Автоматизация и фрагментирование работы
Предметом основных разногласий при прогнозировании и анализе последствий компьютеризации и автоматизации производства среди специалистов в области инженерной психологии является проектирование работ и связанные с этим вопросы. Фундаментальные изменения в проектировании работ, вызванные автоматизацией и механизацией производства, были отмечены в период промышленной революции и являются серьезным аргументом в пользу пересмотра наметившихся направлений автоматизации [37]. Часто производственную задачу делят на подзадачи, в которых квалификация человека не является более определяющим фактором, вследствие этого происходит взаимная перестановка первых и вторых ролей, первоначально определенных в человеко-машинных системах. Оставшиеся на долю человека виды работ оказались монотонной и лишенной творческого начала деятельностью, но и их стараются полностью автоматизировать, если это технически возможно. Автор статьи [28] рассматривает эту ситуацию как ведущую к неудовлетво-
Рис. 8.9. Структура завода-автомата. (С разрешения фирмы General NumeRic.) [ПЭВМ—персональная ЭВМ; ППЭВМ — профессиональная ПЭВМ.] Ренности рабочих, обусловленной прерыванием логически связанной работы: «При внедрении автоматизации в промышленное производство, когда все то, что поддается автоматизации, автоматизируется, некоторое число производственных задач остается на долю человека. Привлекательным представляется собрать эти оставшиеся задачи воедино и представить их как единую работу. Такой подход близок к традиционному решению, когда человеку поручают выполнение некоторой немеханизированной части производственного процесса; однако упомянутый подход может оказаться нежелательным. Когда обязанности рабочих состоят в выполнении ряда несвязанных задач, их ошибки более вероятны, а рабочие оценивают свою работу как не приносящую удовлетворения». Теперь оказывается, что автоматизация определяет «по умолчанию» функции рабочего как компоненты производственной задачи, которые невозможно автоматизировать.
Распределение работ на примере роботов
Последствия использования роботов в производстве демонстрируют до некоторой степени систематическое снижение роли рабочего. Иллюстрацией этого может служить процесс дуговой сварки, где робот оказывается в состоянии самостоятельно выполнять работу. Задача человека сводится в основном к извлечению детали из фиксирующего устройства и в постановке на ее место новой. Функции рабочего при выполнении дуговой сварки, требующие действительно высокой квалификации в этом процессе, выполняет робот, а остальную часть работы современное поколение роботов сделать не может. Автор обзора [5] заметил, что при выполнении работ с использованием дуговой сварки или окраски распылением совместно человеком и роботом рабочие-сварщики просят перевести их обратно на ручную сварку, а маляры отмечают, что такая деятельность приносит удовлетворение в меньшей степени, чем окраска вручную.
Приняв во внимание большую повторяемость и более высокую точность выполнения операций роботом по сравнению с оператором-человеком и экономический фактор, можно отчетливо проследить выгоду использования роботоз. Их применение для выполнения энергоемких, монотонных или опасных для человека работ позволяет во многих случаях улучшить условия труда персонала. Нельзя, однако, игнорировать проблему человеческого фактора в отношении остальных видов пабот. Эти работы можно подразделить на четыре категории [51: загрузка, текущий контроль, ручное вмешательство в случае поломки робота и выполнение функций робота вручную.
В дополнение і: проблемам неудовлетворенности рабочих и недоиспользования человеческих ресурсов отчуждение человека от общего управления задачей увеличивает вероятность ошибок человека, вызываемых неумением оператора выполнить работу вручную. Например, многие работы, связанные с загрузкой—■ выгрузкой материалов, которые проектировались для выполнения роботом, представляют значительный риск для человека, когда оказывается необходимым выполнить эту работу вручную из-за поломки робота. Множество других проблем, возникающих при взаимодействии человека и робота, например проектирование способа представления информации о состоянии робота, относятся к общим проблемам создания человеко-машинных систем. Для повышения эффективности использования систем типа человек—робот могут применяться различные фундаментальные методы инженерной психологии. В работе [33] указана удобная схема анализа функций человека и машины в роботизированной системе, пригодная для проектирования си - нергических систем, в которых человек выполняет функции, к которым робот приспособлен в меньшей степени, так что эффективность их совместной работы превышает эффективность работы каждого.
