Участие в работе высшего руководства
Необходимость в поддержке высшего руководства и его участия в проведении организационных изменений является настолько общепринятым мнением, что это стало почти народной мудростью (см., например, [12]). Однако необходимо выяснить, каким образом высшее руководство должно принимать участие в этом процессе. Различные исследования позволяют сделать ряд предположений.
Анализируя организационные данные, Эт, тли [38] обнаружил, что наибольший успех в процессе внедрения достигается организациями, в случае если высшим руководством воспринята концепция и рассмотрение не ограничивается уровнем оборудования, используемого в новой технологии. Иначе говоря, необходимо участие высшего руководства в достижении общих целей и использовании оборудования, а не в выборе специфических особенностей этого оборудования.
Результаты трех исследований [53, 22, 1] показывают, что, хотя высшее руководство должно в большей степени уделять внимание общим концепциям, чем оборудованию как таковому, ему необходимо в достаточной степени учитывать особенности новой технологии, чтобы знать, каким образом она входит в рабочий процесс. Отсутствие глубокого понимания ре - зльтатов использования системы приводит к получению некорректных заключений относительно расходов на оборудование и оптимального использования системы.
Высшему руководству следует принять участие не только в концептуализации технологии и в изучении вопроса, каким образом эта технология входит в организационную схему, но в соответствии с рекомендациями многочисленных исследований Юно должно участвовать в достижении консенсуса относительно целей использования системы (см., например, [68, 57]). Авторы исследования [68J, в частности, обнаружили, что отсутствие консенсуса между руководителями различных отделов относительно понятного, соответствующего назначению использования и приоритетов интегрированных систем на основе ЭВМ приводит в результате к конфликтам между отделами, что замедляет процесс внедрения.
Анализ литературы в отношении участия руководства позволяет указать различные специфические формы участия высшего руководства в процессе внедрения автоматизированного проектирования. Во-первых, высшее руководство должно в достаточной степени понимать технологию, организацию дела и рабочий процесс, чтобы делать обоснованные выводы о том, насколько технология соответствует нуждам компании. Перефразируя изречение Витгенштейна: «гНе понимающий, да не скажет-», Хаммер1' в лаконичной форме выразил эту мысль: <Не понимающий да не займется автоматизацией» [97].
Во-вторых, высшее руководство должно участвовать в процессе продвижения новой технологии сверху вниз, т. е. его внимание должно быть сосредоточено на стратегических концепциях, а не на специфических деталях организации внедрения и освоения технологии. Излишнее участие в принятии рабочих решений ограничивает свободу рядовых разработчиков, необходимую им для адаптации системы в соответствии с нуждами рядовых пользователей.
В-третьих, высшее руководство должно осознавать необходимость своего участия не только в достижении специальных целей и в вопросах, касающихся использования системы, но и в разрешении конфликтов, которые обычно возникают между подразделениями и пользователями при определении целей и приоритетов использования системы. Интересы различных отделов и пользователей, как правило, входят в противоречие при принятии стратегических решений о том, должна ли САПР служить удовлетворению нужд всех проектов, должен ли результат работы САПР непосредственно реализовываться в производственном оборудовании, каким образом следует производить проверку проектов, выполняемых методом автоматизированного проектирования, на какой стадии процесса проектирования необходимо прекращать ввод модификаций в САПР и т. п. Следовательно, важной задачей высшего руководства является разрешение подобных конфликтов по мере их возникновения, предпочтительно до окончательного завершения процесса внедрения.
Наконец, исследования позволяют сделать вывод, что при достижении согласия относительно стратегии, приоритетов и использования системы о выработанных согласованных стратегических решениях следует информировать служащих, имеющих отношение к САПР. Это необходимо сделать, в частности, потому, что знание персонала о роли высшего руководства внушает людям оптимизм, следовательно, если служащие не информированы о стратегических направлениях, им трудно преодолеть свой пессимизм. Более того, технологические изменения имеют тенденцию к нарушению привычного ритма жизни людей, особенно в части, где человек не имеет возможности им управлять. Следовательно, в соответствии с выводами авторов [68]:
В большинстве случаев перехода к использованию интегрированных систем на основе ЭВМ служащие работают на доверии — вере в то, что решение возложенных на них задач будет вознаграждено в будущем и в способность руководства влиять на эти перемены.
Необходимо доводить до сведения служащих любую информацию, которая может поддержать необходимое доверие.