ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЭМАЛИРОВАНИЕ

При эмалировании металлический предмет полностью или частично покрывают стекловидным слоем (гла­зурью). Эмаль — это стекловидная масса из кварцевой мучки, подкрашенной различными окислами металлов.

Эмали делятся на прозрачные, просвечивающиеся и непрозрачные, или глухие.

В росписи по эмали используют жаростойкие керами­ческие краски, фоном для которых является белая не­прозрачная эмаль.

Температуру плавления (от 400 до 800° С) различных эмалей устанавливают в зависимости от их вида и ис­пользования. По технике эмалирования эмали делят на три группы: выемочные, перегородочные и живописные*.

"Исследователи русского декоративно-прикладного искусства употребляют термины: «выемчатая шаль», «перегородчатая эмаль».

Кроме того, существуют другие методы декорирования изделий эмалью: эмаль по скани, эмаль по литью, эмаль прозрачная по гра­вюре (гильоше) и др.

Для выемочной эмали (шамплеве) рельефные уг­лубления делают штихелем или травлением.

Для перегородочной эмали (клуазоне) образец (ри­сунок) ограничивают тонкой плоской проволокой — контуром.

Эмалированный рисунок, как и рисунок на фарфоре, получают путем нанесения мелко растертой непрозрач­ной краски на подготовленную эмалированную основу и обжига (лиможская эмаль). При такой технике эмали­рования не применяются ни выемки, ни перегородки. Различно окрашенные эмали наносят прямо на плоскость предмета, без отделения контуром металла фигур или орнамента. Слой может быть толщиной до 2 мм.

Для эмалирования необходимо иметь разные по цве­ту эмали, а для их подготовки — дробилку, ступку с пестиком и стеклянные или фарфоровые миски. Для нанесения эмали пользуются ложечкой (шпателем), кисточкой и теркой. Эмали продаются в кусках или в порошках (порошки надо использовать как можно ско­рее). Эмаль в кусках дробят тяжелым молотком в стальной дробилке цилиндрической формы, закрытой прилегающей пробкой. Зернистую эмаль растирают в фарфоровой или агатовой миске пестиком до порошко­образного или более крупного состояния (в зависимо­сти от того, для какого вида эмалирования она будет использована). Затем нужное количество эмали насы­пают в стеклянную или фарфоровую миску и хорошо про­чищают водой. Такая эмаль уже готова для нанесения на заранее подготовленную (обезжиренную) металличе­скую основу.

Для эмалирования наиболее подходят высокопроб­ные сплавы золота и серебра, белое золото, легирован­ное никелем, палладий, медь и томпак (железо в юве­лирном деле не применяют). Эмаль наносят ложечкой (шпателем) или кисточкой. Чтобы при высыхании эмаль не трескалась, в воду добавляют немного чистого рас­твора траганта или желе (клейковины) от айвовых се­мечек.

Эмаль обжигают в муфельной печи, нагреваемой га­зом или электричеством, при температуре 800—900° С.

См.: Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова - Лосева. Русское золотое и серебряное дело XV—XX веков. М., 1967.

Как только эмаль расплавится, необходимо ее сразу вынуть из печи. Нельзя охлаждать эмаль на сквозняке. В качестве подставки при обжиге используют шамотные дощечки или проволочные решетки из нержавеющей стали или чистого никеля; никель имеет высокую темпе­ратуру плавления и не оставляет следов химических до­бавок. Опорные решетки смазывают трепелом, чтобы к ним не прилипала эмаль. Щипцы для печи должны быть легкими, тонкими и около 50—70 см в длину.

Для выглаживания и шлифования эмали используют карборундовые и сланцевые шлифовальные камни, смо­ченные водой, для полирования:—диски из липового де­рева с нанесенными на них полировальными пастами (трепел и буроватый кварц).

Эмалирование — это одна из тех работ, которые тре­буют большого опыта и практики. Каждая прозрачная и непрозрачная эмаль, каждый цветовой оттенок должны быть тщательно исследованы и опробованы. Малейшая невнимательность при обжиге может привести к сущест­венному изменению цвета эмали, и в то же время при обжиге можно открыть совершенно новые, непредвиден­ные возможности. Поэтому при эмалировании основны­ми правилами являются: испытание, практика и опыт.

Тщательность исполнения эмалевых работ — важная часть искусства старых мастеров — нашла свое отраже­ние в пестрых красках исторических картин, портретов и в различных украшениях. Для холодного эмалирова­ния и для ремонта поврежденных (потрескавшихся) эмалированных предметов применяют эмалированные лаки.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также …

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.