ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ОКРАСКА СЕРЕБРА

Старинный вид серебряных предметов можно полу­чить умелой окраской от серого до черного цвета. Наз­вание «оксидированное серебро» является неправиль­ным, так как у легированного серебра не возникает на поверхности наподобие черного налета закись серебра или сульфид серебра. Серебряные предметы большей частью окрашивают серным серебром. Растворяют при­мерно 10 г серной печени (гигроскопическое вещество, полученное в результате плавки поташа с серой — смесь сульфида, полисульфида, тиосульфата и сульфата нат­рия) в 1 л воды и очищенный предмет погружают в нагретый раствор или раствор наносят на предмет ще­точкой. После тщательной промывки в чистой воде пред­мет сушат в мелких древесных опилках.

Раствор серной печени может быть слабее или силь­нее— в размере от 5 до 25 г на 1л воды. Чтобы быстро разлагающийся раствор действовал более длительное время, в воду добавляют немного аммиака или гидро­окиси натрия.

Серебро, легированное медью, должно быть заранее отбелено отжигом и протравлено в горячем растворе (слабом растворе серной кислоты). После промывки в чистой воде предмет снова очищают мелкой проволочной щеткой. Посеребренные предметы не следует под­вергать длительному процессу обновления гальваниче­ским путем. С возвышений (выпуклостей) окраску уда­ляют трением по поверхности мелкой порошковой пем­зой так, чтобы отличие от чистого серебряного тона не было очень заметным. Для окраски (чернения) серебра следует пользоваться исключительно свежим, невыдох - шимся раствором серной печени.

Механическим способом патину можно натереть так, что предмет окрасится черным красителем. Черни дают немного просохнуть, а затем покрытие на возвышенно­стях протирают мягкой щеткой или обтирочной тряпкой, смоченной в спирте. Для этой цели можно использовать также кашицу из 6 частей графита, 1 части красного красителя и скипидарного масла. Применение большего количества красного красителя (окиси железа) дает красно-коричневый цвет, добавка небольшого количест-

Мелкие углубления гравированного рисунка или вы­травленные узоры на гладкой блестящей плоскости се­ребра, как правило, замазывают черным воском.

Цель металлизации — облагораживание и защита по­верхности предмета от химического воздействия. В юве­лирном деле металлизацию применяют при золочении и

Процессы химического золочения и серебрения в ос­новном схожи. Предмет опускают в соответствующий раствор соли металла (металлические ванны), ванна хи­мически разлагается, а на поверхности предмета выделя­ется золото или серебро. Подобного разложения ванны достигают или бестоковым путем, или с помощью элек­тричества. При первом способе, т. е. в горячих ваннах, металлы на предметах выделяются всегда в небольших количествах (тысячных долях миллиметра), однако для многих целей этого вполне достаточно.

Более толстую и плотную пленку можно получить в том случае, если предмет поместить в горячую ванну вместе с алюминием или цинком (предмет окружают тонкой алюминиевой проволокой или узким пояском из тонкой цинковой проволоки). При такой контактной ме­таллизации в ванне возникает гальванический элемент, который улучшает разложение ванны и ускоряет про­цесс, прежде чем алюминий или цинк покроются слоем

При гальванической металлизации, при которой протекает электролиз, можно достигнуть любых необхо­димых по толщине количеств металла или сплавов. Для золота можно, например, избрать красный сплав с медью или зеленый с серебром, если ванна для золоче­ния содержит соответствующую соль меди или серебра.

Подлежащий металлизации предмет подвешивают в качестве катода, т. е. как отрицательный электрод; в ка­честве положительного электрода, анода, подвешивают либо металлическую пластину, которая металлизирует предмет, либо инактивный материал, например полиро­ванную платину или нержавеющую сталь.

Аноды, подвешенные в ванне на расстоянии 5—10 см от предмета, представляют собой соответствующей вели­чины пластины, которые металлизируют предмет. При металлизации мелких предметов в одной руке держат подвод с предметом, в другой — подвод с анодом; в ван­не их держат таким образом, чтобы они не соединились (чтобы не произошло короткое замыкание). Золотые и серебряные электроды в ванне постепенно растворяются, в результате чего они уменьшаются в размерах. Однако при этом ванна истощается медленнее, чем при исполь­зовании нерастворимых анодов. Напряжение в ванне не­обходимо поддерживать согласно предписанию, ток со­ответствует величине электрода, его удаленности и со­ставу ванны. Напряжение измеряют вольтметром, ток — амперметром.

