Выбор метода управления
Классическая теория управления разбивает все методы управления по способу их воздействия на четыре группы: административные, экономические, идеологические и воспитательные.
Для принятия эффективного решения при организационном проектировании необходимо рассмотреть возможность использования тех или иных методов управления. Возможность использования методов управления может быть оценена в результате анализа свойств методов управления. В качестве направления анализа выбираются критерии формирования организационной структуры: распределение ответственности.
Административные методы управления предполагают, что действие в системе осуществляется на основе административного воздействия субъекта управления на объект управления (рис. 6.2). Такое воздействие при многоуровневой системе может быть описано следующим образом: субъект управления 0 уровня оказывает административное воздействие на объект управления 0 уровня, который является субъектом управления 1 уровня, субъект управления 1 уровня оказывает административное воздействие на объект управления 1 уровня и т. д. Одновременно с передачей административного воздействия передается финансовое обеспечение в объеме 100% от необходимого объема финансирования.
Уровень управления |
Субъект управления |
Объект управления |
Ответственность текущая |
Ответственность передаваемая |
Объем финансирования передаваемый |
Объем финансирования сохраняемый |
0 Задача: составить би - знес-план |
Директор |
Зам. директора |
100% ответственность директора |
0% ответственность зам. директора |
100% средств передается зам. директора |
0% остается у директора |
1 Анализ финансового состояния |
Зам. директора |
Начальник отдела анализа |
100% ответственность зам. директора |
0% Начальника отдела анализа |
30% Начальнику отдела анализа |
70% Остается у зам. директора |
2 Прогноз продаж |
Зам. директора |
Начальник отдела продаж |
100% ответственность зам. директора |
0% начальника отдела продаж |
25% Начальнику отдела продаж |
45% остается у зам. директора |
100% |
0% |
100% |
0% |
|||
N |
N |
100% |
0% |
100% |
0% |
|
Продавец |
0% |
Нет |
Нет |
100% оплаты труда продавца и содержания рабочего места |
Рис.6.2. Административные методы управления |
Для того чтобы подчиненные выполнили какой-то объем работ, вы должны профинансировать их. Уменьшение объема финансирования (например, при желании какого-то уровня оставить себе часть средств) приводит к тому, что на последующих уровнях недостаточное финансирование снижает эффективность деятельности (качество выполнения работ, производительность и прочее). Фактически при таком воздействии теряются стимулы к труду, полученные средства не являются заработанными, а становятся вознаграждением за лояльность и исполнительность. При административном воздействии 100% ответственности сохраняется за уровнем, отдающим приказание, следовательно, объект управления не несет ответственности за выполнение той или иной работы. Таким образом, административные методы позволяют достичь только двух свойств проектируемой структуры: устойчивость и, частично, рациональность при эффективном контроле. Следовательно, административные методы применимы при использовании целевых средств (государства, заказчика, внутреннего бюджета), контроль за использованием которых несет владелец бюджета. Применение административных методов управления практически полностью исключает инициативу подчиненных, поэтому их использование должно быть ограничено.
Экономические методы управления предполагают другой механизм взаимодействия. В основе воздействия находится понятие «экономическая покупка». Экономическая покупка — это предоставление возможности получения дохода. Таким образом, оплата выполнения действий и само управленческое воздействие разнесены: оплата является результатом выполненных работ, а воздействие есть результат совершенной экономической покупки. Разделение воздействия и финансирования становится основным достоинством экономических методов управления. Воздействие осуществляется после экономической покупки путем предложения получения определенного дохода при выполнении определенных действий (рис. 6.3).
Уровень управления |
Субъект управления |
Объект управления |
Ответственность текущая |
Ответственность передаваемая |
Объем финансирования передаваемый |
Объем финансирования сохраняемый |
0 |
0 |
АО % |
(100-а0)% |
(100-Ь0)% |
Ь0 % |
|
Пример |
Директор |
Зам. директора |
30% ответственности |
70 % ответственности у зам. директора |
65% средств |
35% средств (5 % премия за риск) |
1 |
1 |
0 |
А1 % |
(100-а1)% |
(100-Ы)% |
Ы % |
2 |
2 |
1 |
А2 % |
(100-а2)% |
(100-Ь2)% |
Ь2 % |
2 |
А...% |
(100-а...)% |
(100-Ь...)% |
Ь...% |
||
N |
N |
AN% |
(100-aN)% |
(100-bN)% |
BN% |
|
N |
(100-aN)% |
Нет |
Нет |
(100-bN)% |
Величина а пропорциональна величине b (b = а + премия за риск)
Рис. 6.3. Экономические методы управления
Фактически каждый уровень управления может самостоятельно выполнить объем работ и не передавать его на следующий уровень. При передаче каждый уровень сохраняет определенный объем средств на основании необходимости осуществления контроля и несет ответственность пропорционально данному объему. Основным недостатком при использовании экономических методов управления является то, что сумма средств, необходимых для осуществления воздействия, возрастает на величину средств, сохраняемых на каждом уровне. Таким образом, необходимо четко разделять административные и экономические воздействия, особенно при распределении средств целевого назначения, так как если не запланировано осуществление контроля на каждом уровне, то целевые средства будут использоваться не по назначению. Так, например, дефицит бюджета очень часто может быть объяснен заменой одних методов управления другими (например, при использовании коммерческих банков-агентов для бюджетного финансирования).
Использование идеологических и воспитательных методов ориентировано на понимание личности подчиненного и формирование у нее определенных свойств. Эти методы вообще отказываются от материального стимулирования и результативность их намного выше, чем административных и экономических. Идеологические методы направлены на формирование определенной философии предприятия, соблюдение которой становится основной задачей персонала. Воспитательные методы в качестве воздействия используют формирование примеров для подражания персоналом. Однако эти методы ориентированы на личность руководителя, и если вы не обладаете способностью их использовать, лучше остановиться на первых двух методах.