ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ИЗ ИСТОРИИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВРЕМЕН ВЕЛИКОМОРАВСКОЙ ДЕРЖАВЫ

Замечательным свидетельством высокого уровня раз­вития славянского ювелирного дела в IX в. являются уникальные находки на территории Великой Моравии — в Поганске под Бржецлавом, Нижних Вестоницах и Ми - кульчицах. С технической точки зрения исполнение этих золотых и серебряных украшений и драгоценностей яв­ляется очень сложной ювелирной работой. Они украшены изящной филигранью с явным восточно-византийским влиянием. Образцы показаны на рис. 1, 2, 3, 4.

В Археологических памятниках 1870 г. (том 14, с. 556) констатируется, что история ювелирного ремесла в Пра­ге, вероятно, навсегда останется неполной, так как не­сколько десятилетий тому назад древние рукописи об этом ремесле пропали. Однако никакие другие ремесла в Че­хии не могут похвастаться сохранившимися свидетельст­вами, которые бы достигали столь древних времен; нача­ло всех ремесел окутано загадочным полумраком. Начи­ная с 1318 г. из пражских ремесел до нас дошли в качестве подтверждающего удостоверения только доку­менты по портняжному ремеслу. А уже за ним идет ху­дожественное ремесло — ювелирное дело. Его писаный «Порядок братства» относится к 1324 г. (составлен в быв­шей Венской имперской библиотеке).

Ювелиры объединялись в организации, поддерживаю­щие друг друга. Так возникло Ювелирное братство, ко­торое, хотя и было образовано как организация религи­озного характера, имело задачу заботиться и о светских интересах своих членов.

Из его распорядка (устава) мы узнаем об обязанно­стях членов товарищества. В соответствии с уставом все прихожане должны были собираться в помещении, кото­рое определял мастер. В случае ссоры между членами товарищества мастер был одновременно и арбитром и судьей. Строго предписывалось не разглашать тайн об­щества. Устав устанавливал также условия доброкачест-

 

ИЗ ИСТОРИИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВРЕМЕН ВЕЛИКОМОРАВСКОЙ ДЕРЖАВЫ

 

Рис. 4. Серебряный наконечник. Микуль - чицы, из могилы у первого костела.

Венной работы и тариф, в соот­ветствии с которым оценивался труд ювелира.

Этот устав содержал только основные положения, которые с приобретением практического опыта должны были дополнять­ся. То, что для пражских ювели­ров было в то время привычкой, обычаем, стало обязательным для всех ювелиров и в осталь­ных чешских городах.

С 1366 г. ювелиров начинает контролировать монет­ный двор. Контроль за чистотой золотых и серебряных изделий осуществляет братство — избранные старшие мастера, уполномоченные минцмастером и подчиняющие­ся также ему. Изделия разрешалось создавать только из проверенных или произведенных монетным двором спла­вов. Установлены были и пробы: у золота 20 каратов ( = 833,33/1000), у серебра 15 лотов (=937,5/1000).

В значительной степени развитию ювелирного дела способствовало обилие местных благородных металлов. Золото добывали, промывая речной песок (особенно на Отаве, где существовали самые богатые залежи), позд­нее также подземной разработкой в Книне, Йиловом, Кашперских Горах и в других местах. Залежи серебра очень значительными были в Кутна-Гора, когда-то из­вестном центре горного дела, металлургии и чеканки мо­нет, в Пршибраме, Рудогоржи у Яхимава и в Моравии в окрестностях Йиглавы.

Как отмечает летописец Нестор (монах Киево-Печер - ского монастыря, 1051 г.), чешское серебро посылали даже в Преслав, который в X в. был резиденцией бол­гарских царей.

ИЗ ИСТОРИИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВРЕМЕН ВЕЛИКОМОРАВСКОЙ ДЕРЖАВЫ

Продукцию современного ювелирного дела можно найти например в интернет магазинах ювелитных изделий в Москве, но вернемся к истории:

С приходом христианства возрастает значение красо­ты и декоративности художественных изделий. Стали производить культовую утварь, чеканить монеты; одно­временно росла и потребность в этих изделиях господст­вующего класса феодалов.

Сначала ювелирные предметы изготовлялись в монас­тырях и княжеских дворах. Их производители жизненно не зависели от этого труда и занимались им в свободное время. Ювелирные изделия, например перстни, короны, цепи, оружие, жезлы, символизировали особое общест­венное положение высшей знати и духовенства и должны были быть наивысшего качества.

В Чехии, богатой тогда золотом и серебром, это было делом нелегким. В старых записях говорится, что уже в 1052 г. золотых дел мастер Коята был послан князем Бржетиславом I в Старый Болеслав, чтобы работать там при капитуле. О высоком уровне художественной зрело­сти и деятельности чешских ювелиров свидетельствует ряд сохранившихся памятников, найденных в церковных кладах и музейных коллекциях.

