ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

СВАДЕБНОЕ КОЛЬЦО В ИСТОРИИ, ИСКУССТВЕ И МОДЕ

Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании уходит своими корнями в древние языческие времена. Со свадебным кольцом — этим кружком без начала и без конца — символом вечности — связана целая история. Обычай носить свадебное кольцо на четвертом пальце
левой руки объясняется тем, что от этого пальца идет артерия прямо к сердцу. Кольцокруглой формы из бла­городного металла символизирует серьезные, искренние желания двух людей принадлежать друг другу всю жизнь.

СВАДЕБНОЕ КОЛЬЦО В ИСТОРИИ, ИСКУССТВЕ И МОДЕ

До позднего средневековья у народов всех рас жену покупали, а односторонний подарок кольца невесте оз­начал лишь формальное подтверждение юридического акта бракосочетания. Во времена своеобразной роско­ши древних римлян жених надевал своей избраннице

Рис. 53. Свадебное кольцо XVI в.

Простое, неукрашенное железное кольцо. В эпоху сред­невековья первоначальная трезвая символика уступила место символике поэтической, а на место права пришла любовь и романтика. Насколько различны были измене­ния с течением времени в символике кольца, настолько разнообразны были и его художественные формы, изме­няющиеся под влиянием вкуса и культурного уровня людей эпохи язычества, христианства, вплоть до сего­дняшних дней.

Началом художественного ремесла в Центральной Европе можно считать византийский период и особенно каролинский. К 13 столетию относится простое трех­гранное кольцо, находящееся сейчас в собраниях герман­ского музея в Нюрнберге. Оно было найдено в могиль­нике и в качестве свадебного кольца имеет характерную внутреннюю надпись: «Во мне верность». Величествен­ной простотой отмечено кольцо конца 14 столетия — пло­ский гладкий кружок.

Век рыцарской культуры сменила эпоха мощного экономического размаха. Много поэтического вошло в ремесло и искусство, проникло в ремесленное творчест­во. Доказательством высокой профессиональной техни­ки того времени служит свадебное кольцо второй поло­вины XV в.: в богатом лиственном орнаменте изобра­жены портреты молодоженов. Эта работа является гар­монией красоты и напоминает редкие по мастерству работы нюрнбергского ювелира моравского происхожде­
ния Вацлава Ямницкого. Кольцо находится во франк-

К переходному периоду XV—XVI вв. относится ев­рейское свадебное кольцо, находящееся в берлинском художественно-промышленном музее. Материалом для его изготовления послужило позолоченное серебро, края украшены мелкими цепочками, между шариками и про­волочными выпуклостями укреплены пять эмалирован­ных цветков. Внутри выгравирована древнееврейская надпись — «Большого счастья». Образец имитации сва­дебного кольца представляет собой гладкий кружок, ук­рашенный по краям фасонной проволокой и посередине вставленным сердечком с гравированными инициала­ми имен (мода начала XVI в.). Типичный ренессансный характер имеет кольцо XVI в. (рис. 53). На рубчатом фоне головки амуров чередуются с розетками, а по кра-

Стили барокко и рококо подчеркнули богатство ук­рашений. Ранее второстепенные работы по украшению изделий стали в тот период основными. Роскошный пер­стень в стиле Людовика XVI служит тому подтвержде­нием. В плоскости овального камня выгравированы и позолочены или вырезаны из золота и прикреплены че­тыре буквы, которые вместе дают имя ангела любви Амура. Под камень положены волосы, а край его окай­млен закрепленными в середине бриллиантами.

Три добродетели — веру, надежду, любовь —симво­лизирует перстень с числом 3, которое выложено алма­зами, слева — пылающее сердце из огненного рубина, а справа — цветок со сверкающим бриллиантом. Неизгла­димое впечатление производит двойное кольцо со скре­щенными руками, подчеркивающими божественную идею. Коллекция золотых и серебряных свадебных ко­лец с мотивом соединенных рук конца 16 —начала 17 столетия находится в собраниях художественно-промыш-

После наполеоновских битв обратного процесса не избежало также и художественное ремесло. До сих пор сохранились интересно отделанные свадебные кольца того периода, особенно из серебра, поскольку золото жертвовалось на алтарь власти (как и после первой мировой войны, когда австрийские патриоты меняли зо­лотые кольца на железные с надписью «Я золото отдал

Рис. 54. Свадебные кольца современных форм.

За железо»). Очевидным переходом к более поздней мо­де явились свадебные кольца XIX в.

Целое столетие в обработке свадебных колец не на­блюдалось каких-либо новшеств. Изменение вкусов на­ходило выражение только в высоте или ширине коль­ца. Кроме гладких делали полукруглые кольца.

Ассортимент свадебных колец расширился после пер­вой мировой войны. Модными стали кольца, называе­мые «шимми» («шимми» —очень популярный в то вре­мя танец), узкие, гладкие, в профиле —трапеция, затем с украшенной гравюрой посередине (RI), с гравирован­ным реверсом по краям (RII), полукруглые с барочной гравюрой, с выколоченными четырехлистниками, с лав­ровыми или липовыми листьями, сначала ручной чекан­ки, позднее с разнообразно украшенной вальцованной проволокой. В 30-х годах этого столетия начали изготав­ливать популярные полностью лапидарные кольца, т. е. шлифованные до высокого блеска на площадках различ­ных форм.

Поскольку нигде не записано, что свадебное кольцо должно быть непременно гладким, начали изучать ста­рые формы, и некоторые из них модернизировали. На обручальных кольцах стали закреплять мелкие брилли­анты или белые сапфиры, которые нередко комбиниро­вали с лапидарными плоскостями.

Сегодняшняя художественная промышленность усо­вершенствовала производство. Имеется примерно 140

Разновидностей свадебных колец (различных форм и ва­риантов) — от несложных гладких различной ширины и различных цветных оттенков золота или разнообразно украшенных гравюрой, мелкими рубчиками, лапидар­ными плоскостями, выколоченными или выпиленными шариками и сердечками до роскошных, составленных из разноцветных материалов и комбинированных с приве­денными выше мелкими украшениями (рис. 54).

Свадебное кольцо несколько утратило свое прежнее значение и величественность и оказалось в одном ряду с другими вещами, символизирующими старые обычаи. Оно остается добрым напоминанием о времени, тесно связавшем жизнь двух людей.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ПАЯЛЬНЫЕ И ПЛАВИЛЬНЫЕ ФЛЮСЫ

Самое неблагоприятное воздействие на расплавлен­ный металл при пайке и плавке оказывает воздух. За­держивают или препятствуют влиянию воздуха вспомо­гательные химические средства — паяльные и плавиль­ные флюсы. Они обеспечивают безупречную пайку и …

СТАРИННЫЕ МОНЕТЫ И ЮВЕЛИРНЫЕ ВЕСЫ

Гривна (Марк) была денежной единицей Священной Римской империи, а в X в. была принята в качестве де­нежной единицы и в других странах. Гривна делилась на 8 унций, 1 унция — …

ТЕХНИКА УКРАШЕНИЯ

Настоящего восхищения заслуживают старинные зо­лотые и серебряные изделия, созданные сравнительно несложными инструментами. Закрепку драгоценных кам­ней, гравировку, чеканку и наложение эмали —все эти работы выполнял один ювелир. Только позже на основе …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.