Банки и банковское дело

СИСТЕМЫ «ВИРТУАЛЬНЫХ» ПЛАТЕЖЕЙ

Все виртуальные платежи можно разделить на:

♦ сетевые, которые проходят только с помощью глобальных сетей;

♦ внесетевые, к которым относятся расчеты пластиковыми карточ­ками.

Пластиковая карта используется для различных по назначению опе­раций. По выбору оказываемых услуг она может служить пропуском, водительским удостоверением, проездным документом и просто сред­ством платежа. Впервые идея использования кредитной карточки была выдвинута в прошлом веке Эдуардом Белами (1887 г.). На практике первые картонные кредитные карточки стали использоваться в США на торговых предприятиях в 20-е гг. нашего столетия. Долгое время не мог­ли найти подходящий материал, который бы отвечал функциональным требованиям кредитных карт. Только в начале 60-х гг. в США появи­лись пластиковые карточки с магнитной полосой. Впоследствии многие страны в своих банках ввели систему карточных расчетов, и она приоб­рела международный характер. В 1975 г. француз Ролан Морено изоб­рел электронную карту памяти, а чуть позже французская компания BULL разработала и запатентовала смарт-карту (интеллектуальную кар­ту) со встроенным микропроцессором. Вероятно, с течением времени сферу расчетов завоюют новые виды карт, но пока в силу своей тра­диционности магнитные карты занимают ведущие позиции, например, карты таких платежных систем, как American Express, VISA, MasterCard и т. д. Попробуем более подробно разобрать виды и особенности маг­нитных карт.

Качество изготовления карты должно отвечать требованиям Меж­дународной организации по стандартизации ISO, которые определяют стандартные размеры карточек: длина — 85,6 мм, ширина — 53,9 мм, толщина — 0,76 мм. На магнитной полосе выделяются три дорожки, две из которых используются для идентификационных целей, а третья предназначена для перезаписи данных во время каждой авторизации. По статистическим наблюдениям в настоящее время в мире около 90 % пластиковых карт — это карты со стандартной магнитной полосой. Бан­ковские пластиковые карты различаются по их назначению, по функци­ональным и техническим характеристикам.

По назначению карты делятся на две укрупненные группы:

♦ кредитные;

♦ дебетовые.

Кредитная карта позволяет иметь владельцу постоянно возобновля­емый кредит в банке-эмитенте, причем каждый банк-эмитент устанав­ливает собственные правила, регулирующие его взаимоотношения с клиентом. Дебетовые карты можно назвать еще расчетными картами.

Клиент вносит определенную сумму на свой счет в банке, с которого банк-эмитент перечисляет денежные средства для оплаты различных расходов.

По техническим характеристикам пластиковые карты делятся на:

♦ обыкновенные;

♦ магнитные;

♦ микропроцессорные.

Пластиковая карточка—это универсальное платежное средство, ко­торое позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги безна­личным путем, а также более безопасно (по сравнению с наличными деньгами) хранить и перевозить свои денежные средства.

Обыкновенная пластиковая карта—простая карта с фиксированной покупательной способностью, на ее лицевой стороне есть индекс (фами­лия) изготовителя с его фирменным знаком, имя владельца и его иден­тификационный код, на оборотной стороне может быть подпись вла­дельца Магнитные карты с обратной стороны имеют магнитную полосу, которая способна хранить 100 байт информации. Перед выдачей такой карты владельцу на ее поверхности делается тиснение идентификаци­онных характеристик: Ф. И.О. клиента, номер его банковского счета, срок годности карты, т. е. даты открытия и окончания срока действия карты. Магнитная полоса имеет три дорожки. В финансовой сфере используется в основном вторая полоса, информации о финансовом со­стоянии счета клиента на полосе нет. В работе с магнитными картами возможно использование двух режимов:

♦ режим on-line. Устройство, а это может быть и торговый терми­нал, и электронная касса, и банкомат, считывает информацию с магнитной полосы, которая по спецканалу связи или по телефон­ной сети передается в центр авторизации карт. В случае подтверж­дения банком платежа, терминал печатает слип (специальный тор­говый чек). С помощью специального устройства импринтера на чеках отпечатывается выдавленная на карточке подпись, затем чеки собираются и направляются торговой организацией в банк для списания суммы оплаты за покупки со счета клиента в пользу предприятия торговли или сервиса;

♦ режим off-line отличается тем, что информация о покупке, сде­ланной владельцем карточки, остается на хранении в торговом терминале или в электронной кассе, а для печати чеков использу­ются специальные устройства ручной прокатки, дублирующие информацию о владельце карточки, выгравированную на ней.

