ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ВЛИЯНИЕ ТЕПЛА И КИСЛОТ НА ДРАГОЦЕННЫЕ

Сопротивляемость драгоценных камней высоким тем­пературам и действию кислот зависит во многом от их химического состава. Для ювелира очень важно знать, какие драгоценные камни смогут выдержать огненную пайку при ремонте драгоценностей, а какие необходимо предохранить от огня или извлечь из оправы. Рекомен­дуется осторожно, с учетом хрупкости и расщепляемо - сти, вынуть сначала крупные, а затем мелкие камни, особенно в случаях, когда пайка осуществляется в непо-

От прямого окислительного влияния тепла драгоценные камни предохраняют слоем боракса или борной кислоты и обертыванием влажной шелковистой бумагой, влаж­ной ватой или асбестовой кашицей. При пайке оправы перстня середину перстня с камнем погружают в мел­кий влажный песок, насыпанный в небольшую жестяную миску (можно в сырой картофель) и в кольцо вставля­ют кусок древесного угля, т. е. подкладывают уголь под место пайки. В каждом случае необходимо следить за тем, чтобы камень нагревался постепенно и равномерно. После отжига предмет предохраняют от холодного воз­духа (сквозняка) и только после постепенного полного охлаждения обрабатывают в травильном растворе (от быстрой смены температуры камень может треснуть, осо­бенно если в нем были скрытые трещины и т. д.).

Довольно высокую температуру при пайке выдержи­вают алмаз (если его достаточно надежно предохраня­ют), рубин, александрит, шпинель, аквамарин, некото­рые разновидности турмалина (темно-зеленые теряют свою окраску) и чешский гранат.

Алмаз не растворяется ни в одной из известных нам кислот, он растворяется только в расплавленном ме­талле или в расплавленной горной породе. В обычном пламени не горит, его можно сжечь только при темпе­ратуре 800° С в смеси с селитрой или под струей кис­лорода. Сгорая, алмаз превращается в окись углерода почти без пепла (примерно 0,05%). Образование тума­на при постепенном нагревании знаменует начало сгора­ния (покров удается устранить повторной полировкой). В некоторых камнях после охлаждения появляются прежде скрытые дефекты (изъяны, трещины).

Синий сапфир уже при небольшом повышении тем­пературы бледнеет, при высокой температуре сереет и становится непросвечивающимся. Смарагд, если он име­ет изъяны, в огне растрескивается, однако не изменяет­ся. Берилл в огне изменяет желтый цвет на темно-зе­леный.

Топаз при нагревании теряет цвет, бразильский то­паз изменяет окраску от розовой до красной. Циркон серого или серо-оранжевого цвета в огне становится про­зрачным. Изменяет окраску также синий или зеленова­тый циркон.

Чешский гранат выдерживает высокие температуры. Иногда в огне краснеет. Индийские (альмандины) и ти­рольские гранаты в огне растрескиваются.

Горный хрусталь в огне растрескивается. Аметист при повышении температуры изменяет фиолетовую окраску на желтую (до желто-серой), поэтому его иногда при­нимают за цитрин или испанский топаз модейра. На сильном огне растрескивается. Раухтопаз в процессе на­гревания обесцвечивается и становится похожим на цит­рин или горный хрусталь. С увеличением температуры раухтопаз растрескивается.

Чувствительны к огню и все остальные разновидно­сти кварца. Яшма, гелиотроп, халцедон, агат, карнеол и оникс при нагревании изменяют цвет и растрескиваются. Подобное влияние огонь оказывает на розовый кварц, авантюрин, оливин (закаляется), кунзит, ляпис-лазурь, мольдавит, адуляр, лабрадорит, амазонит, малахит и др. Тигровый глаз при нагревании на огне изменяет желто - коричневую окраску на желто-красную; не растрескива­ется, однако становится хрупким. Гематит переносит и более высокие температуры.

Опал теряет в огне цвет и разрушается. Нефрит в огне размягчается и тает. Бирюза в процессе нагревания теряет воду и превращается в черно-коричневое порош­ковое вещество. Марказит в огне сгорает (пахнет серой).

Жемчуг и перламутр при нагревании портятся и те­ряют блеск. Каждая работа с жемчугом требует пре­дельной осторожности. Коралл уже при легком нагрева­нии (повышении температуры) теряет цвет и блеск; при дальнейшем повышении температуры дробится. Янтарь плавится и сгорает; обладает ароматным запахом в от­личие от бакелитовых имитаций, которые пахнут фено­лом. Морская пена в огне теряет воду, становится серой (вплоть до черной). Слоновая кость сгорает. Панцирь черепахи с повышением температуры смягчается, стано­вится более податливым для обработки — легко сги­бается, полируется и сваривается.

Синтетические корунды переносят высокие темпера­туры без последствий, поскольку сами были изготовлены в огне. Синтетические шпинели мало чем отличаются от синтетических корундов (требуют постепенного охлаж­дения). Дублеты в огне распадаются; верх растрескива­ется, а низ расплавляется. Стеклянные имитации дра­гоценных камней теряют в огне цвет, закаливаются и плавятся.

От ядовитого действия кислот, щелочей и ванн с циа­нистым калием, которые кроме повреждений отрица­тельно влияют на блеск драгоценных камней, камни предохраняют, покрывая их слоем лака (сапонатовым, асфальтовым) или слоем пчелиного воска, которые лег­ко устраняются терпентином, чистым бензином или аце­тоном. Чистые (концентрированные) кислоты и сильные гидроокиси (натрия, калия) повреждают буквально все драгоценные камни (кроме алмазов), особенно если жидкости находятся в нагретом состоянии.

Протрава (раствор серной кислоты) не оказывает никакого влияния на алмазы, ископаемые группы корун­да, берилла, шпинели, топаза, циркона, турмалина и на некоторые другие кварцы. Камни остальных групп по­гружают только в необходимых случаях на короткий промежуток времени в тепловатый или холодный рас­твор протравы.

Гальванические металлизационные ванны содержат сильный яд цианистого калия, который на большинство драгоценных камней не влияет. От воздействия ванн нужно предохранять опал, халцедон, хризопраз, ляпис, бирюзу, малахит (жемчуг следует предварительно из­влечь из оправы). Янтарь в ванне окрашивается в корич­невый цвет. Большое значение имеет температура ванны. Извлеченные из теплой ванны драгоценности с вставлен­ными в них драгоценными камнями не следует промывать в холодной воде. В горячие ванны нельзя погружать смарагды, бирюзу, аметисты, топазы, кораллы и другие камни, если они имеют какой-либо дефект. Без особого риска можно работать в горячей ванне с алмазами, ру­бинами, сапфирами, шпинелями, турмалинами (если они без дефектов), а также с гранатами и всеми искусствен­ными камнями.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также …

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.