейчас стало почти массовым явлением беззас­тенчивое заимствование интеллектуальной и про­мышленной собственности, когда сотрудники пред­приятий, являясь одновременно и членами кооперативов, используют методики и программы, знания и технологии, разработанные на предприя­тиях и являющиеся их интеллектуальным капита­лом.

К этому следует добавить целенаправленные дей­ствия по сманиванию или подкупу рабочих и слу­жащих предприятия-конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной де­ятельности.

Другой — внешний аспект — связан с расшире­нием внешне-экономических связей, что характери­зуется, во-первых, созданием совместных предприя­тий с участием иностранного капитала, а, во-вторых, выходом организаций, предприятий, кооперативов на прямые торгово-экономические контакты с дру­гими странами.

Образование СП предполагает, как правило, передачу зарубежным партнерам своих технологий и управленческого опыта. При этом зарубежные парт­неры часто подчеркивают, что "технология — это ценный актив, требующий должной охраны" Одна­ко отечественные предприниматели не всегда это хорошо осознают. Поэтому западные фирмы обыч­но не передают своим партнерам технологий и не осуществляют крупных инвестиций в НИОКР, если отсутствуют надежные условия, обеспечивающие зашиту результатов исследований и конструкторс­ких разработок от конкурентов.

Зарубежных партнеров все больше тревожит от­сутствие правовых гарантий для защиты коммерчес­ких секретов и соответствующих организационных структур в СНГ, которые могли бы решать задачи такой защиты. Практика уже знает факты, когда за­рубежные фирмы включают в свои делегации, выез­жающие в страны Содружеству, представителей собственных служб безопасности, которые на пере­говорах поднимают вопросы ее обеспечения, а наша сторона оказывается в затруднении.

Но у торгово-экономического партнерства с дру­гими государствами есть и обратная сторона с точки зрения необходимости защиты коммерческих сек­ретов. Это — стремление западных партнеров неза­конным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес.

НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ -

Вид лицензии, оставляющий лицензиарам право пре­доставлять лицензии на данную технологию другим лицензиатам на данной территории.

Неравномерный рынок

- котиров­ки некоторых сроков поставки выше, а некоторых — ниже.

Неттинг

— взаимный зачет валютных рисков по активу.

Неуверенный" рынок

– отсутствие определенной тенденции за неимением реальных предложений купить либо продать или отсутствие возможности установить реальный уровень цен.

Неумышленное" банкротство -

Потеря платежеспособности в результате легкомыс­ленного или небрежного использования кредита, зак­лючения рискованных сделок либо нерационально­го использования имеющихся в распоряжении фирмы средств и имущества.

Неустоичивыи рынок

- быстрое и беспорядочное движение цен.

Неэластичныи спрос

- спрос, име­ющий тенденцию остаться неизменным несмотря на некоторые изменения цены на предмет спроса.

Ничего сверх меры

- такая величай­шая мудрость была высечена древними греками на

Портале Дельфийского храма, где жрецы-оракулы да­вали советы людям. Жрецы располагали большой сетью деляторов (информаторов-осведомителей) во всех греческих областях и таким образом были зача­стую лучше информированы о положении дел, чем люди, приходившие сюда за советами. Их сведения отнюдь не имели божественного происхождения, хотя и выдавались за таковые Позднее к делу, по-види­мому, примешалась известная доля коррупции в ре­зультате того, что жрецы владели секретами, дове­ренными им клиентами.

Властитель или богач, пользовавшийся благо­волением жрецов в Дельфах, а может, и подкупив­ший их, мог получить сведения о своих соперниках и врагах, которые те сами выдали, когда советова­лись с оракулом. В наиболее плодотворный период своей деятельности оракулы часто давали прекрас­ные практические советы.

В наше время мудрость Дельфийского храма переросла в "необходимо знать" — действующее во всех разведках мира правило не предоставлять ин­формации больше той, которая необходима ^ля вы­полнения порученной работы.

НОВЫЕ АКЦИИ

— акций, выпущенные в период нормальной деятельности акционерного об­щества на базе увеличения капитала этого общества. До выплаты первого дивиденда эти акции котиру­ются на бирже отдельно от обычных акций данного акционерного общества.

НОВЫЕ РУССКИЕ

- термин, который до­вольно прочно установился на Западе. Речь идет не просто о "новых богатых", обеспеченной части об­щества. Разговор, в сущности, об определенном, го­раздо более узком социальном слое, представители которого характеризуются одновременно высокой материальной ответственностью, образованностью, новым менталитетом и, как следствие, новым сти­лем жизни.

Это формирующаяся элита общества.

Если оценивать их численный состав по чисто материальному признаку, то проще всего исполь­зовать для этого так называемую "потребительскую корзину первого типа", представители которой жи­вут примерно на уровне европейского высшего слоя среднего класса.

На этом уровне живут в странах СНГ 2% насе­ления. В Москве, Киеве и других столицах эта доля несколько выше и составляет 3-4% . Названные выше цифры характеризуют скорее состав всей социаль­ной группы, внутри которой возникает новая элита общества. Действительно HP значительно меньше.

