ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦЕПОЧЕК

Цепочки широко применяются в качестве самостоя­тельных драгоценностей, как части ювелирных изделий, а также как практические вещи — для определенных це­лей. Женщины носят на шее простые и узорчатые цепоч­ки, к тоненьким цепочкам подвешивают кулоны и под­вески, ими удлиняют изящные ожерелья. К производству цепочек относится также изготовление жестких и подвижных (кольцевых) браслетов, а также браслетов для ручных часов. Цепочки предназначаются для брасле­тов, ключей, дамских сумочек, брелоков и т. д. Особой формы изготавливают церемониальные цепочки для рек­торов высших учебных заведений и других высокопостав­ленных лиц.

Простейшая и наиболее применяемая форма цепоч­ки -— ушковая — представляет собой сцепленные друг с другом овальные звенья (рис. 23). Изготавливают тон­кие и толстые цепочки вручную и на станках. Основным полуфабрикатом для изготовления цепочек на станке служит круглая проволока с легкоплавкими припоями. Каждое ушко остается свободным, каждую пару звеньев собирают отдельно.

Вручную ушковые цепочки делают следующим обра­зом: мягкую круглую проволоку наматывают на катушку из овальной латунной (твердой) проволоки*.

"Проволоку наматывают на несложном станке, который назы­вается корднрка: между двумя железными листами шириной 3 см и толщиной 1 см расположены два зубчатых колесика, большее диа­метром 11 см имеет на валу ручку; меньшее, передаточное, — голов­ку и винт для крепления катушки. Длина одного из листов 20 см, Длина другого 25 ск; с помощью нижнего выступа станок крепится в тисках. Кордиркой можно пользоваться также для веревочной намотки проволоки и нарезки резьбы.

Половину длины золотой или серебряной круглой проволоки наматывают вправо, другую половину — вле­во. Катушку с намотанной проволокой отжигают. После охлаждения закрепляют один конец проволоки в тисках, а другой натягивают клещами так, чтобы часто намотан­ную спираль можно было стащить с катушки.

Часть звеньев, которая намотана в одну сторону, ос­тавляют черной, другую часть звеньев, намотанных в

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦЕПОЧЕК

Рис. 23. Цепочки:

А —ушковая; б — панцирная; в — плетеная; г—параграф; д — ва - лис; е — панцирный браслет.

Противоположную сторону, протравливают в травильном растворе. Затем звенья распиливают тонкой пилкой, а место разреза каждого ушка приоткрывают гладкими острыми щипцами; чтобы цепочка была ровной (не за­кручивалась), для этого, сжимая звенья, соединяют по­переменно (зазором к себе) черные и протравленные ушки. Если звеньев очень много (например, длина це­почки составляет несколько метров), то чтобы ушко при пайке не разжалось, цепочку отжигают в миске из листо­вого железа на огне от древесных углей и потом протравливают. Следующий производственный этап — пайка: цепочку предварительно окунают в водный рас­твор буры и подвешивают на крючке, который специ­ально делают для этой цели из крепкой проволоки дли­ной 30 см. Мягкой кисточкой сверху вниз в каждый раз­рез ушка наносят одинаковые кусочки припоя, нарезан­ного на мелкие квадратики. Крючок крепят к рукоятке, которую следует держать в левой руке, цепочку при этом придерживают свободно (без натяжения) снизу боль­шим и указательным пальцами. Над пламенем ювелир^- ной горелки цепочку нагревают так, чтобы, нанесенный припой не падал (для этого в раствор буры добавляют несколько капель фтористой соли). Пайку проводят в широком пламени горелки в направлении снизу вверх, причем так, чтобы охватить огнем сразу несколько звень­ев. После пайки цепочку протравливают в травильном растворе, промывают, мнут в кулаке и после сушки мед­ленно протягивают в четырехгранной волочилке, в ре-

Цепочку спиливают на узкой и ровной дощечке дли­ной примерно 50 см мягким острым напильником (плос­ким) и наждаком. Затем цепочку разрезают на требуе­мые части (длина цепочки на шею составляет, как пра­вило, 42 см) и к каждой разрезанной цепочке припаива­ют последние звенья. Замком обычно служит пружинное

Основным полуфабрикатом для изготовления полых проволочных изделий, в частности браслетов, является шарнир. В качестве заполнителя используют медную или латунную проволоку (для золота) или мягкую железную проволоку (для серебра). С готовых изделий эти метал­лы удаляют (растворяют) азотной кислотой или разбав-

Шарнир изготавливают следующим образом: прово­локу из простого металла оборачивают листовым пояс­ком, сделанным из благородного металла; ширина пояс­ка должна равняться 3]/з диаметра готового шарнира. Поясок затягивают так, чтобы его кромки не соприкаса­лись, иначе кислота не будет иметь доступа к ядру шар­нира и не вытравит его. Однако при огибании или намот­ке звеньев на катушку по внутреннему периметру звена зазор между краями пояска (фуга) должен быть по возможности наименьшим. Дальнейшая работа протека­ет приблизительно так же, как и с массивной проволокой. При этом требуется большое внимание и соответствую­щая осторожность (нельзя сдавливать проволоку в клещах и т. д.). При пайке пользуются только твердыми припоями, мягкие припои кислота вытравливает. Гото­вый золотой предмет с медным или латунным заполни­телем погружают в азотную кислоту, серебряный пред­мет с железным заполнителем — в разбавленную серную кислоту (пары не вдыхать!). Удалить простые металлы из шарнира будет значительно легче, если перед этим аагреть кислоту или немного потрясти каменный сосуд (постучать кусочком дерева по краю сосуда). До тех пор, пока на поверхности наблюдаются вздутия или пузыри, простые металлы удалять нельзя. После полного вытравливания металла предмет тщательно промывают водой и сушат в опилках из твердого дерева. Работу над изделием заканчивают изготовлением замка к брас­лету, конечных звеньев к цепочке и т. п. Для этих целей используют мягкие припои.

Подобным образом делают различные образцы цепо­чек и цепей, которые когда-то комбинировались с про­стыми или украшенными звеньями (см. рис. 23). Широ­кую популярность приобрела форма браслета в виде сплетенного жгута — так называемый валис. Образец панцирной формы в мелком исполнении служит в каче­стве нашейной цепочки, в крупном исполнении (полый) — в качестве браслета (нормальная длина равняется 18 см).

Современные браслеты, комбинированные разноцвет­ными оттенками золота, полые, с лапидарной поверхно­стью составляют в основном из штампованных деталей. Обручи, жесткие кольцевидные браслеты бывают боль­шей частью полыми, в различных модификациях (напри­мер, в форме змейки) и разными по профилю, гладкими или украшенными гравировкой.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также …

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.