Обслуживание и цены меню
Рестораны можно классифицировать и по уровню предлагаемого обслуживания. Этот параметр колеблется от полного обслуживания до самообслуживания. Полносервисное обслуживание, т. е. обслуживание посетителей за столиками, предполагает, что официант принимает заказ, сделанный по меню, и приносит заказанные блюда. Понятно, что такое обслуживание требует большей площади зала в расчете на одно посадочное место, чем при остальных уровнях обслуживания.
Обслуживание за стойкой означает, что посетители располагаются за стойкой заведения непосредственно ввиду производственной зоны, где осуществляется приготовление блюд. Такой уровень обслуживания требует минимума площади в расчете на посадочное место, поскольку зона производства и зона обслуживания сосредоточены в одном и том же пространстве.
Обслуживание по принципу «поднос с блюдами» используется на авиалиниях и в больницах. Авиапассажиру или пациенту подается поднос с уже укомплектованным набором блюд. Обслуживание в номерах, естественно, применяется в отелях: постоялец делает заказ из номера, а сотрудник отеля доставляет заказанное в номер на подносе или на сервировочном столике.
Есть также обслуживание навынос — оно позволяет клиенту прихватить что - то из еды по дороге с работы, чтобы поесть в тиши домашней обстановки или, например, в машине. К этому типу обслуживания относятся и торговые автоматы, которые предлагают простые легкие закуски, которые можно есть не разогревая или подогреть в имеющейся здесь же микроволновой печи.
Повышение уровня обслуживания, как правило, сопровождается увеличением уровня цен меню. Так, заведения, обустроенные торговыми автоматами, предлагают закуски по относительно низкой цене и предполагают полное самообслуживание и самую простую обстановку. В ресторане высокой кухни при высокой цене блюд и первоклассном обслуживании обстановка будет самой изысканной, — например, обеденные столы из дорогих сортов дерева с инкрустацией. При движении от заведений с низкими ценами и низким уровнем обслуживания в сторону высоких цен и высокого уровня обслуживания просматривается та же, что и указанная выше, прогрессия.
Низкий уровень обслуживания/низкие цены
• торговые (раздаточные) автоматы;
• заведения фастфуда (быстрого питания);
• кафетерии;
• кафе (или недорогой ресторан);
• семейный ресторан;
• полносервисный обеденный ресторан;
• элитный ресторан высокой кухни.
Высокий уровень обслуживания/высокие цены.
Уровень цен в меню зависит от времени суток, когда предлагаются блюда, затрат на оплату труда, площади ресторанного зала в расчете на одно посадочное место и стоимости этой площади. Так, блюда, подаваемые в вечернее время, когда посетители склонны проводить в заведении больше времени, стоят дороже, чем те, что подаются в обеденное время. В обеденное время ресторатор может повысить оборот посетителей и оборот посадочных мест, т. е. обслужить за одним столиком больше клиентов, чем в вечернее время.
Затраты на оплату труда являются важной детерминантой цен в меню ресторана — чем более высокий уровень обслуживания, тем выше затраты на оплату труда и соответственно выше цены. К тому же они в прямой зависимости от стоимости ресторанной площади — чем больше ресторан, тем больше средств было затрачено на его строительство (или аренду). Тут многое зависит от соотношения площади под рентабельную (ресторанный зал, где обслуживаются гости) и нерентабельную (кухня, кладовые и пр.) эксплуатацию. Чем меньше доля ресторанного зала в общей площади заведения, тем выше на нее нагрузка, т. е. выручка, которую требуется получить с квадратного метра. Кроме того, чем больше площадь на одного посетителя (например, широкие проходы между столиками), тем более высокие цены в меню заведения.