Представители "опережающей группы" (около 7% HP) имеют в своем распоряжении кредитные карточки зарубежных банков. А около 7% распо­лагают на расходы более 1 ООО долларов ежемесячно.

"Яровым ГЛОБАЛИЗМ" Французский фи­лософ Ж. Аттали видит будущий мир разорванным жестокой конкуренцией, прежде всего в сфере ин­формации, ее обработки и производства. В мире сформируются два соперничающих полюса — Евро­пейский, который будет тем сильнее, чем в большей степени он сумеет интегрировать в себя Восточную Европу, и "тихоокеанское пространство" которое будет иметь своей осью новый глобальный центр Токио. США, как считает Ж. Аттали, утратят статус мирового центра и войдут составной частью в тихо­океанское пространство в качестве младшего парт­нера Японии.

Первый признак грядущего конца американс­кого века, как полагает Ж. Аттали, проявляется в кризисе американских промышленных структур.

Внутри каждого "пространства", формирую­щегося соответственно из экономического (Япония и ЕЭС) и политического (США и СНГ) центров, будет продолжаться длительное противоборство, иду­щее рука об руку с интеграцией. Возможны конф­ликты между различными странами в каждом из этих "пространств", территориальные споры, экономичес­кая напряженность, вплоть до военных угроз. Ж. Аттали не считает, что наступает конец истории. По его мнению, история еще набирает темпы, во мно­гом в силу необходимости решения глобальных про­блем. Пути их решения лежат на путях создания общепланетных организаций с широкими полномо­чиями, решающих такие задачи, как борьба с заг­рязнением окружающей среды, с наркоманией, за предотвращение распространения оружия, контроль над генетическими манипуляциями, справедливым распределением природных ресурсов.

Номадическии предмет

- перспек­тивный термин, введенный Ж. Аттали.

Наиболее очевидно толкование этого термина в обыденном контексте.

По Аттали, номадические предметы — далеко не изобретение нашей эпохи. Ими были и наручные часы, и пара обуви. Сегодня к ним добавился порта­тивный магнитофон, телефон, карманный компью­тер; скоро: часы-телевизор, часы-записная книжка, переносной телефакс. Завтра номадические предме­ты смогут заменить преподавателя, врача, будут учить, ставить диагноз (каждый будет носить браслет с ус­тройством, определяющим состояние сердца, арте­риальное давление и т. д.).

Послезавтра каждый будет иметь при себе син­тетический орган, отказа которого он наиболее бо­ится, магнитная карточка с памятью станет продол­жением и дополнением человеческого мозга и главным протезом человека.

На определенном этапе технологические новин­ки приобретут принципиально иное содержание и создадут иную среду обитания и формирования че­ловеческой личности.

Благодаря появлению номадических предметов, человек сможет получать образование самостоятельно с помощью видео, самостоятельно следить за своим здоровьем и лечиться и даже менять внешность, что­бы соответствовать общепринятым нормам. Без оп­ределенного места жительства и семейных связей, новый человек — номад — грозит превратиться в пе­рекати-поле, "несущее на себе и внутри себя все", что дает ему социальную значимость: номад обретет немыслимую прежде степень личной свободы, но­вое содержание приобретут взаимоотношения меж­ду индивидами.

Номадическая свобода в то же время может трансформироваться в полное забвение самоконт­роля, самолюбование, гедоническую погоню за здо­ровьем, долголетием и красотой. Из-за генетичес­ких манипуляций над людским родом возникает перспектива превращения человека в продукт мас­сового, серийного производства. Наступит эпоха все­общего кризиса идеалов и норм поведения, вырабо­танных человечеством на протяжении тысячелетий.

Единственный выход из ловушки номадизма Ж. Аттали находит в своеобразном "новом глобализме".

НOCИTEЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКРЕ­ТА

— лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия. Носителями коммерческих секретов могут быть руководители предприятия и допущен­ные к коммерческим секретам исполнители.

Носителей коммерческих секретов следует от­личать от источников закрытой коммерческой ин­формации (документы, изделия, образцы, техноло­гии "ноу-хау" и т. д.).

НОУ-ХАУ

(знаю как) — технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. НХ может включать в себя коммерческие секреты, неза­патентованные технологические процессы и другую информацию производственного и торгового харак­тера, недоступную широкой общественности. Сюда также могут относиться знания и опыт в области маркетинга, в сфере оформления и упаковки про­дукции, навыки в проведении лабораторных и дру­гих исследований. Коммерциализация НХ широко используется в международной практике, например, при заключении лицензионных соглашений, дого­воров о всевозможных видах технического сотруд­ничества, обмена и передачи технологии, об инвес­тиционном сотрудничестве, оказании инженерно-консультационных услуг.

НХ возникло раньше патента. Способы добыва­ния огня, производства тонкого льна и шелка, ки­тайского фарфора, специальные знания промышлен­ников древности и средних веков — все это секреты, которые были известны лишь ограниченному кругу лиц и тщательно оберегались.

С точки зрения нынешнего понимания, их мож­но считать относящимися к понятию НХ. Однако превращение НХ в товар, по мнению венгерского специалиста И. Газды, произошло позже — где-то в 30-х годах XX века.

