Перевозка серной кислоты и олеума
В соответствии с нуждами и запросами потребителей серную кислоту разливают в тару различной вместимости. На дальние расстояния ее большей частью перевозят в железнодорожных цистернах грузоподъемностью до 75 т. При отправке небольших партий серной кислоты местным потребителям пользуются автоцистернами, контейнерами, стальными бочками вместимостью 100— 250 л, стеклянными бутылями вместимостью 30 л, аккумуляторную и реактивную кислоту разливают также в стеклянные бутыли вместимостью до 1 л.
Железнодорожная цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар, укрепленный на раме вагона. На случай возможного увеличения объема кислоты (при повышении температуры) в верхней част. н цистерны есть купол. Там же находится люк для осмотра, промывки и ремонта цистерны. Цистерна имеет соответствующие устройства для подачи в нее воздуха и кислоты, а также для слива кислоты. Цистерны разгружают при помощи сифона или сжатого воздуха. В последнем случае верхний штуцер цистерны соединяют с источником сжатого воздуха; кислота выливается из цистерны по трубе, доходящей до дна цистерны.
Загрязненные цистерны перед наливом кислоты промывают водой, остатки которой должны быть удалены. Резервуары из-под нефтепродуктов перед наливом в них серной кислоты подвергают специальной очистке и продувают воздухом. При попадании в цистерну влаги серная кислота разбавляется и становится коррозионно - активной. Поэтому все люки и краны на цистернах должны быть герметично закрыты. Металл для изготовления цистерн должен быть возможно более однородным во избежание образования гальванических пар, действие которых вызывает коррозию.
В обычных стальных железнодорожных цистернах перевозят олеум, концентрированную контактную кислоту, башенную кислоту и меланж. Для аккумуляторной и улучшенных сортов серной кислоты применяют цистерны из кислотостойкой стали; менее концентрированную серную кислоту перевозят в стальных цистернах, освинцованных или футерованных изнутри кислотоупорными материалами (полиизобутиленом, винипластом и др.). Цистерны для перевозки олеума снаружи покрывают теплоизоляцией во избежание его замерзания в пути.
Стеклянные бутыли с серной кислотой перед отправкой потребителям помещают в корзины или обрешетки. Промежутки между бутылыо и стенками корзины или перекладинами обрешетки заполняют соломой либо древесной стружкой.
На каждую отправляемую цистерну с серной кислотой составляется паспорт, в котором указываются сорт серной кислоты, основные данные ее анализа, дата отгрузки и отгружаемое количество. Бочки, бутыли и другую-более мелкую тару снабжают ярлыком (биркой) с характеристикой и обозначением количества залитой серной кислоты.