Из свободного объединения, каким было братство, с дальнейшим развитием ремесла возникла корпорация общественно-правового характера, называемая цехом. В цехе были установлены строжайшие законы, правила и статуты. Чтобы ремесленные изделия соответствовали установленному качеству, от каждого, кто хотел стать мастером, требовалось создать мастерское произведение и тем самым доказать свое право производить ювелирные изделия. Бракоделов не терпели; если кто-либо был пой­ман на этом, то у него конфисковывали товар и инстру­менты для работы. Далее цеховой устав содержал пред­писания об учениках и подмастерьях, о чистоте сплавов золота и серебра и клеймении изготовленных из­делий.

Однако расцвет чешского ювелирного дела приходит­ся на 1346—1378 гг. — правление короля Карла IV, ко­торый с редкой благожелательностью относился к праж­ским ювелирам. Нередко одаривал их, особенно скульп­турными изображениями покровителя ювелиров святого Елигия (находятся в собрании Национального музея). Самым замечательным памятником той эпохи является святовацлавская корона (корона святого Вацлава) чеш­ских королей, которую Карл IV поручил изготовить праж­ским ювелирам в 1346 г.

Во времена гуситских войн ремесла, производящие предметы роскоши, приходят в упадок и возрождаются только в период правления Ягеллонов (польско-литовс­кой династии). Особой популярностью пользовались перстни, которые носили на всех пальцах левой руки и на трех пальцах правой руки. Как свидетельствуют цер­ковные инвентарии тех времен, в большом количестве производились литургические принадлежности. Огром­ные чудовища (хостомицкое, богданечское, соботецкое, седлецкое высотой 1 м) выделяются не только величи­ной, но и прекрасным исполнением и художественным решением.

Вершины своего развития ювелирное дело Чехии до­стигло в XVI в. В период правления короля Рудольфа развились многие виды искусства. Рудольф был и щед­рым покровителем ювелирного дела. Как явствует из цеховых предписаний, кроме 50 придворных ювелиров в Праге было 210 мастеров, к искусству которых предъяв­лялись высокие требования.

Золотых или серебряных дел мастер начинал работу с подготовки материала и заканчивал полным изготовле­нием изделия, включая обработку поверхности, гравиро­вание, чеканку, закрепление драгоценных камней и эма­лирование. Он производил самые разнообразные ювелир­ные изделия: личные украшения, чаши, кубки, столовые приборы и т. д. Чешские коронационные драгоценности в этот период также обогатились искусно обработанными скипетром и имперским яблоком. Среди придворных юве­лиров был целый ряд известных художников и знамени­тых мастеров.

На рис. 5 изображена печать ювелиров Малого горо­да в Праге.

Тридцатилетняя война привела в упадок процветаю­щее чешское ювелирное дело. Исчезла роскошь прежних времен, утратилось высокохудожественное мастерство. Популярностью стали пользоваться бросающиеся в глаза массивные драгоценности, ценимые больше за свой вес и цену металла, чем за исполнение и качество драгоценных камней. В XVII—XVIII вв. ювелирное дело влачило жал­кое существование. Впрочем, не всегда. Перстни поздне­го Возрождения, гравированные и чеканные табакерки, филигранные украшения, барочные монстры в церковных сокровищницах и музеях служат тому доказательством. В период первой промышленной выставки в Праге в 1791 г. наблюдается новый подъем ювелирного искусства.

В начале XIX в. ювелирное дело вновь возродилось благодаря производству изделий из чешских гранатов.

 

«Национальный драгоценный камень» завоевал популяр­ность, и ювелирные изделия из чешского граната стали известны и почитаемы во всем мире. Чешский гранат благодаря своим исключительным качествам — красоте цвета, шлифовке, широкому применению во многих видах украшений — получил большое признание на многих вы­ставках. Подлинный расцвет производства драгоценно­стей из граната начался в 40-х годах и достиг вершины в 80—90-х годах XIX столетия; гранат доминировал над металлом, приобретая оригинальные формы. В Праге в то время было 104 мастера, 584 рабочих и 446 учени­ков, полностью занятых производством и поставками из­делий для нескольких крупных экспортных фирм.

Пражская юбилейная выставка 1891 г. представила замечательные образцы украшений из граната чешского производства. Впрочем, на этой же выставке были пока­заны и украшения из южночешского драгоценного камня влтавина (молдавита). Успеху чешского ювелирного де­ла способствовало также профессионально-техническое обучение молодежи в государственной ювелирной школе в Турнове (основана в 1884 г.), государственной худо­жественно-промышленной школе в Праге (основана в 1885 г.), а позже в Пражском профессиональном ювелир­ном училище (основано в 1896 г.), существовавшем под патронатом Коммерческой и промышленной палаты.