Существенное же повышение значения НХ на­чалось лишь с 50-х годов.

Весь мир пользуется НХ как товаром, который можно обменивать, продавать, покупать, завещать, доверять. Тринадцать европейских стран использу­ют методику ORGALJM — организации по воп­росам координирования европейской металло­обрабатывающей промышленности относительно обмена техническими НХ.

Герман Венглер, инженер из Львова, на основе методики ORGALJM с учетом особенностей и тре­бований отечественного законодательства разрабо­тал и проверил на нашей практике инструкцию по реализации собственного технического НХ. "Поль­зуйтесь — и никакая инспекция, суд не посягнут на ваши права", — утверждает Г. Венглер.

ОБМАННАЯ ИМИТАЦИЯ

– примерное (неточное) воспроизведение чужого знака, способное вызвать опасность смешения между оригинальным и имитированным знаками.

Имитация считается осуществленной, как толь­ко воспроизведение основных элементов охраняе­мых знаков (расположение, цвет, графика, общий вид) делает смешение неизбежным. Достаточно од­ной возможности или опасности такого смешения, которая устанавливается в суде путем сопоставле­ния сравниваемых знаков.

"Обратное конструирование" -

Раскрытие промышленной тайны путем изучения за­конно приобретенной продукции. Полученная та­ким путем информация может быть беспрепятственно использована без разрешения фирмы-продуцента (при условии, что изделие не защищено патентом).

Многие компании для повышения конкуренто­способности в процессе корректировки планов ори­ентируются на показатели своих основных соперни­ков по рынку. В основу своей программы они ставят ориентацию на конкуренцию.

Для получения информации эти компании по­купают машины своих конкурентов, которые затем разбирают, анализируют их параметры и ищут пути их улутшения.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО КЛАССУ "ЭКСП­РЕСС"

— включает в себя вызов сотрудника банка в офис фирмы клиента, оформление всех банковских операций на месте, включая кассовые (получение и сдача наличных). Услуга типа "экспресс" практику­ется во всем мире.

ОБЪЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИО­НАЖА

— имущество любой ценности, представляю­щее собой образцы, микроорганизмы, модели, за­писи, отчеты, протоколы, документы, чертежи или любой другой предмет, материал, прибор или веще­ство, которые являются собственностью предприя­тия или имеют какое-либо отношение к научно-тех­ническому секрету, изобретению и формуле. Процесс, нововведение или формула считаются секретными в том случае, когда они не известны никому, кроме их владельца или ограниченного круга лиц, и когда они дают или могут дать их владельцу преимуще­ство над конкурентами или другими лицами, не зна­ющими о них и не извлекающими из них выгоды.

ОГРАНИНИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАК­ТИКА

— действия или поведение предприятий или их объединений, приводящие к приобретению ими господствующего положения на рынке и зло­употреблению этим положением. Злоупотребления выражаются в ограничении доступа на рынок дру­гим предприятиям или в ином неоправданном сдерживании конкуренции, что оказывает или мо­жет оказать отрицательное влияние на развитие хо­зяйственной деятельности. Особенно следует отме­тить отрицательное воздействие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций на международную торговлю, в частности, на тор­говлю развивающихся стран и на их экономическое положение.

К числу наиболее распространенных форм и методов ограничительной деловой практики отно­сятся: соглашения, устанавливающие цены, вклю­чая экспортные и импортные; участие в торгах по тайному сговору; соглашения о распределении рын­ков или покупателей; выделение квот на продажу и производство; коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела; коллективный отказ в допуске нежелательного партнера к заключению соглашения или к вступле­нию в ассоциацию, имеющим решающее значение для конкуренции; использование цен ниже себесто­имости для устранения конкурентов; установление дискриминационных цен или условий в отношении поставок и покупок товаров или услуг; слияния, поглощения или другие формы приобретения конт­роля; частичный или полный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях; установление ог­раничений в отношении того, где, когда, в какой форме, в каких количествах поставляемые либо дру­гие товары могут быть перепроданы или экспорти­рованы; установление зависимости поставок конк­ретных товаров (услуг) от закупок других товаров (услуг) у поставщика или назначенного им лица.

Во многих капиталистических государствах при­няты законодательные акты по защите конкуренции и борьбе с ограничительной деловой практикой. В разных странах они носят различные названия. В США эго антитрестовское законодательство, в Анг­лии — закон о конкуренции, в ФРГ — закон против ограничительной конкуренции. В развивающихся странах положения по борьбе с ограничительной деловой практикой (главным образом ТНК) содер­жатся в законодательствах об иностранных инвести­циях, о государственном контроле над ценами, о передаче технологии.

В законодательствах обычно предусматривают­ся санкции за их нарушения, вплоть до привлече­ния к уголовному суду.

В 80-х годах законодательные акты о запрете недобросовестной экономической деятельности были приняты в Венгрии и Польше.

Правила по зашите конкуренции и борьбе с ог­раничительной деловой практикой разработаны и приняты на международной основе: в рамках ГАТТ и ЕС. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН на 35-й сессии в резолюции 35/63 приняла Комплекс согла­сованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничитель­ной деловой практикой. Как и все документы ООН, Комплекс носит рекомендательный характер, одна­ко на его базе разрабатываются национальные зако­нодательства и осуществляются обмен информаци­ей и другие формы международного сотрудничества в этой области.

