ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также кастой, в профессиональном словаре — царгой, с захватывающими лапками — шатоном). Ознакомимся с двумя основными видами закрепки: глухой каст — ка­мень покоится в замкнутом касте, т. е. в оправе с подло­женной под низ пластинкой; ажур — камень просматри­вается со всех сторон.

В глухой каст (рис. 28) крепят камни только с плос­ким дном. Подкладки, например при изготовлении бро­шек, увеличивают общую прочность драгоценностей. Усиление блеска и яркости прозрачных камней достига­ется тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в бриллиантах и чеш­ских гранатах, ограненных розой.

Чаще весго ажур применяется в конических, сужаю­щихся книзу оправах, в верхней внутренней части кото­рых юстировочным резцом вырезают борозды, чтобы

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Рис. 28. Глухой каст

Камень точно зашел в лунку. Этим одновременно ослаб­ляют выступающий над бороздками материал, с по­мощью которого камень крепят (по рундисту) к оправе. Лунку для круглого камня можно сделать также с по­мощью фрезы. Вставленный в оправу камень крепят (схватывают) посредством бокфуса: сначала — с двух противоположных сторон, затем — крестом с двух по­следующих сторон. При этом следует проверить, ровно ли сидит камень, и нажатием или ослаблением придать камню нужное положение. Только после этого камень закрепляют бокфусом по всей окружности, ослабленный рант оправы загибают за рундист камня и плоским по­лировальным штихелем глянцуют. Мелкие корнеры оправ вокруг камней делают при помощи колесика (мит - тельгрифа).

Для высоких камней, ограненных линзой или розой, или камней с особым рантом (например камея) делают двойную оправу (ауфруру), т. е. оправу со вставной царгой меньшей высоты, которая служит опорой для кам­ня, а внешняя (более высокая) оправа камень закрепля­ет.' По окончании закрепки край оправы обрабатывают фляхштихелем для получения блестящей поверхности или миттельгрифом для нанесения орнамента.

Крапановая оправа имеет захваты, которые делают из круглой или плоской проволоки и располагают по сторо­нам оправы либо выпиливают из основного материала оправы в так называемый шатон. При закреплении кам­ня крапаны прижимают крест-накрест, чтобы камень
был установлен точно и ровно. Если же рундист камня имеет дефекты, например трещины и царапины, то его закрепляют так, чтобы дефектное место было закрыто крапанами.

В массивных предметах, например в заглаженных перстнях, камни закрепляют посредством закатки. В точ-

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Рис. 29. Оправы драгоценных камней:

А —с круглыми крапанами; б —с плоскими крапанами; в —шатон; г—амери­канский шатон с четырехгранными крапанами; д — корнеровые; е — открытые; ж — заглаженный перстень.

Tfcf

А

W

Г е ж

Но подогнанную лунку (ажур) вставляют камень и за­крепляют по рундисту постукиванием молоточка по глад­кому чекану, называемому обжимкой.

В корнеровых оправах вырезанием или подчеканкой формируют узелки металла (корнеры), с помощью кото­рых камни удерживаются в оправе. Этот способ нашел широкое применение при закреплении камней в несколь­ко рядов и в орнаментально монтируемых поверхностях. Ювелир, закрепляющий камень вручную, имеет неогра­ниченные возможности для декоративного украшения

Предмета. В брусчатой оправе (паве) вся металлическая поверхность также покрыта мелкими камнями, которые удерживаются в ней с помощью надрезанных корнеров. Каждый круглый камень (особенно бриллианты в белом металле), закрепленный с помощью корнеров в четырех­гранной рамке, выглядит на вид крупнее, чем он есть.

Следующим способом закрепки камней является от­крытая закрепка. Между отдельными крапанами, с по­мощью которых камень удерживается в оправе, в тол­стом металлическом ободке плоским резцом наискось вниз проводят блестящие полосы, в результате чего кра - паны открываются. Этот способ закрепки часто встречал­ся в старинных ювелирных изделиях и дожил до наших дней. На рис. 29 показаны оправы драгоценных камней.

Закрепка драгоценных камней в украшениях счита­ется сложной ювелирной работой, требующей большого мастерства ювелира-закрепщика и знаний, особенно в отношении твердости, хрупкости и прочности камней. Результат работы, однако, зависит от качества инстру­ментов (особенно стальных резцов различных форм) и других вспомогательных материалов.

При закрепке камней предметы фиксируют в специ­альных тисочках или в мастике (деревянный колышек, собственно говоря, рукоятка, покрытая с одного конца мастикой). В лунки мелкие камушки вставляют при по­мощи костяной палочки, на острие которой насажен ку­сочек пчелиного воска (восковец).

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.