PR И ПАБЛИСИТИ
Под PR подразумеваются все виды деятельности ресторана, направленные на поддержание или улучшение отношений с любыми внешними организациями. Паблисити использует неплатные коммуникации, такие, как пресс-релизы и пресс-конференции20.
У каждого бизнеса имеется целый ряд сегментов групп, аудиторий: это и индивидуумы, и множество организаций, с которыми он так или иначе находится во взаимодействии. Спектр очень широк: это сотрудники ресторана и члены их семей, профсоюзы, владельцы, клиенты, конкуренты, представители власти, учебные заведения сферы гостеприимства, СМИ. Задача PR — создать у всех этих групп самые выгодные представления о заведении.
В тот день, когда профессиональный футбольный клуб из штата Техас «Dallas Cowboys» представил спортивной общественности нового тренера команды Билла Парселлса (Bill Parcells), местный ресторан ввел в меню блюдо, названное по прозвищу Парселлса — «Big Tuna» («Большой тунец»). Благодаря оригинальности идеи и правильно выбранному моменту об этом блюде (а это огромный кусок тунца — 16 унций и еще большего размера стейк — 22 унции) не поленились упомянуть многие средства информации. А сеть пончиковых Krispy Kreme в рамках мероприятий в честь открытия своего очередного кафе отправляет на местные телеканалы и в редакции газет по несколько десятков своих восхитительных пончиков и еще представителя, который рассказывает о новом заведении и отвечает на любые вопросы телевизионщиков и газетчиков.
Главное — привлечь внимание публики. Это гораздо проще в дни затишья, когда других новостей мало. Недаром PR-консультанты советуют рестораторам вести календарь дат, когда закрыты правительственные учреждения, суды и школы, потому что, как они говорят, «в такие дни половина наших новостей разлетается ну прямо нарасхват»21.
Принято называть «doggie bags». Сегодня более 60% посетителей покидают рестораны с такими вот doggie bags, причем более охотно этой услугой пользуются женщины22. А ресторанные операторы всячески изощряются, стараясь сделать эти упаковки красочными и оригинальными, чтобы они служили рекламой заведения, а заодно создавали благоприятную молву. Например, в дорогом ресторане морепродуктов Gladstone's Malibu недоеденные кушанья, которые посетитель желает забрать с собой, заворачивают в золотую фольгу (между прочим, она делается по специальному заказу, по цене 120 долл. за рулон!), и не просто заворачивают, а придают затейливую форму (например, русалки, краба, сумочки). Персонал не допускают до работы в зале, пока он не освоит целых 40 вариантов упаковки. А в Fork Restaurant в Филадельфии остатки упаковывают в небольшие судочки круглой формы с алюминиевой крышкой и кладут в украшенный логотипом ресторана пластиковый мешочек с кулиской.
Doggie bags обязательно должны быть изготовлены из материалов, пригодных для хранения продуктов. Этот момент требует особого внимания, потому что некоторые упаковочные материалы для таких целей не предназначены. Самым лучшим выбором будет пенополистирол или термоизоляционная бумага, которая способна сохранять температуру продукта (горячее блюдо в ней не остывает, а замороженный продукт не размораживается). К doggie bag рекомендуется прикладывать меню заведения и рекламную листовку — это также способствует продвижению.