Однорукие бандиты

- так называ­ют на Западе игральные автоматы. Официальное имя, указанное в свидетельстве о рождении, то есть в па­тенте "Игровая машина механического действия"

Миллионы неудачников, ставших его жертвами, зо­вут эту машину просто и четко "однорукий бандит". Внешне в игровом автомате нет ничего, что говори­ло бы о его назначении опустошать карманы азарт­ных и доверчивых людей.

Но игроки никогда не теряют надежду одержать верх в схватке с "одноруким бандитом". Причем, как считают некоторые, для этого годятся любые средства. На заре всеобщего увлечения игровыми автоматами было немало грубых попыток пере­хитрить "умную" машину. Умельцы, просверлив от­верстие в металлическом корпусе автомата, просо­вывали внутрь куски проволоки, пытаясь заклинить приемное устройство в положении "оплачено", или же с помощью металлического щупа старались от­крыть шторку подающего барабана, заставив моне­ты высыпаться наружу. В течение длительного вре­мени игрок в конечном счете обречен на проигрыш.

Вот, например, случай с молодым индийским бизнесменом Хайдаром Рао, приехавшим в Токио по делам его экспортной фирмы. Завтракая в не­большом кафе, он в углу заметил четыре игровых автомата, работающих от одного рычага. Любо­знательный индиец не устоял перед искушением испытать свое счастье: опустил в каждый из автома­тов по монете и нажал на рычаг. Выигрыш составил восемь монет. Так начался беспримерный игровой марафон, длившийся шесть суток с четырьмя трех­часовыми перерывами на еду и сон. За это время Рао дернул за рычаг 70000 раз, выиграл в общей слож­ности 1500 долларов, которые снова истратил на игру, добавив к ним еще сто долларов из собственных де­нег. Хотя временами автоматы выплачивали ему зна­чительные суммы, не было случая, за исключением первой попытки, когда бы выигрыш превысил став­ку более чем в 1,5 раза.

Изобрел столь необычную машину американс­кий механик Ч. Фей. Талантливый инженер-конст­руктор, он, очевидно, неплохо разбирался в харак­терных особенностях человеческой натуры, которой свойственны в равной мере азарт и жадность. Нуж­но лишь поманить игрока возможностью получить большой выигрыш на маленькую ставку, и он будет скармливать монету за монетой "однорукому бан­диту" в погоне за призрачной удачей Первый игро­вой автомат Ч. Фей сделал в 1895 году и назвал его "Колокол независимости". Его установили в одном из салонов Сан-Франциско. Так было положено начало завоевательным походам "одноруких банди­тов" по земному шару.

"ОЗВУЧИВАНИЕ"

- на профессиональном жаргоне спецслужб означает установку радио­передающего устройства, которое позволяет слышать все, что происходит в данном помещении. Прослуши­вание ведется из помещения или автомашины, рас­положенных неподалеку-

ОКРУЖЕНИЕ

— поэтапное наступление на лидера, введение новых элементов в свои дей­ствия.

ОЛИГОПОЛИЯ

— ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупа­телей противостоит большое количество продавцов (производителей). О наиболее близка к так называ­емой чистой (абсолютной) монопсонии. О диамет­рально противоположна понятию монополии.

ОМЕРТА

— главный Закон мафии, но ко­торому любой человек погибает от ее карающей руки, если выдает властям членов организации или же проболтается о ее делах. "Омерта" распространяется не только на членов мафии.

"Омерта" — это месть тем, кто выдает "братьев" или подозревается в предательстве; месть, обычно равнозначная приговору к смерти. У мафии есть та­кой принцип: "Молчат только мертвые свидетели". Нарушившего клятву "омерты" убивают выстрелом в рот.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ -

Это возникновение и функционирование устойчи­вых сообществ преступников, занимающихся совер­шением преступлений в качестве промысла и пред­принимающих активные меры противодействия с целью защиты от социального контроля, в том чис­ле с помощью коррумпированных связей.

Считается, что на региональном уровне ОП со­стоит из пяти основных элементов:

Лжепредприниматели.

Гангстеры.

Госворы.

Коррупционеры во всех ветвях власти, в гом числе в правоохранительных органах.

"Воры в законе" и авторитеты.

На начало 1996 г на всей территории бывшего Советского Союза проживает 780 "воров в законе", прошедших "коронацию" в тюрьмах и лагерях. Они прошли все необходимые классические процедуры, выработанные еще в 20-30-х годах нашего века.

В Москве преобладают грузинские "воры в за­коне", которые и являются законодателями моды в этой касте (скажем, "короноваться" принято у них).

ОСВЕДОМЛЕННОЕ" ЛИЦО АКЦИО­НЕРНОГО ОБЩЕСТВА

- лицо, обладающее до­полнительной информацией, которая дает ему до­полнительные преимущества. Это владельцы крупных пакетов акций, директора, должностные лица кор­порации. Акционерное право должно охранять "нео­сведомленных" лиц от незаконных действий "осве­домленных" лиц.