Постоянный ток поступает исключительно через вы­прямитель. В качестве материала для ванн используют стекло, фарфор, камень, эмаль или пластические массы.

Перед погружением (подвеской) в ванну для метал­лизации предметы тщательно обрабатывают, чтобы они были такими, какими бы их хотели видеть после метал­лизации. Поверхность шлифуют на наждачном кругу, полируют на войлочном полировальном кругу, натертом полировочными пастами. Затем предмет тщательно обез­жиривают, с него удаляют остатки шлифовальных и по­лировальных веществ раствором венской извести, по­рошковой пемзой и щеткой. Щетки ручные или дисковые из волнистой латунной проволоки должны быть очень тонкими (диаметр проволоки 0,06—0,08 мм). Химиче­ским способом поверхность очищают растворителями, жировой покров смывают раствором соды. Если же в от­дельных местах жировые пятна останутся, то при ме­таллизации металл или совсем не выделится, или выде­лится плохо (ноздревато).

Чтобы достигнуть прочного сцепления пленки с ос­нованием, предметы перед серебрением или золочением амальгамируют, особенно предметы из меди, латуни, томпака, бронзы и всех остальных сплавов меди и нике­ля. Железо, сталь, никель и цинк сначала покрывают медью или латунью, а затем уже ртутью. Ртуть наносят только после обезжиривания. Хорошее качество амаль­гамирования обеспечивается только абсолютно чистой поверхностью предмета. Дефекты амальгамирования свидетельствуют о том, что предмет не был абсолютно чистым, и тогда возникает необходимость повторения операции (ртуть устраняют путем нагревания над ог­нем). Амальгамирование осуществляется путем погру­жения предмета в течение нескольких секунд в раствор, состоящий из 1 л воды, 5—10 г цианортутного калия и 10—20 г цианида калия.

Ванну для амальгамации сплавов, содержащих ни­кель, составляют из 1 л воды, 100 г сульфата ртути и 160 мл концентрированной азотной кислоты.

Хорошо обработанный ртутью предмет очищают, тщательно промывают чистой водой и тотчас же опуска­ют в гальваническую ванну. Поэтому во время металли­зации необходимо часто и мягко чистить предмет, при этом щетку надо смачивать отваром мыльного корня или старым пивом, можно также смачивать раствором вин­ного камня (1 часть на 10 частей воды).

Бедные металлами ванны быстро истощаются, и ме­таллизация протекает очень слабо. Используемые хими­ческие реактивы должны быть исключительно чистыми, особенно цианистый калий, который со временем на воз­духе превращается в углекислый калий (поташ). Раз­бавляют кислоты в дистиллированной воде.

Медные ванны. Очень тонкая медная оболочка воз­никнет в том случае, если предмет опустить в раствор, состоящий из 10 г медного купороса и 10 г серной кис­лоты, растворенных в 1 л воды. После нанесения покры­тия предмет промывают.

Чтобы покрыть предмет толстым слоем меди, готовят такую ванну: 10 л воды, 2 кг сернокислой окиси меди (медного купороса), 0,2 л чистой серной кислоты; мед­ные аноды, напряжение 1,5—2 В. Ванна должна быть из камня.

Латунные ванны. 1 л воды, 17 г основного карбона­та меди (пленка основных углекислых солей*), 2,3 г окиси цинка (цинковые белила), 17 г углекислого нат­рия и 60 г цианида калия.

Серебряные ванны. Ванну готовят из нитрата сереб­ра (AgN03) или из хлорида серебра (AgCl), который получают осаждением нитрата поваренной соли. 10 г чистого серебра дают 16,5 г нитрата серебра. В фарфо­ровой миске в теплой азотной кислоте растворяют се­ребро, а появившийся раствор выпаривают насухо, вплоть до кристаллизации. Белые кристаллы — это и есть нитрат серебра.