Устройствами, обеспечивающими работу банковских систем само­обслуживания на базе пластиковых карточек, являются банкоматы и торговые терминалы. Первый в мире банкомат был запущен в одном из банков северного Лондона в 1967 г. На территории бывшего СССР первые банкоматы появились в системе «Дельта-Банк». Сначала в Кие­ве, затем в Москве, в Мещанском и Коломенском отделениях Сбербан­ка. На сегодняшний день самым большим потребителем банкоматов в мире являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на него при­ходится 34 % всех вновь поставленных банкоматов. В мировом масшта­бе наибольшая плотность банкоматов в Японии — более 1000 устройств на 1 млн граждан. Банкомат, или ATM (Automated Teller Machine) — это электронно-механическое устройство, предназначенное для выдачи на­личных денег по пластиковым карточкам. В зависимости от выполняе­мых операций, банкоматы делятся на простейшие (cash dispenser) и пол­нофункциональные, т. е. те, которые могут выполнять более широкий спектр операций, таких как перевод денег, обмен иностранной валюты на национальную валюту, выдача справок о счетах, прием вкладов. В зависимости от места установки банкоматы могут быть уличные и внутренние (для помещений). При выполнении основных операций происходит обмен информацией между клиентом и платежной систе­мой посредством банкомата. Существуют три основных режима рабо­ты банкомата:

♦ режим реального времени (on-line). Обмен информацией между банком и процессинговым центром происходит постоянно, все транзакции по счету выполняются в реальном масштабе времени;

♦ автономный режим (off-line). Обмен информацией происходит с продолжительными перерывами путем переноса информации на магнитных носителях, транзакции по счету клиента накаплива­ются и регистрируются в самом банкомате. Только после их пере­носа в процессинговый центр за определенный период корректи­руется состояние карточного счета клиента;

♦ квази-on-line. Банкомат связывается с процессинговым центром по расписанию с помощью каналов связи. Здесь может существо­вать несколько вариантов расписания: дозвон по необходимости (например, при транзакции), дозвон через определенные проме­жутки времени, может быть обзвон из процессингового центра по банкоматам или из банкоматов туда.

Банкоматы любого типа имеют процессор, клавиатуру для ввода информации, дисплей с графическим монитором. Дополнительно они могут быть оборудованы рулонными принтерами, устройствами при­ема денег и средствами безопасности. Например, одна из мер безопасно­сти, чтобы защитить владельца магнитной карточки от мошенников, состоит в том, что при выдаче денег из банкоматов, при обратной связи запрашивается личный 4-6-значный код владельца карты (PIN-код), поскольку карту с магнитной полосой можно скопировать, но, не зная личного кода, ею невозможно воспользоваться. Существуют два основ­ных направления распространения банкоматов:

— создание корпоративных муниципальных сетей банкоматов;

— создание раздельных «внутриплатежных» систем.

Для банков внедрение такого оборудования способствует достиже­нию благоприятных условий, которые помогут выстоять в конкурент­ной борьбе за клиента, время и прибыль.

Торговые терминалы — это простейшая расчетная установка в мага­зине. Чаще всего это механические устройства для прокатки рельефной части пластиковой карты и для получения слипа, который клиент под­писывает. Ввиду списания небольших сумм торговые терминалы не зап­рашивают личные коды клиентов. По статистическим данным, в США и Канаде наибольшее распространение имеет платежная система на базе карточек American Express и MasterCard. Только в США автоматов, об­служивающих эти карточки, установлено свыше 60 тыс. В Европе боль­шей популярностью пользуются карточки VISA и MasterCard. В част­ности, во Франции более 15 тыс. автоматов, в Италии более б тыс., в Германии более 29 тыс. Существенными недостатками магнитных кар­точек являются:

♦ невозможность оперативного обновления информации;

♦ процедура списания денег со счета клиента при расчете в магази­не сложна и длительна;

♦ магнитная полоса часто выходит из строя.