ОТКУПИТЬ МАРЖУ

- приказ клиента брокеру купить ближайший по сроку фьючерсный контракт и продать контракт на отдаленный срок.

ОТМЫВАЮЩИЕ ПРОДАЖИ

- фиктив­ные сделки, заранее спланированные между спеку­лянтами для оказания воздействия на цены и не ве­дущие к изменению собственника.

Совершаются путем одновременной выдачи по­ручений разным маклерам на продажу и покупку биржевых контрактов на один и гот же товар с од­ним сроком поставки.

ОТСТИРЫВАНИЕ", "ОТМЫВАНИЕ" ДЕ­НЕГ

— процесс переведения денег из "теневой" эко­номики в легальную

Для борьбы с отмыванием денег Конгресс США в 1970 г. издал закон секретности в банковском деле. Банки должны заполнять Отчет о денежных опера­циях (ОДО) для каждой операции с наличными, по сумме превышающей 10 тыс. долларов. В начале 80-х годов "отмыватели" денег обходили это положение используя курьеров по прозвищу "Смарф", которые делали множество вкладов чуть меньше 10 тыс. дол­ларов. Теперь правительство требует от банков, что­бы они следили за такими "Смарфами". Но "отмы­ватели" разработали новую технологию. Розничные торговцы, у которых накапливаются большие сум­мы наличными, часто освобождаются от заполне­ния ОДО.

"Отмыватели" стали создавать компании-шир - мы. Идеальной "дымовой завесой" может стать рес­торан, который не принимает чеков или кредитных карточек. Ценна даже компания-ширма, не имею­щая льготного освобождения, поскольку "отмыва­тели" могут заполнять ОДО, зная, что вряд ли при­влекут внимание — ведь правительство США сейчас завалено 7 млн. таких отчетов в год.

В конце 80-х законы ужесточились. "Отмыва­ние" денег было признано уголовным преступлени­ем. Кроме того, казначейство США получило право требовать, чтобы банки выяснили источники круп­ных вкладов. В 1990 г. были приняты законы, ужес­точающие наказания для банков и их служащих, за­мешанных в "отмывании" денег. Правительство мо­жет прекратить страхование депозитов таких банков, назначить опекуна, который станет руководить бан­ком, или навсегда запретить директорам банков ра­ботать в финансовых институтах.

Законы 90-х годов постарались охватить и не­банковские финансовые услуги. Их особое внима ние — центрам обналичивания чеков в зонах повы­шенной наркоактивности и учреждениям по обмену валюты, процветающим вдоль границы с Мексикой. Многие из них "отмывают" ежемесячно миллионы наркодолларов. Причем они почти не регулируются. В Техасе 90% таких центров не зарегистрировано.

Сам термин "отмывка" — отстирывание денег — возник в связи с прачечными. Одному представите­лю чикагской мафии 20-х годов пришла в голову такая плодотворная идея: утомленный сыском и на­логовой полицией, он купил сеть автоматических прачечных. И каждый вечер добавлял к доходам от этой сети результаты тайной продажи алкоголя (дело было во времена "сухого закона").

С тех пор на Западе создана целая школа от­мывки "грязных денег". Появилось много профес­сиональных "прачечников".

ПАНАМА

— крупное мошенничество с под­купом должностных лиц

ПАНЕЛЬНЫЕ

— многократные, повторя­ющиеся через определенные промежутки времени об­следования одной и той же совокупности опраши­ваемых лиц, которая называется "панелью".

ПАРКЕТ

— официальный маклер Париж­ской биржи. Только он имеет право оформлять сдел­ки на Парижской фондовой бирже. Он же имеет право давать какие-либо советы сторонам, которые обслуживает.

ПАТЕНТНАЯ ЭКСПАНСИЯ

- обвальная тактика патентования по всем направлениям дея­тельности гой или иной фирмы на конкурентном зарубежном рынке. Направлена прежде всего на по­давление конкуренции со стороны национальных производителей.

ПЕДАЛИРОВАНИЕ

- способность конт­роля над большим количеством товара с помощью сравнительно малых вкладов.

ПЕНСОВЫЕ АКЦИИ

- акции младших компаний добывающей промышленности.

ПЕРЕВЕРНУТЫИ РЫНОК

- рынок с со­отношением цен бэквордейшн, когда товар с постав­кой в ближайшем будущем стоит дороже, чем с по­ставкой в более отдаленные сроки, и поэтому затраты на хранение не покрываются соотношением цен.

ПЕРЕЛЕЗТЬ ЧЕРЕЗ ЗАБОР

- означает вывозить за границу сырье по поддельным докумен­там.

ПИРАМИДА,

"схема Понзи" - по имени итальянца Понзи, обобравшего тысячи инвесторов в Бостоне в 1919 г. Идея "пирамиды" состоит втом, что плут берет в долг у первой партии клиентов и затем расплачивается с ними деньгами второй партии клиентов, у которых тоже берет в долг, чтобы рас­платиться с ними деньгами третьей партии, — и так по восходящей.