ИЗ ИСТОРИИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВРЕМЕН ВЕЛИКОМОРАВСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Рис. 5. Печать ювелиров Малого города в Праге
1650 г.

 

На юбилейной выставке в Праге, состоявшейся в 1908 г., чешские ювелиры впервые выставили изделия в отдельном павильоне (ювелирном), воздвигнутом Чеш­ским земским промышленным обществом и установлен­ном на территории выставки за промышленным дворцом.

В круговороте жизни мода постоянно требует чего-то нового, даже если это «новое» уже когда-то было. Самой древней производственной техникой является филигрань. Своего расцвета она достигла во времена Римской импе­рии. В несколько измененном виде эта техника применя­лась некоторое время после первой мировой войны.

После 1928 г., когда пробирным законом было разре­шено применять белое золото вместо дорогой платины, производство украшений (т. е. производство бриллианто­вых изделий) достигло такого уровня, что чешские изде­лия стали успешно конкурировать с зарубежными това­рами.

В 30-е годы под влиянием кубизма в ювелирном деле Появились новые формы. Позже пришли оригинальные, революционные идеи, которые позволили по-новому об­рабатывать металл и камень.

После 1945 г. эти тенденции усилились. Технический прогресс позволил перенести на материалы  идеи, осу­ществить і оторые еще 10 или 15 лет тому назад было невозможно (рис. 6, 7, 8).

Наступил век атома, кибернетики и космонавтики. Человеческий гений выдумывает машины и приборы не­вероятного совершенства, создаются и фантастические ювелирные изделия и приспособления, облегчающие их изготовление.

Ювелирное дело — типичное ручное производство — сегодня не может обойтись без современной техники, ус­коряющей и совершенствующей труд ювелира. Поэтому ювелиры в целях модернизации производства вниматель­но следят за всеми техническими новинками, используя сведения прежде всего из области машиностроения, элек­тротехники, металлургии и химии.

Осваивается технологическое оборудование для произ­водства бесшовных драгоценных предметов кольцевой формы, т. е. обручальных перстней и браслетных колец. Применяются новые методы при пайке золотых и сереб­ряных изделий. Проволоку из благородных металлов ста­ли теперь обрабатывать последовательным переключе­нием валков. Серийное производство усовершенствовано Рис. 6. Перстень «Фантазия».

Рис. 7. Перстень модерн (Солуна, Прага)'.

Рис. 8. Перстень модерн (Солуна, Прага).

И ускорено центробежным литьем по выплавляемой воско­вой модели (рис. 6, 7, 8). Отделочные работы ведут с по­мощью самого различного оборудования. Готовые изде­лия полируют в галтовочных барабанах и чистят в ультразвуковых моечных машинах. Металлизация (зо­лочение, покрытие серебром, гальваническое покрытие родием) протекает в гальванических электролитических установках, освежение и гальваническая полировка — в последующих аппаратах.

Для современной обработки поверхности служат ав­томатические обрабатывающие станки — фрезерные стан­ки с алмазными инструментами. Широко применяются различные пластмассы, которые заменяют классические материалы для упаковки.

Наряду с внедрением новых методов и приспособле­ний в ювелирном деле постоянно совершенствуется и ста­рое оборудование.

Новыми находками обогатился также ассортимент драгоценных камней. В 1954 г. на Цейлоне был найден

 

Зеленый прозрачный эканит. В 1967 г. в Танзании был открыт исключительно красочный хрусталь, названный танзанитом.

Значительного прогресса удалось достичь в производ­стве искусственных камней. Созданы искусственные изум­руды, рутилы, звездчатые разноцветные корунды и другие камни необычных тонов, которые не встречаются в при­роде. На мировом рынке в наше время предлагается но­вый драгоценный камень — синтетический бриллиант под названием YAG, превосходящий по своей красоте все ис­кусственные драгоценные камни. Коммерческое название этого камня — Астролит, чехословацкое изделие называ­ется Космолит.

Новая техника постепенно находит применение и при шлифовке драгоценных камней. Камни некоторых разно­видностей и форм поддаются шлифовке большими сери­ями на станках. Камни сверлят ультразвуком, особо прочные — с помощью лазера.

Однако несмотря на то, что технический прогресс ока­зывает все большее влияние на развитие производствен­ной технологии в ювелирном деле, основой этого худо­жественного производства останутся навсегда творческие идеи и проекты, неразрывно связанные с мастерством человека и тысячелетней традицией.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также …

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.