Тиристорные электроприводы постоянного тока
Сравнительный анализ схем
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Ранее были описаны разнообразные технические средства повышения коэффициента мощности преобразователей с фазовым управлением. Сравнительные энергетические характеристики приводов, выполненных с применением этих средств, представлены на рис. 2.41—2.44.
При отсутствии входных фильтров представляет интерес информация о коэффициенте гармоник. Ток, содержащий высшие гармонические, может исказить форму питающего напряжения. В некоторых схемах, как видно из рис. 2.43, коэффициент гармоник особенно велик, однако в них он обусловлен в основном содержанием легко фильтруемых высших гармонических. При проектировании фильтров особого внимания требуют гармоники низших порядков. В этом плане преимущество за преобразователями с ши - ротно-импульсным управлением, в которых простым изменением частоты импульсов можно устранить низшие гармонические. Исключить большую часть высших гармонических составляющих тока сети и превратить его в практически синусоидальный позволяют
Рис. 2.41. Зависимости коэффициента
Мощности от относительного напряжения на выходе для различных типов преобразователей и способов управле - " ния ими:
1 — полностью управляемый преобразователь с фазовым управлением; 2—полууправляемый преобразователь с фазовым управлением; 3 — регулирование угла, при котором тиристор переходит в закрытое состояние; 4 — симметричное управление; 5 — широтно-импульсное управление (четыре импульса за полупериод); 6 — последовательный полууправляемый преобразователь с фазовым управлением; 7 — последовательный полууправляемый преобразователь с симметричным управлением; 8 — полностью управляемый преобразователь с неполным управлением; 9 — Последовательный полууправляемый преобразователь с поочередным управлением
Входные фильтры. Большая частота переключений в схемах с ши - ротно-импульсным управлением определяет высокую частому пульсаций тока нагрузки преобразователя. Для сглаживания кривой тока двигателя в этих случаях, как правило, достаточной является собственная индуктивность якорной цепи и отпадает необходимость в установке дополнительных реакторов. Однако частота пульсаций не должна быть слишком большой, в противном случае растут коммутационные потери в тиристорах и приходится применять более дорогие приборы с малым временем вы-
Рис. 2.42. Зависимость cosq> от от - Рис. 2.43. Зависимость коэффициента
Носительного напряжения на выходе гармоник от относительного напряже-
Для различных типов преобразова - ния на выходе для различных типов
Телей и способов управления ими. преобразователей и способов управле-
Обозиачеиия те же, что и на рис. ния ими. Обозначения те же, что и на 2.41 рис. 2.41
Рис. 2.44. Зависимость втно - сительиых значений низших гармоник потребляемого тока от относительного напряжения на выходе для различных типов преобразователей и способов управления ими. Обозначения те же, что и на рис. |
0,8 |
Неуправляемый выпрямитель 0,2 0,4 0,6 0,8 Ця* |
2.41 |
1 г
Ключения. Как правило, оптимальным является формирование шести импульсов за полупериод, когда в кривой тока отсутствуют гармоники ниже 7-й.
Принцип широтно-импульсного управления в приводах с однофазными преобразователями благодаря своим преимуществам привлекает серьезное внимание проектировщиков приводов транспортных механизмов [8, 12].
Коэффициент мощности (см. рис. 2.41) и cos<p (см. рис. 2.42) наиболее высоки в схемах с принудительной коммутацией. Схемы с регулированием углов закрывания и открывания по данным показателям идентичны. Однако первые могут быть источниками реактивной мощности, что благоприятно для сетей с большими индуктивными нагрузками.
Поочередное управление последовательно включенными преобразователями позволяет увеличить коэффициент мощности. Его дополнительное увеличение достигается использованием принудительной коммутации. Подобные приводы были испытаны для систем городского транспорта [9]. Естественно, стоимость и сложность схем с принудительной коммутацией выше, однако выигрыш в коэффициенте мощности и других показателях может окупить дополнительные затраты.