Поздно приходящему — "кости", а львиная доля денег оседает на счетах строителя "пирамиды".

ПЛАВАЮІЦИЕ АКЦИИ

- акции, куплен­ные с целью их перепродажи в удобный момент в спекулятивных целях.

ПЛАВАЮІЦИЕ КАПИТАЛЫ

- капиталы, переводимые с одного финансового рынка на дру­гой с целью их выгодного помещения в акции, на­ходящиеся в постоянном росте. Как правило, такие капиталовложения краткосрочны и направлены на получение быстрой прибыли.

ПЛАВАЮІЦИЙ

— нефиксированный курс, цена, ставка: с середины 70-х годов большинство индустриальных стран перешло к тем или иным формам "плавания" своих валют.

ПЛАСТИЛИНОВЫИ УОЛЛ-СТРИТ

- спекулятивные подобия акционерных обществ, рын­ков капитала и бирж.

ПЛАТИ И ВЕЗИ

— торговая операция, при которой покупатель оплачивает товар наличными на месте покупки, доставляя товар своими транспорт­ными средствами.

ПОВЫШАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК

- цены имеют тенденцию незначительно расти с существен­ными признаками укрепления.

ПОГРУЖЕНИЕ

— продолжительная задер­жка в развитии рыночной конъюнктуры или незна­чительное изменение цен на бирже.

ПОДДЕЛЬНЫЕ БАНКНОТЫ

В сфере ва­лютных операций существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью банков. Одна из них — поддельные банкноты. Все чаще кассиры и операто­ры в банках сталкиваются с мировым уровнем под­делок. Конечно, при решении этих задач на помощь банкирам должна прийти специальная техника са­мого высокого уровня

В финансовых организациях для работы можно рекомендовать каталог подлинных и фальшивых бан­кнот и дорожных чеков — официальное издание Международной криминальной полиции (Интер­пола). Интерпол обеспечивает поступление посто­янной информации обо всех выходящих новых бан­кнотах, равно как и об изымаемых из обращения, а также "коллекционирует" номера фальшивых банк­нот. В Европе во всех обменных пунктах каждый кассир имеет такой каталог.

Каталог — это информационная система, где показан внешний вид каждой банкноты с указани­ем защитных характеристик (таких, как микрошрифт, совмещение, водяные знаки и т. д.). Указаны также все виды дорожных чеков, которые выпускают бан­ки всего мира. В мире подобных справочников вы­пускается множество.

Однако система постоянного поступления но­вой информации в банки данных существует лишь в единственном числе у Интерпола

Полный комплект каталога включает три тома: 1-й, 2-й, т. н. "зеленые", тома подлинных банкнот и дорожных чеков; 3-й том -"красный", включает пе­речни номеров фальшивых банкнот. Третий том рас­сылается только после выдачи разрешения Интер­пола, который производит проверку заказывающей организации.

Подразделение «Р»

- разведывательное подразделение ("Р") создается отдельно от материн­ской фирмы и не афишируется перед ее сотрудни­ками. Может быть составной частью службы безо­пасности фирмы или существовать как отдельное подразделение. В зависимости от финансовых воз­можностей оно может существовать как информа­ционная или консалтинговая фирма с большей час­тью уставного капитала материнской фирмы. В странах, где пока еще не запрещен промышленный шпионаж, создавая фирму "P", не пишут в устав­ных документах о формах ее деятельности, чтобы не расшифровывать истинное назначение фирмы. Не­обходимо отметить, что многие частные детектив­ные агентства занимаются такой практикой, но не афишируют ее.

Как правило, разведывательная фирма создает­ся по следующему образцу:

Каждая из групп (отделов) выполняет свою фун­кцию. Так, группа прикрытия осуществляет устав­ную деятельность фирмы. Оперативная группа за­нимается сбором данных о партнерах по бизнесу, проводит разведку конкурентов. Как правило, эту работу выполняют бывшие сотрудники специальных служб, связанные ранее с экономической разведкой или контрразведкой.

Техническая разведка получает необходимую фирме информацию с помощью технических средств. Эта группа обычно бывает законспирирована.

Группа собственной безопасности и охраны осу­ществляет оперативную работу по сотрудникам фир­мы, их безопасности, работает совместно с группой прикрытия, обеспечивает режим работы фирмы.

Аналитики оценивают информацию — в том числе открытую.

Данная группа может входить отдельным под­разделением в материнскую фирму. ф

Финансовая группа разрабатывает легенды для налоговых служб и правоохранительных органов, осуществляет финансирование мероприятий.

Административная группа выступает предста­вителем фирмы, осуществляет хозяйственное руко­водство.

Данная структура близка к типичной органи­зации спецслужб. Практикой доказано, что созда­ние таких структур на крупных промышленных фир­мах Запада полностью оправдывает себя.

ПОДСТАВНЫЕ

— разновидность акцио­нерных обществ, выступающих в роли собственни­ков акций других фирм.

