ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Процессный подход
Процессный подход основывается на концепции, согласно которой всю деятельность организаций можно представить в виде структурированной сети процессов, «поглощающих» ресурсы и создающих продукцию, которая представляет ценность для потребителя.
Механизм формирования ценности продукции основан на преобразовании свойств ресурсов, используемых для ее создания. Одновременно с полезными преобразованиями свойств ресурсов в рамках процессов в силу различных причин происходят и «потери ценности», представляющие собой, по сути, «потери качества».
Здравый смысл подсказывает, что управлять нужно не там и тогда, где потери качества уже произошли и ценность уменьшилась, а там, где эти потери качества совершаются, т.е. в рамках сети процессов, составляющих деятельность организации. Соответственно новое понимание менеджмента состоит в том, что управлять нужно не качеством продукции, а качеством исполнения процессов. В частности это отражено в стандартах ИСО серии 9001, где провозглашен принцип процессного подхода к менеджменту качества.
Причины появления потерь качества весьма разнообразны: ошибки при определении требований к продукции, нарушение технологии, «человеческий фактор», несовершенство системы управления и законодательства и т.п. Общим является то обстоятельство, что все эти виды потерь качества проявляются при выполнении отдельных процессов и привносятся в продукцию одновременно и параллельно с созданием ее ценности.
Преимущество процессного подхода состоит в том, что процесс производства продукции или услуги представляется в виде последовательности операций, благодаря чему структура формирования ценности для потребителя становится более понятной. Таким образом, мы автоматически начинаем представлять структуру возникновения потерь. Выявляя с помощью полученной функции «узкие места», можно предотвращать потери, вместо того, чтобы тратить силы и средства на восстановление уже потерянной продукции.
Все процессы в управлении подразделяются на основные и вспомогательные. Основные процессы связаны с производством и движением продукции. Они заключены в поиске и использовании маркетинговой информации, в создании материального объекта (детали, товара, программного продукта услуги и т.д.). Вспомогательные процессы предназначены для обеспечения основных процессов и охватывают: процесс подготовки обучения и аттестации персонала; процесс управления документацией, регламентирующей деятельность организации в целом и ее отдельных подразделений; процесс (процессы) обеспечения (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами, атак- же финансовое, информационное обеспечение). При реализации процессного подхода организация должна уметь оценить и описать все процессы, связанные с выпуском продукции, их последовательность и взаимодействие, критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами.
По каждому процессу должны быть определены его границы и цели. Поскольку процессы создаются для достижения целей предприятия, а затем уже — для удовлетворения ожиданий потребителей, необходимо преобразовать потребительские ожидания в цели процесса, соответствующие стратегии организации, поэтому любая зафиксированная цель, соответствующая определенному процессу, должна предполагать конечные результаты, на достижение которых направлена реализация данного процесса.
Цели процесса должны быть измеримы и формулироваться таким образом, чтобы они были понятны персоналу. Например, целью процесса «Закупки» может быть «достижение определенного уровня дефектности (столько-то %) закупаемой продукции», процесса «Поставка» — «максимальное время доставки — 24 часа».
Необходимо четко определить, где заканчивается один процесс и начинается другой, что подразумевает однозначное разграничение ответственности и полномочий специалистов внутри предприятия, а также «выход» за рамки предприятия, если это касается отношений с внешними поставщиками и потребителями. При этом определяются интерфейсы (информационные потоки), входы, выходы процессов, причем вход одного процесса может быть выходом для другого.
Для обеспечения разработки и последующего надлежащего функционирования процессов и управления ими необходимо определить владельцев (руководителей) процессов, которые формируют команды компетентных сотрудников для описания анализа процессов. В команды обязательно должны включаться представители процессов-поставщиков и процессов-потребителей.
Владелец получает полномочия решать проблемы, связанные с процессами, организовывать работу команды специалистов из функциональных подразделений для анализа и улучшения процесса, управлять ресурсами для реализации процесса. Для быстрого понимания потока и последовательности действий, их дальнейшей детализации, особенно на первом этапе реализации системного подхода, производится их наглядное описание.
Степень детализации при описании процесса зависит и от применяемых методов и инструментов (модели по IDEFO, блок-схемы или другие графические представления). Здесь главное — визуализировать процесс, не сильно усложняя его, отражая:
- последовательность проведения операций;
- ответственность исполнителей;
- точки принятия решения в случае отклонений;
- точки контроля;
- «входные» и «выходные» документы и др.
Описание процесса осуществляется для того, чтобы им управлять и сразу проводить улучшения.
Управление процессами включает:
- определение ресурсов, необходимых для того, чтобы процессы и субпроцессы функционировали с заданной эффективностью и результативностью;
- выявление адекватного механизма разработки мер для достижения запланированных результатов и установленных целей;
- определение и внедрение процедуры управления изменениями процессов;
- порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствий или отказов процессов и т.д.
Одним из важных требований процессного подхода является измерение эффективности и результативности каждого процесса. Для этого необходимо установить:
- критерии эффективности процессов и системы их измерения и анализа, обеспечивающие хорошую управляемость процессов;
- риски процессов как возможных их отказов (несоответствий);
- схему действий по исключению или снижению вероятности появления таких рисков и выработки предупреждающих действий;
- методы проведения измерений, методы анализа информации о процессах.
В качестве критериев (индикаторов) эффективности можно выбрать:
- сроки — время прохождения и реализации заказа, выпуска единицы продукции, рассмотрения претензии или рекламации и т.д.;
- уровень дефектности — применительно к входному контролю и закупаемой продукции, внутрипроизводственной деятельности, предъявлению продукции на окончательный контроль и испытания и т.д.;
- финансовые аспекты — себестоимость, объем продаж в стоимостном выражении, издержки, затраты на устранение дефектов, уровень запасов комплектующих изделий, материалов на складе; норматив запаса готовой продукции.
Все это устанавливается таким образом, чтобы, с одной стороны, не было «завала» и «омертвления» оборотных средств, с другой стороны, обеспечивалось выполнение принятых заказов в срок, т.е. запас должен быть оптимальным. Это могут быть и такие показатели, как объем продаж в натуральном выражении, число повторных обращений и др.
Логическим завершением работы над созданием модели процесса или его описанием является представление о том, как его улучшать. Необходимо постоянно изыскивать возможности для снижения издержек и улучшения, что, в конечном счете, будет увеличивать ценность процесса для потребителя и повышать его результативность.
Таким образом, ключевыми моментами для внедрения процессного подхода к управлению являются:
- определение и описание существующих бизнес-процессов и порядка их взаимодействия в общей сети процессов организации;
- четкое распределение ответственности руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации;
- определение показателей эффективности и методик их измерения (например, статистических);
- разработка и утверждение регламентов, формализующих работу системы;
- управление ресурсами и регламентами при обнаружении отклонений, несоответствий в процессе или продукте или изменений во внешней среде (в том числе изменение требований заказчика).