1. Бесконтактная ванна при температуре 8U—уи ь. в 1 л горячей воды растворяют 35 г цианида калия и 10 г азотнокислой соли или хлорида серебра (т. е. с 6 г

Чистого серебра).

2. Ванна для контактного серебрения: 1 л воды, 30 г цианистого калия, 16 г азотнокислой соли или осажден­ного с нее хлорида серебра (т. е. с 6 г чистого серебра).

3. Ванна для холодного гальванического серебрения: 1 л воды, 20 г цианида калия, 16 г азотнокислой соли или хлорида с 10 г чистого серебра} напряжение 1,25 В, плотность тока 0,3 А/дм2.

Небольшое количество органических веществ в ван­не, например добавка формиата натрия, оказывает бла­гоприятное воздействие на блеск серебра. Если же выде­ленное серебро пожелтеет, то его следует оставить в ванне при выключенном токе до побеления, если же по­чернеет, то надо добавить в ванну цианида калия. Ванну с небольшим количеством серебра можно улучшить, до­бавив в нее хлорид серебра.

Ванны для золочения. Основным веществом для приготовления ванны служит хлорид золота (АиСЦ), ко­торый получают путем растворения чистого золота в «царской водке» (3 части соляной кислоты и 1 часть азотной кислоты); выпариванием «царской водки» и высушиванием из 1 г золота получают 1,5 г хлорида зо­лота.

1. Ванна для легкого золочения мелких предметов при кипении без контакта или при температуре 80—

•Зеленый налет, образующийся на меди в присутствии воздуха, влаги или сернистого газа — прим. пер.

90° С с алюминиевым или цинковым контактом: в I л воды постепенно растворяют 6 г сульфита натрия, 8 г цианида калия и 1 г хлорида золота.

2. Ванна для контактного золочения: в 1 л воды растворяют 7 г цианида калия и 2 г хлорида золота.

3. Ванна для контактного и гальванического золоче­ния без цианида калия: в 3Д л горячей воды растворяют 20 г желтой кровяной соли, 20 г углекислого калия,20 г поваренной соли, а в »/4 л воды растворяют 2 г хлорида золота. Оба раствора смешивают и кипятят. При галь­ваническом золочении используют стальные аноды. На­пряжение 2 В, плотность тока 0,1 А/дм2. В обоих случаях ванна должна быть теплой.

4. Ванна для гальванического золочения холодная и теплая: в 1 л горячей воды растворяют 8—10 г цианида калия и 4 г хлорида золота; напряжение 2,1 В (при рас­положении анода в 10 см от предмета), плотность тока 0,15 А/дм2.

Для красного золочения в ванну добавляют цианид медистокислого калия, для зеленого золочения — не­большое количество раствора серебряной ванны. Мож­но также использовать медные или серебряные аноды на небольшом расстоянии от предмета.

Эмалированные предметы золотят в холодной ванне без цианида калия для того, чтобы эмаль не облупилась.

В специальной литературе приводится целый ряд различных способов приготовления металлических ванн и их использования.

После серебрения и золочения предметы промывают в чистой воде и мелкой щеткой, увлажненной отваром мыльного корня или старым пивом, очищают и сушат в опилках из твердого дерева. Места предмета, не требу­ющие металлизации, окрашивают асфальтовым или компактным, окрашенным в черный цвет лаком, кото­рый должен хорошо просохнуть. Затем лак устраняют ацетоном или его смесью с бензином. Посеребренные и позолоченные предметы заворачивают в сухую шелкови­стую бумагу, которая не содержит ни кислоты, ни хло­ра, ни серных соединений. Из отработанных ванн остат­ки драгоценных металлов осаждают при помощи цинко­вой пыли и затем драгоценные металлы отделяют раз­бавленной серной кислотой. При манипуляциях с ядами и кислотами работать надо осторожно!

Горячее золочение. Еще до развития современной химии и электротехники металлические предметы золо­тили на огне при помощи амальгамы — определенного раствора золота в ртути.