ПОДУШКА

— резервы, именуемые еще и "надбавками безопасности"

ПОЗИЦИЯ

— поставка товара на биржах сельскохозяйственных товаров разрешена только в определенные месяцы, называемые "позициями". Например, на Нью-Йоркской хлопковой бирже она разрешена только в мае, июле, октябре и декабре, причем, продавец может сделать это в любой день месяца

ПОИМАТЬ КОТИРОВКУ

- о дилере, ко­торый согласен продать валюту по курсу покупате­ля, котируемому другим дилером; говорят что он "поймал котировку".

ПОКУПАТЬ С ПОТРОХАМИ

- купить ценные бумаги и уплатить наличными в полном размере.

ПОНТЕР

— профессиональный игрок на бир­же, быстро сбывающий акции в целях получения прибыли на разнице их курсов.

ПОРНУХА

— заочное обслуживание по те­лефону.

ПОРОВНУ

— покупатели и продавцы цен­ных бумаг, численность - которых примерно равна, т. е. рынок сохраняет стабильность. Часто характе­ризует рынок на момент открытия, если цены в этот день будут лишь незначительно отличаться от цен предыдущего дня.

Портативные гробы

- так торгов­цы драгоценностями Запада шутливо называют "ат - таше-кейсы" — черные чемоданчики, в которых пе­ревозятся драгоценности, зачастую прикованные к запястьям тонкими металлическими наручниками. Иногда на них, словно на ниточке, держится сама жизнь владельцев черных чемоданов. Шутка мрач­ная, черная как кожа чемоданчиков, но точная, как ювелирные часы.

Ювелиры охотятся за клиентами, преступники охотятся за ювелирами, вернее и те и другие охотят­ся за драгоценностями.

Порывы

— кратковременное движение цены на бирже, вызванное неожиданной информа­цией.

Последнии покупатель

- покупа­тель на бирже, который по получении от продавца извещения о поставке не ликвидирует свою пози­цию в установленное время, "останавливает изве­щение", т. е. тем самым выражает свою готовность принять поставку.

Поток наличных

- прибыль (до на­числения налогов) + амортизация. Эта сумма показы­вает возможности самофинансирования предприя­тия. "Поток наличных" играет большую роль при обсуждении возможностей погашения кредита.

"Прайм рэйт"

- минимальная процент­ная ставка по необеспеченным краткосрочным ссу­дам (ссудам, не обусловленным конкретными целя­ми кредитования), устанавливаемая американскими коммерческими банками при кредитовании "перво­классных'" (самых надежных) заемщиков.

В международной статистике П Р публикуется как средняя из процентных ставок, применяющихся в течение последнего месяца тридцатью крупнейши­ми коммерческими банками США. В Западной Ев­ропе аналоги ПР называются базовыми ставками. ПР является центральным звеном всей системы про­центных ставок, применяемых коммерческими бан­ками по различным видам операций для различных категорий заемщиков.

Прививки

— программы, ограждающие персональные компьютеры от известных компьютер­ных вирусов. Противовирусная защита.

Принцип полного раскрытия ин­формации.

На таком принципе основан Закон о ценных бумагах от 1933 г. в США, который отно­сится, в первую очередь, к первоначальному выпус­ку и размещению ценных бумаг.

За исключением особо оговоренных видов цен­ных бумаг и сделок, ценная бумага не подлежит пред­ложению или рассылке по почте, продаже между штатами или за рубеж, если не выполнен принцип полного раскрытия информации.

Предложение или продажа ценной бумаги, не указанной в списке исключений, требует предва­рительной подачи регистрационного заявления в Комиссию по ценным бумагам и биржам, которое становится общественно подконтрольным докумен­том и вступает в силу по истечении 20-дневного сро­ка. Закон требует также, чтобы каждому покупателю вручался проспект, содержащий фактическую инфор­мацию о компании, ее операциях, а также о харак­тере и целях выпуска акций или других ценных бу­маг. Положения закона, направленные против мошенничества, предусматривают полное раскрытие информации, запрещая сокрытие фактической ин­формации и обман в регистрационном заявлении или проспекте на продажу ценных бумаг. За представле­ние ложных сведений предусмотрена гражданская и уголовная ответственность даже в тех случаях, когда данная бумага или операция входит в список ис­ключений.

Принцип "сатисфизации"

- термин, все чаще заменяющий понятие "оптимизация" или достижение максимального эффекта, в соответствии с которым любое действие прекращается, как толь­ко достигнут какой-то определенный уровень удов­летворения потребности, служащей побудительным мотивом к этому действию. Это означает, что фирма ориентируется не на максимальный, а на минимально необходимый уровень прибыли, при котором чув­ствует себя удовлетворенной.

Притворная сделка

- сделка, совер­шаемая с целью прикрыть другую сделку. в этом случае стороны выражают волю совершить опреде­ленную ставку, а в действительности их воля направ­лена на то, чтобы вызвать юридические последствия, связанные с другой сделкой

ПРОГРАММА "СВОЯК"

- форма органи­зации инновационной деятельности возникла в кор­порациях США в 80-е годы. В рамках такой про­граммы создается специальный денежный фонд, средства из которого выделяются "своякам" — пред­ставителям внутрикорпоративного рискового капи­тала. Любой сотрудник корпорации, выдвинувший идею нового продукта, технологии или крупного ра­ционализаторского предложения, вправе обратиться непосредственно к "свояку" за финансовой поддер­жкой. Если предложение "свояку" покажется инте­ресным, то он выделяет средства на разработку и реализацию инновационного проекта. Автор новой идеи на условиях внутрикорпоративного коммерчес­кого расчета может арендовать оборудование, пользо­ваться льготными услугами консультантов со сторо­ны, нанимать персонал в группу, осуществляющую инновационный проект.

