Сварка марганцовистых сталей
Высоколегированная марганцовистая сталь содержит 1—1,3% углерода и от 11 до 14 % марганца. Эта сталь обладает твердостью, устойчива против истирания. При нагреве до 1050° и последующей закалке в воде она приобретает высокую прочность (временное сопротивление разрыву 100—120 кгс/мм2) и пластичность (относительное удлинение 40%). Из этой стали изготовляют стрелки и
крестовины железнодорожных путей, зубья ковшей экскаваторов и др.
При медленном охлаждении механические свойства марганцовистой стали резко ухудшаются, так как в ней выделяются карбиды — соединения углерода с марганцем и железом, делающие сталь хрупкой. При нагреве свыше 1200е пластичность и прочность стали также снижаются и возможно образование трещин. Указанные явления создают основные затруднения для сварки марганцовистых сталей этого класса. Данные стали лучше соединяются дуговой сваркой, обеспечивающей меньшую зону нагрева и более быстрое охлаждение шва, чем газовая сварка.
Для сварки высокомарганцовистых сталей применяют электроды из углеродистой проволоки Св-08, Св-ЮГА и Св-10Г2 или высоколегированной хромоникелевой марок Св-04Х19Н9иСв-07Х25Н13 по ГОСТ 2246—60. Покрытие электродов из углеродистой проволоки содержит: 60% феррохрома, 22% мела, 16% плавикового шпата, 2% графита и 30% жидкого стекла от веса сухой массы. Электроды из хромоникелевой стали имеют покрытие ЦЛ-2 следующего состава: 5% ферромарганца малоуглеродистого, 51% плавикового шпата, | 44% мела, 18—22% жидкого стекла к весу сухой части покрытия. Вес покрытия составляет 35% к весу стержня. В качестве стержня используется проволока Св-04Х19Н9 по ГОСТ 2246—60 Коэффициент наплавки ЦЛ-2 Кн = 11,5 — 12,5 г! а - час.
Хорошие результаты сварки дает применение легированной проволоки Св-04Х19Н9 и покрытия УОНИ-13/нж. Сварку электродами с этим покрытием ведут на постоянном токе обратной полярности. При этом марганец и углерод выгорают в меньшей степени. При сварке марганцовистых сталей образуется довольно большое количество газов. Чтобы облегчить выход газов из расплавленного металла, наплавку следует выполнять уширенными валиками, иначе шов получится пористым.
Наплавка ведется короткими участками. Для повышения твердости наплавки и придания ей большей прочности, вязкости и износоустойчивости нужно после наложения каждого валика, пока он еще нагрет до красного каления, производить закалку с помощью холодной воды. Уплотнять шов можно легкой проковкой в горячем состоянии непосредственно после наплавки.