Готовят золотую амальгаму так: куски тонких поло­сок чистого или червонного золота погружают в фарфо­ровую миску с теплой ртутью (1 часть золота на 6—8 частей ртути). Когда золото в ртути растворится, амаль­гаму выливают в воду и при помощи рабочих кож прес­суют, чтобы удалить избыточную ртуть. Для качествен­ного золочения необходимо в амальгаму добавлять воск. Жидкая амальгама золотит слабее. Амальгаму готовят и продают аффинерии.

При горячем золочении на приготовленный и тща­тельно обезжиренный предмет амальгаму наносят шпа­телем или ватным тампоном и размазывают. Нагреваясь от пламени раскаленных древесных углей, ртуть испаря­ется—«отжигается»*, а слой золота, спаянный с пред­метом, в дальнейшем полируют или матируют и химиче­ски окрашивают.

Пары ртути ядовитые, и вдыхать их нельзя, поэтому работать надо с действующим вытяжным шкафом. Если в огне золотят медь и ее сплавы, то предмет после очист­ки в азотной кислоте должен быть покрыт ртутью путем погружения его в раствор нитрата ртути. Железо сна­чала покрывают гальваническим способом медью или латунью, затем ртутью и, наконец, золотят на огне. Се­ребряные предметы ртутью не покрывают.

Горячее золочение до сих пор сохраняется в мастер­ских по изготовлению серебряных изделий (сосудов и различных предметов, а также деталей громоотводов, где необходимо сильное и длительное золочение). По­скольку испарения ртути опасны для здоровья человека, горячее золочение заменено химическим золочением с соответственными растворами — ваннами с электриче­ским током, гальваническим золочением.

Родирование. Гальваническая металлизация драго­ценностей из драгоценных и цветных металлов высоко-

"Практический совет: при отжиге необходимо следить за тем, чтобы на поверхности предмета не образовались крупицы; если это произойдет, то отжиг следует тотчас же прекратить. Если капли воды, распыляемые по поверхности, отскакивают, то процесс счи­тается законченным.

Качественным металлом платиновой группы — родием надежно предохраняет поверхность предмета от возмож­ной оксидации. Изделия, пролежавшие долгое время, а также долго носившиеся драгоценности обновляют

Патина — это цветной слой, возникающий со време­нем на старых предметах из металла в результате дейст­вия кислорода, сероводородных паров, кислот и т. д. Существует несколько способов художественной окрас­ки золотых чеканных предметов:

Простое опускание в черный воск или в разноцветный

Масляная окраска желтой сиеной (получается более темный оттенок, чем при окраске желтой охрой);

Получение прочного буро-черного соединения при помощи битума; излишки его осторожно соскребают, а

Нанесение кашицы из 2—3 частей порошкового твер­дого графита и 1—2 частей кревеля (гематита) для по­лучения бурых, коричнево-красных оттенков. Оба по­рошка смешивают и разбавляют скипидаром до жидкой кашицы. После нанесения кашицы предмету дают вы­сохнуть, возвышения обтирают обтирочной тряпкой, смо-

Использование разноцветных лаков;

Нанесение окрашенной эмали (лаковой краски) при нагревании. Этот способ требует профессиональных зна-

Медь и латунь чернят 50%-ным раствором нитрата меди, медленно сушат, затем быстро нагревают.

С металлов патину удаляют путем погружения пред­мета в слабый раствор цианида калия (цианистый ка-

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЮВЕЛИРНАЯ ТЕХНИКА

Ювелирными считаются драгоценности, изготовлен­ные из благородных металлов, украшенные природными драгоценными камнями или жемчугом и созданные на основе ювелирной техники (рис. 27,а, б), требующей мастерства ювелира, монтировщика и закрепщика. Ха­рактерным является …

СВАДЕБНОЕ КОЛЬЦО В ИСТОРИИ, ИСКУССТВЕ И МОДЕ

Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании уходит своими корнями в древние языческие времена. Со свадебным кольцом — этим кружком без начала и без конца — символом вечности — связана целая история. …

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЕ ПОЛИРОВАНИЕ

Если золотые драгоценности полировать гальваниче­ским методом, то отпадает необходимость в механиче­ской полировке. В полировальной установке LUX OR-400 (ЛЮКС ОР-400) помещены четыре емкости с жидкостями для споласкивания предметов: для фторово- дородной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.