Вознаграждение "свояка" зависит напрямую от результатов инновационной деятельности. Они уча­ствуют в прибыли своей корпорации, или за каж­дый прибыльный проект получают заранее установ­ленный бонус деньгами либо ценными бумагами.

"ПРОДУК-МИКС"

- комбинация марке­тинговых средств (фирм ФРГ) в борьбе за рынки, образующая направленную стратегию монополий в области производства и сбыта продукции. Состав­ными элементами "продукт-микс" являются продукт, ассортимент, упаковка, марка (товарный знак) и послепродажный сервис.

ПРОКАТИТЬСЯ

— торговать машинами, украденными в Западной Европе.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПИРАТСТВО

- си­стематические операции, связанные с обманом по­требителей, включающие не только товарные знаки, но и все аспекты, связанные с готовой продукцией. Пиратство намного труднее контролировать, по­скольку это не только хорошо организованная дея­тельность, но и более динамичная. Лица, занимаю­щиеся пиратством, могут владеть крупными финансовыми средствами и современным производ­ством, а могут осуществлять лишь единичные опе­рации. И в том, и в другом случае их трудно обнару­жить, поскольку подделки реализуются вдали от места производства (либо через обычные каналы, либо путем контрабанды). Жертвами становятся компа­нии, у которых нет механизма контроля на огром­ных территориях.

Пиратская сеть, как и законная торговля, вклю­чает производство, субподрядчиков, оптовиков, им­портеров и розничную сеть — и все они специалисты по сокрытию. Они могут даже получать банковскую помощь. Выявить пиратство очень сложно, поскольку оно часто осуществляется только за наличный рас­чет, причем сырье приобретается в одной стране, сборка происходит в другой, а продукция в торго­вую сеть направляется без ярлыков, которые посы­лаются почтой.

"Уровень пиратской активности" в США равен 35%, в Европейском сообществе 55-60%, но своего апогея он достигает в странах Центральной и Вос­точной Европы, включая Россию, — более 90%.

Незаконное использование объектов авторских и смежных прав — "промышленное пиратство" — прочно обосновалось сегодня в видеобизнесе, кино­прокате, тиражировании пластинок и аудиокассет, издательском деле.

Лишь средствами уголовного законодательства можно добиться успеха в раскрытии ПП.

ВОИС, отказавшись от идеи контролировать "промышленное пиратство" средствами международ­ных соглашений, решила идти по пути усиления национальных законодательств.

Группа частных фирм, пострадавших от подде­лок 10 лет назад, объединилась для создания Кодек­са законов против подделок, который должен был быть включен в программу ГАТТ еще в 1988 г. Прав­да, он до сих пор в обсуждении. Называется данный документ "Соглашение о мерах пресечения импорта поддельных товаров" и включает, среди прочего, введение санкций за акты подделки и установление сроков передачи исков компетентным органам для разбора, после чего товары автоматически освобож­даются из-под ареста. Каждое государство само бу­дет решать, как долго задерживать на таможне по­дозреваемые товары.

Комиссия ЕЭС поддержала меры, предлагаемые ГАТТ, опубликовав "Проект инструкции Совета ЕЭС по созданию мер по пресечению появления на рын­ке поддельных товаров"

Частный сектор также мобилизует усилия по борьбе с ПП. Образуются ассоциации: Антипод- делочная группа (Англия), Международная антипод - делочная группа (США), Союз фабрикантов (Фран­ция) и др.

Международная торговая палата руководит Лон­донским бюро по исследованиям в области подде­лок.

Принимаются разнообразные меры, включащие эмбарго поддельных товаров, создание банка дан­ных по подделкам, наем частных детективов для прослеживания всей цепочки подделок. Конгрессу Америки даже предложен законопроект, увязываю­щий тарифы США с наличием охраны интел­лектуальной собственности в определенной стране.

Промышленное пиратство в области объектов "промышленной собственности" — явление, суще­ствовавшее всегда. Подпольная "индустрия" поддел­ки товаров с маркой "люкс" зародилась после вто­рой мировой войны. Однако, начиная с 70-х годов, это явление приобрело такой размах, что стало гу­бительным для европейской и американской про­мышленности.

Бизнес-слэнг

Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового

Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового проекта законодательства, разработан­ного Международным союзом по охране прав на про­мышленную собственность. Оно гласит: "Промыш­ленным шпионажем является использование, разглашение или передача …

Суть ее в том, что фирмы (в частности, напри­мер, фактор-фирма), через

Суть ее в том, что фирмы (в частности, напри­мер, фактор-фирма), через свою компьютерную си­стему могут круглосуточно получать информацию о финансовом состоянии их требований (предприятий): какие счета уже оплачены, какие являются …

Представляет собой единоразовую форвардную сдел­ку, которая

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.