Фрагментирование работы на примере ГПС
В производственных операциях, выполняемых над отдельными деталями, специализация навыков рабочих остро проявилась с появлением станков с ЧПУ. Под влиянием ПЦУ появились первые компьютеризованные интегрированные производства, непосредственные предшественники ГПС. Эти системы способны использовать ПЦУ, роботы, автоматизированные загрузочные устройства и расширенные возможности ЭВМ для выполнения как управляющих, так и организационных функций. Следовательно, ГПС предоставляют отличную возможность для исследования и разрешения дилеммы, порождаемой автоматизированными системами, повышающими эффективность и соответственно производительность в серийном производстве, и одновременно приводящими к фрагментированию действий человека и упрощению его роли. Характерным эффектом внедрения автоматизации в серийном производстве явилось поэтапное отчуждение рабочего от физического производственного процесса из-за увеличения интеграции последнего с ЭВМ [23]. Хотя точное предсказание роли рабочего в серийном производстве будущего сильно зависит от изменения мощности ЭВМ и возможностей их программного обеспечения, идеализированная модель завода будущего предполагает участие в производственном процессе очень малого количества людей на уровне цехов. Полагают, что их основными задачами будут текущий контроль и надзор, когда большую часть рабочего времени люди проводят у компьютеризованных пультов, с помощью которых осуществляется управление рядом станков или систем [12].
Очевидно, что такой взгляд на роль человека, согласующийся с обсуждавшейся выше тенденцией упрощения его навыков, является спорным. В частности, ГПС позволяет выявить те же недостатки в отношении упрощения и фрагментации работы, которые присущи роботизированным системам и системам с ЧПУ. Детали по-прежнему подлежат загрузке в ГПС и выгрузке вручную, поскольку современные роботы пока не в состоянии выполнить эту работу. Однако автоматизация этих процессов — исключительно вопрос времени. Необходимость ручной замены изношенного инструмента также свойственна многим ГПС» Другие примеры потребности во вмешательстве человека, которые могут рассматриваться как задачи, выполняемые «по умолчанию», включают: 1) очистку деталей, загрязнение которых может приводить к затору транспортного потока; 2) перезапуск программы ЧПУ с точки, где потребовалась замена инструмента; 3) выполнение по сигналу станка с ЧПУ действий по замене или заточке режущего инструмента. Альтернативный взгляд на роль человека в автоматизированном производстве
Существуют точки зрения, согласно которым эффект от использования КИП, проявляющийся в изменении труда рабочих, оказывается противоположным обсуждавшемуся выше. Прогноз будущего АПС [14] предполагает, что машиностроительная промышленность будет вынуждена создавать рабочие места с более высоким уровнем интеллектуальной деятельности человека. Основой подобного убеждения явилось предсказание необходимости рабочим стать более знающими в области вычислительной техники и вообще более образованными в области КИП. Новые знания, очевидно, потребуются для того, чтобы иметь возможность правильно управлять промышленными роботами и другим относительно сложным оборудованием. Если КИП рассматривается в расширительном толковании, когда управление, проектирование и производственные функции взаимно интегрируются с целью достижения высокой чувствительности к управлению производственным комплексом в целом, то более высокая квалификация персонала не только оказывается по-прежнему необходимой, но и приобретает в такой ситуации дополнительную значимость [1]. Важным фактором становятся такие особенности человека, как приспособляемость, логическое мышление (особенно индуктивный метод поиска в случае неточных оценок), сенсорные функции при выполнении действий, требующих точных пространственных ощущений (например, ориентирование детали), и хорошая координация движений («ловкость рук»), необходимая при выполнении операций, связанных с ремонтом оборудования. Хотя многие функции в интегрированной производственной системе определяются алгоритмами ЭВМ, сложность информации, относящейся к производственным потокам, требует синхронизированного распознавания образов и навыков логического мышления, т. е. необходимо присутствие человека.
Однако действительные требования к интеллектуальным навыкам человека, по-видимому, следует выводить из проблем, относящихся к проектированию. По утверждению Гана [13], «достоинства автоматизации в производственных кругах обычно понимают неправильно. Акцент делается почти исключительно на производственный процесс, а полную механизацию символизирует промышленный робот — машина, созданная для замены производственного рабочего. В действительности производственная деятельность по созданию или сборке промышленных изделий — это, по-видимому, не то место, где механизация способна дать наибольший эффект... В настоящее время наибольшие изменения и наибольшие возможности в повышении производительности находятся в сфере организации, диспетчеризации и управления всеми функциями производственного предприятия — от разработки изделия до его производства, реализации и последующего технического обслуживания... По этой причине наиболее важным вкладом в повышение производительности предприятия, предлагаемым новыми технологиями обработки данных, является их способность связать в единую систему процессы проектирования, управления и производства на базе общедоступной информации. Социальным эффектом организации такой связи могут оказаться гораздо большие изменения в работе «белых воротничков» по сравнению с «синими воротничками»». Для того чтобы такая связь стала реальностью, необходимо не только значительно увеличить использование компьютерных технологий, но и внедрить их во все фазы производственной деятельности.