Микропроцессорные карты — это карты со встроенной кремниевой

Микросхемой, их еще называют чиповые карты. Чиповая карта была изобретена во Франции в середине 70-х гг., к настоящему времени их

Количество достигает 1 млрд. Объем памяти таких карт в среднем не превышает 256 байт. Вместо магнитной полосы в них встроен микро­процессор, содержащий оперативную (для использования в процессе обработки) и постоянную (для хранения неизменяемых данных) па­мять, а также внесена система безопасности данных. Встроенная микро­схема обладает свойствами небольшого компьютера, который может самопрограммироваться и управлять всеми процессами взаимодей­ствия с памятью и различными внешними устройствами. В память за­ложена информация о владельце карты, о его банковском счете, све­дения о проведении со счетом клиента до 200 последних операций с использованием данной карты. Лимит кредитования заранее запро­граммирован в процессоре карты и при его использовании при перерас­чете расходуемая сумма вычитается. Если накопления израсходованы, клиент вносит в банк необходимую сумму и лимит восстанавливается на первоначальном уровне. Такие карты по своим техническим харак­теристикам делятся на следующие виды:

♦ обыкновенные карты памяти, в которых нет магнитной полосы, но встроена микросхема, содержащая память и устройство для записи или считывания информации. Наибольшее распростра­нение в мире получили телефонные карты памяти. Эти карты применяются в контактном режиме, т. е. микросхема физически соприкасается с контактами считывающего устройства;

♦ смарт-карты — карты, содержащие микросхему с «компьютерной логикой». Она может обмениваться информацией с центральным компьютером, получать от банка необходимые сведения, хранить информацию о предыдущих сделках, производить платежи на ограниченную сумму без связи с эмитентом (карточка «заряжа­ется» именно на эту сумму).

Смарт-карты используются в самых разных финансовых прило­жениях, обеспечивая сохранность, целостность и конфиденциаль­ность информации. Например, при совершении дебетовых или кредитных операций с помощью смарт-карты ее владелец может проверить, существует ли данный банк или торговый терминал в действительности.

Наиболее распространенное приложение смарт-карт — их исполь­зование как «электронных» кошельков, или супер-смарт-карты. Эти карты объединяют в себе дебетовую и кредитную карты;

♦ супер-смарт-карты позволяют хранить в своей памяти определен­ную сумму, тратить которую можно уже без всякой авторизации, она необходима только тогда, когда виртуальные деньги закончи­лись и карточку нужно «зарядить» новыми через терминалы типа банкоматов. Одна из самых известных в этой области фирм — фир­ма Mondex. Электронные деньги из этого кошелька можно переда­вать по каналам связи, т. е. «быстрые» платежи возможны между субъектами, находящимися в разных уголках земного шара. Кар­точка Mondex—это пятикошельковая микропроцессорная карточ­ка, для зачисления на нее средств используются специальные устройства Mondex phones — совместимые телефоны. В качестве каналов для передачи денег служат обычные телефонные линии. Таким образом, телефоны могут круглосуточно выдавать электрон­ные деньги как своеобразные банкоматы. Эти системы позволяют дать или взять деньги взаймы, если операция производится между двумя клиентами пользователями. От традиционной карточки карточка Mondex отличается наличием специального футляра, который внешне похож на микрокалькулятор-книжку. Футляр устроен так, что с одной стороны находится гнездо для собственно карты, а с другой — дисплей и миниатюрная клавиатура. Каждая карточка имеет свой, введенный пользователем пароль. Помимо Mondex аналогичные платежные системы разрабатывают извест­ные корпорации Visan MasterCard.

Внедрение таких новейших систем платежей позволит почти полно­стью отказаться от использования «натуральных» денег. Однако, наряду с положительными моментами в использовании пластиковых карт есть и нерешенные задачи:

1. Безопасность системы должна заключаться в «непробивае­мой» системе защиты информации как на техническом уров­не, так и на организационном, в противном случае общество не сможет в полной мере перейти на виртуальные деньги.

2. Так как электронные деньги являются средством платежа, то получается, что эмитентом денег будет коммерческий банк, а не центральный национальный банк страны. Следовательно, пока полный переход на электронные деньги невозможен.

