ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

А. И. ДРЫГА, В. Г. БАБАШ, А. И. ПУНТУС, М. М. БОЛЬШАКОВ

Использование железобетона для изготовления базовых де­талей в тяжелом машиностроении может высвободить значитель­ное количество металла, так как на эти детали затрачивается до 70% металла от общего его расхода в машиностроении.

Наряду с экономией металла применение железобетона в ма­шиностроении дает возможность создать конструкции, обладающие техническими преимуществами по сравнению с металлическими: большей жесткостью, виброустойчивостью и хорошей сопро­тивляемостью действию повторных и ударных нагрузок.

Использование бетонов высоких марок (500—1000) и высоко­прочной стали (с пределом прочности до 20 000 кГ/см2) позволяет изготовлять железобетонные базовые детали машин, рассчитанные на большие динамические нагрузки. Применение предварительно напряженного железобетона дает возможность изготовлять де­тали, в которых бетон всегда работает на сжатие. Такие конструк­ции исключают возможность появления трещин при эксплуатации и могут иметь практически неограниченную долговечность.

Прочность предварительно напряженного железобетона при двухосном и - трехосном сжатии резко возрастает и приближается к прочности металла. По данным Научно-исследовательского института бетона и железобетона (НИИЖБ), железобетонные цилиндрические образцы с наружной предварительно напряжен­ной обоймой из высокопрочной проволоки выдерживали без при­знаков разрушения на сжатие около 4000 кГ/см2.

Благодаря этому появляется возможность заменять крупные металлические отливки предварительно напряженным железо­бетоном.

Железобетон относится к материалам с повышенными демп­ферными свойствами (гашение колебаний в железобетоне происхо­дит в 5 раз быстрее, чем в стали), поэтому базовые детали из желе­зобетона обладают высокой виброустойчивостью.

Железобетонные детали машин могут быть выполнены с боль­шой точностью, так как величины усадочных деформаций для ста­лей и чугуна составляют от 0,5 до 3%, а для железобетона 0,015%.

В настоящее время на припуски в машиностроении расхо­дуется до 20% металла, превращаемого в стружку. При изготов­лении металлических закладных частей железобетонных базовых 1* 3

Деталей величина припусков на механическую обработку сни­жается в 3—5 раз, что дает значительную экономию металла [28].

При замене литых чугунных и стальных базовых деталей железобетонными резко снижается трудоемкость производства и в несколько раз сокращается цикл их изготовления. Это дости­гается за счет сокращения объемов механической обработки и упразднения операций естественного старения металла.

Трудности, связанные с механической и термической обра­боткой, сваркой и транспортированием крупногабаритных дета­лей на машиностроительных заводах, ограничивают создание более мощного оборудования. Детали из железобетона могут быть выполнены на месте монтажа без ограничения габаритов, формы и веса, с использованием изготовленных на машиностроительном заводе лишь металлических закладных частей.

К недостаткам можно отнести получаемый в некоторых слу­чаях большой собственный вес железобетонных деталей, а также необходимость принятия специальных конструктивных мер по защите бетонных поверхностей от агрессивных сред, повышенных температур и местных механических повреждений.

В 1941 г. в СССР на Коломенском станкостроительном заводе были изготовлены станки с железобетонными станинами для протягивания глубоких отверстий. Длительный срок службы этих станков подтвердил высокие эксплуатационные качества железобетонных станин и способность их выдерживать перевозку на большие расстояния.

На Коломенском заводе тяжелого станкостроения работает с 1955 г. продольно-строгальный станок модели 7288 С (рис. 1), на котором стойки, стол, поперечина и перекладина выполнены из железобетона. Стоимость этого станка на 47,5 тыс. руб. меньше, чем стоимость станка такого типа, изготовленного Новосибирским заводом «Тяжстанкогидропресс», в котором железобетон не при­менен. В продольно-строгальном станке модели 7288 С все поверх­ности деталей имеют облицовку из стального листа толщиной 1,5—2 мм. Металлическая облицовка послужила наружной опа­лубкой при изготовлении и защищает бетон от масел и эмульсий. Многолетняя эксплуатация показала, что станок обеспечивает высокую точность обработки и высокие эксплуатационные ка­чества.