8.2.2. Уровни принятия решений человеком в автоматизированном производстве Исходя из вышесказанного, можно грубо определить три уровня деятельности по принятию решений человеком в КИП (табл. 8.1). На высшем уровне участвуют навыки планирования и организационные навыки человека, которым при возрастающем использовании КИП следует уделять все более пристальное внимание. Общие цели деятельности человека хорошо известны. Первой задачей является проектирование подцелей, которые в свою очередь позволяют определять еще более мелкие подцели. Концептуальное планирование может быть представлено в виде итеративного процесса, в рамках которого подцелями низкого уровня можно временно пренебречь в пользу осознанного пла-
Таблица 8Л'. Уровни квалификации человека в автоматизированном производстве
Навыки планирования и организации
Решение о номенклатуре и объеме выпуска производимых изделий Решение о приоритетах производимых изделий Распределение людских и материальных ресурсов Решение об автоматизации процессов
Координация производственных операций между станками Координация информации от следящих контроллеров Диспетчерское управление и навыки программирования
Планирование и проектирование процессов при помощи ЭВМ Специалисты по составлению управляющих программ Диспетчеры ГПС, роботизированных систем, автоматизированных транспортных систем и других подсистем Сборка, работа станков и навыки обслуживания Операторы по обслуживанию Операторні систем ЧПУ Совместная работа человека и робота Операторы сборочного производства
Нирования целей высокого уровня [20]. В конечном счете человек имеет дело с подцелью нижнего уровня. В этом случае для понимания и, следовательно, предсказания поведения человека необходима более четко описанная модель принятия решений человеком. Хотя такая четкая модель принятия решений необходима и для оценки планирования человеком целей высокого уровня, цели этого уровня по своей сути определены менее четко. В равной степени можно говорить о том, что внутренняя модель происходящего, т. е. представления человека о том, как входное возмущение передается на выход системы, оказывается тем менее определенной, чем выше мы продвигаемся по иерархии целей. Маловероятно, чтобы человек пытался оптимизировать деятельность по планированию на верхнем уровне иерархии, скорее он, согласно [40], попытается найти удовлетворительное решение.
Для проведения аналогии между уровнями принятия решений (табл. 8.1) и идеализированным автоматизированным производством Вильяме [49] предложил схему иерархической структуры автоматизированного процесса производства стали (рис. 8.10). Различные части схемы могут представлять системы, подобные ГПС, автоматизированным складам, автоматизированному транспортному оборудованию, роботизированным производственным участкам и т. п., включенные в координируемые, резервные или независимые процессы. При попытке найти удовлетворительное решение при интегрировании этих операций, человеку следовало бы создать план, основывающийся на информации от всех источников. Огромное и изменяющееся количество динамической информации предполагает ис
пользование системы поддержки принятия решений на основе ЭВМ, поэтому потребность в способностях человека в принятии решений удерживается внутри границ, обусловленных его возможностями перерабатывать информацию (см. гл. 5). Необходимость в системе поддержки принятия решений требует учета как распределения ответственности, так и форм взаимодействия человека и ЭВМ (табл. 8.2). Выбор стратегии интерактивного взаимодействия при разработке зависит, кроме прочего, от характеристик задачи, таких, как скорость наступления событий в системе, значения и стоимости принятия корректных и некорректных решений.