В настоящее время в мире действует несколько крупных ассоциаций банковскихкарточек, такихкак VISA, MasterCard, DinersClub, American Express, Europay International(бывшаяEuroCard). Ассоциациивыраба - тывают общие правила, координируют свою деятельность, охраняют патенты и права, разрабатывают стандарты и правила ведения операций, новые платежные продукты, рекламируют их, обмениваются информа­цией.

Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988 г., когда в Лондоне между бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией VISA International было подписано со­глашение, в результате которого «Интурист» стал членом этой между­народной организации, обладающим эмиссионными правами. С конца 60-х гг. и до 1988-1989 г. кредитными карточками пользовались в Рос­сии только иностранные туристы, но Сбербанк РФ разработал систему расчетов населения за товары и услуги пластиковыми карточками и в настоящее время почти все крупные банки РФ предоставляют населе­нию и организациям целый спектр услуг по выпуску и обслуживанию пластиковых карт. К такого рода услугам относятся:

♦ изготовление и обслуживание пластиковой карты;

♦ выплата работникам предприятий заработной платы через плас­тиковые карточки;

♦ выпуски и обслуживание пластиковых карт российской платеж­ной системы Union Card;

♦ обслуживание торгово-сервисных предприятий по приему без­наличной оплаты с использованием карт;

♦ повторное изготовление утерянной карточки;

♦ блокирование карточки на определенный срок;

♦ выпуск и обслуживание карточек международных платежных си­стем.

В 1996 г. началась и продолжается по сей день реализация концепции национальной системы платежных карт, основной целью которой явля­ется обеспечение надежности карт всех участников с гарантией возвра­та средств в случае мошенничества. Многие российские коммерческие банки присоединились к внутренней платежной системе STB-Card, ко­торая на данный момент занимает лидирующее положение и по числу торговых точек, принимающих ее карты к оплате, и по количеству уста­новленных банкоматов, опережая пока системы Union Card, «Золотая корона». Эти системы объединяют несколько банков и являются меж­банковскими, они самостоятельно ведут процессинг операций. Платеж­ная система STB-Card работает круглосуточно и включает в себя рас­четный центр, центр авторизации, сеть банкоматов, сеть терминалов в предприятиях торговли. В ноябре 1993 г. эта система стала лауреатом европейской награды Euromarket Award, которая присуждается фир­мам, чья деятельность в области торговли, промышленности и услуг признается выдающейся. Также сегодня в России несколько компаний пытаются внедрить проекты с использованием смарт-карт. Среди них «Аи Ти», BGS. На Санкт-Петербург приходится примерно треть оборо­тов российского рынка пластиковых карт.

Разработка направлений работы с пластиковыми картами является наиболее перспективной для банков в настоящее время. Этим видом деятельности активно занимаются Импэксбанк и Гута банк. Вопрос со­здания национальной платежной системы, в рамках которой возможно качественное развитие «пластикового» бизнеса, пока еще находится в стадии обсуждения. Для создания такой системы должны выполняться следующие требования:

♦ услуги и продукты этой системы на территории России должны быть более дешевыми, чем услуги международных систем;

♦ расчетным банком системы обязательно должен стать россий­ский банк;

♦ система должна базироваться на стандарте, совместимом с меж­дународным;

♦ необходимы большие капитальные вложения для возможности обслуживания карточек на всей территории России, производ­ства оборудования, программного обеспечения.

Мировая практика показывает, что национальные системы зачастую эффективно используются наряду с международными.

Банки и банковское дело

Быстрое получение кредита наличными в Банке Кредит Днепр

Планируя оформить ссуду, заемщику необходимо найти надежное финансовое учреждение, которое предоставляет деньги в большой сумме и на прозрачных условиях. Важно также учесть параметр срочности. Во многих банках на рассмотрение заявки …

Доступные кредиты на карту

Срочно решить денежные вопросы помогают онлайн сервисы микрокредитных организаций. В таких компаниях можно получить нужную сумму с минимумом документов. Удобный сервис онлайн-кредитования Пользуясь услугами площадки CreditOn, можно легко занять деньги …

Где лучше взять кредит онлайн в Украине

Нередко жителям Украины приходится бросаться в крайности. Всё дело в том, что уровень жизни не так высок, как нам бы хотелось. Поэтому совершенно у каждого человека может возникнуть такая сложная …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.