С 1959 г. на Киевском машиностроительном заводе «Больше­вик» изготавливают вальцы для листования резиновых смесей и пластических масс с железобетонными несущими фундамент­ными плитами. Заводом серийно выпускаются вальцы моделей 2130 и 1530 с железобетонными плитами толщиной 300 мм, арми­рованными плоскими арматурными каркасами.

Краматорский научно-исследовательский и проектно-техно - логический институт машиностроения (НИИПТМАШ) разработал 4

Рис. 1. Продольно-строгальный станок модели 7288С в желе­зобетонном исполнении

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

Рис. 2. Тяжелый токарный Станок модели 1660 с железобетонной

Станиной

Проект и совместно с Краматорским заводом тяжелого станко­строения изготовил железобетонную станину тяжелого токарного станка модели 1660. Такой станок работает на Сызранском за­воде тяжелого машиностроения (рис. 2).

На Славянском керамико-изоляторном комбинате изготовлены с железобетонными станинами три станка для обточки изоляторов, которые успешно эксплуатируются (рис. 3).

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

Рис. 3. Станок с железобетонной станиной для обточки крупных изоляторов

Краматорским заводом тяжелого станкостроения изготовлены серии глубокосверлильных станков модели КЖ-1903 и бесцен - трово-токарных станков модели 9340 (рис. 4) с железобетонными станинами, которые работают на Челябинском трубопрокатном заводе и на Никопольском трубном заводе.

НИИПТМАШем разработаны и совместно с Ново-Краматорским машиностроительным заводом изготовлены железобетонные опор­ные плиты приводных шестерен рудоразмольных мельниц, кото­рые эксплуатируются на Криворожском горно-обогатительном комбинате. Научно-исследовательскими институтами НИИЖБ и ВНИИМЕТМАШ изготовлены и испытаны железобетонные предварительно напряженные станины прессов усилием 120, 500, 600 и 800 т, а также изготовлена железобетонная клеть прокатного стана «200» (рис. 5), которая эксплуатируется на Московском заводе цветных металлов.

Днепропетровским инженерно-строительным институтом сов­местно с НИИЖБом и Днепропетровским заводом прессов изго­товлена и испытана железобетонная предварительно напряженная станина кривошипного пресса К-П7 усилием 100 т. Экспери­ментальным научно-исследовательским институтом кузнечно - 6

Рис. 4. Бесцентрово-токарный станок модели 9340 с железобетонной

Станиной

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

Рис. 5. Стан «Кварто-200» с железобетон­ной клетью

Прессового машиностроения (ЭНИКМАШ) совместно с Воронеж­ским заводом тяжелых механических прессов изготовлен пресс К-4НБ усилием 100/63 т с железобетонными стойками, который эксплуатируется на механическом заводе в г. Воронеже.

В настоящее время железобетон находит все более широкое применение в различных отраслях машиностроения. Из него изготовляют:

А) в станкостроении — станины тяжелых токарных, шлифо­вальных и ^специальных станков, станины и стойки строгальных, расточных и других станков;

Б) в металлургическом машиностроении — станины клетей про­катных станов, листоправйльных машин, дисковых ножниц, рамы рольгангов с индивидуальным и групповым приводом, ролики транспортеров, подмоторные и опорные плиты разных типов, контргрузы и т. д.;

В) в кузнечно-прессовом оборудовании — станины прессов различной мощности от 120 до 50 ООО т, станины и шаботы моло­тов и т. д.;

Г) в горнорудном и дорожно-строительном оборудовании —■ противовесы экскаваторов, опорные плиты рудоразмольных мель­ниц, основания башенных кранов, вальцы дорожных катков и т. д.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

ДЕТАЛИ ПРЕССА ТЖБ-150

НИИЖБом совместно с ВНИИМЕТМАШем и Ново-Краматор­ским машиностроительным заводом разработан проект пресса усилием 50 тыс. т модели ТЖБ-150 с железобетонной предвари­тельно напряженной станиной. Основными элементами пресса из железобетона (рис. 74) явля­ются: …

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СБОРКА ФОРМ

Формы должны удовлетворять требованиям быстрой и удоб­ной сборки и разборки, смазки и очистки, надежности и простоты креплений при сборке. От качества форм зависит внешний вид железобетонной де­тали; любые неровности и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.