{Уровень 45) |
{Уровень М) |
(,Уровень З В) Диспетчерские пульты (Уровень Ъв J |
{Уровень 2) |
Рис. 8.10. Структура иерархической автоматизированной системы [49]. |
{Уровень 1) |
Работы по сборке и обслуживанию, описанные на нижнем уровне иерархии (см. табл. 8.1), представляют навыки, которые, по-видимому, составят предмет автоматизации, но существую-
Таблица 8.2. Распределение ответственности за принятие решений между человеком и ЭВМ |45|
1. Человек рассматривает альтернативные решения, принимает и реализует принятое решение
2. ЭВМ предлагает ряд альтернативных решений, человек может их игнорировать и вырабатывать свои решения
3. ЭВМ предлагает ограниченный ряд альтернативных решений, человек выбирает Одне из них и реализует его
4. ЭВМ предлагает ограниченный ряд альтернативных решений и указывает одно из них. Человек выбирает одно из альтернативных решений и реализует его
5. ЭВМ предлагает ряд альтернативных решений и указывает одно из них, которое в случае получения подтверждения от человека реализуется под управлением ЭВМ
6. ЭВМ принимает решение и информирует человека заранее, за время, достаточное для остановки действий по его реализации
7. ЭВМ принимает и реализует принятое решение, информируя человека о принятых мерах по окончании работы
8. ЭВМ принимает и реализует принятое решение, информируя человека о принятых мерах по окончании работы только в случае, если человек запрашивает об этом ЭВМ
9. ЭВМ принимает и реализует любое принятое решение, информируя человека о принятых мерах по окончании работы только в случае, если считает необходимым сообщить ему об этом
10. ЭВМ принимает и реализует решение, если считает это необходимым, и сообщает человеку о принятых мерах по окончании работы только в случае, если считает нужным сообщить ему об этом
Щие технологические ограничения позволяют их только фраг - ментировать и упростить. Для определения основных компонент производственных операций технологии КИП необходимо выполнить анализ производственных заданий (см. гл. 4 тома 4). Информацию относительно возможностей и ограничений людей, роботов и автоматизированных систем следует собрать воедино и представить в виде, обеспечивающем проектирование рабочей системы для проведения сборки (или иных операций), — процесса, подлежащего дальнейшей оптимизации. Основы этого процесса описаны в работе [21]. Составление списка преимуществ и недостатков человека и робота является необходимым шагом, который должен выполняться на ранней стадии процесса (см. гл. 7). Следует сопоставить сравнительные возможности человека, робота и средств автоматизации; пример попытки выполнения такой процедуры для рабочего места сборочного производства приведен в статье [21].
Средний уровень иерархии (см. табл. 8.1) тесно связан с автоматизированными системами и подсистемами, которые порождают обобщенную выходную информацию для работы вышестоящего уровня. При данном относительно большом количестве автоматизированных компонентов надежность системы снижается [31], отсюда следует необходимость присутствия хотя бы одного человека для повышения надежности системы (рис. 8.11 и 8.12). Однако именно на этом уровне имеется наибольшая неопределенность в отношении описания естественной природы роли человека.
Если полагать, что система в действительности есть ГПС, роль человека как системного контроллера сведется скорее всего к надзору (см. гл. 6 тома 3). Схема распределения задач между человеком и ЭВМ (в действительности для системы управления ГПС на основе ЭВМ) разработана Хуангом, Барфил - дом, Ченгом и Салвенди для конкретной ГПС [16]. Для этой системы проведено сравнение относительных преимуществ и недостатков человека и ЭВМ при выполнении таких функций, как замена инструмента, диспетчеризация движения деталей, управление инструментом и материальными потоками, отслеживание жизненного цикла инструмента и состояния системы, установление приоритетности работ, действия в чрезвычайных ситуациях, ремонт и обслуживание оборудования (табл. 8.3).
Подтвердив, что использование ГПС оставляет рабочим определенные немногочисленные задачи, авторы работы [26] выступают категорически против наиболее широко принятой организационной политики, состоящей в создании иерархической и высокоспециализированной структуры работ. Вместо этого они предлагают однородную (т. е. без разделения труда) и расширенную структуру работ, на верхнем уровне квалификации интегрируемую в ГПС с целью оказания противодействия фрагментации системы навыков, инициируемой самой ГПС.
Долгосрочные прогнозы жизнеспособности такого подхода зависят, как полагают авторы, от многих политических факторов. Достижения технологии, возможно, окажутся даже более значимыми, поскольку именно они способны изменить общепринятую точку зрения в отношении использования навыков человека в серийном промышленном производстве. В любом случае высказывание авторов в защиту однородной структуры работ подразумевает более рациональное использование таких особенностей человека, как гибкость и способность к адаптации. В то же время этот подход позволяет исключить проблему монотонности, которая часто возникает в случаях, когда структура работ характеризуется значительным разделением труда.