ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ТИПЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

Работа всех механических тепловых двигателей включает четыре основных процесса (стадии):

1) компрессия (сжатие);

2) подвод тепла;

3) расширение,

4) отвод тепла.

На рис. 3.4 показаны эти четыре процесса, происходящие в двигателе, рабо­тающем по замкнутому циклу Ренкина. В этом случае процесс расширения про­исходит в турбине или в специальных поршневых механизмах, применявшихся на первых железнодорожных локомотивах.

Жидкость

_. W_

Котел

Пар

Турбина

Пар W. I

Конден­

г

I ^ 1

Р 1

сатор

Подвод

теплоты

Расширение

Насос

Отвод

теплоты

Жидкость

Рис. 3.4. Четыре стадии цикла Ренкина. При замкнутом цикле сконденсированное рабочее тело снова подается на вход

Паровые двигатели начала XX в. имели эффективность менее 10 %. В результате количество отводимого тепла было огромным: около 9 Дж на каж - ■ їй джоуль полезной работы [см. уравнение (7)].

Для того чтобы не использовать громоздкие конденсаторы, на таких локомоти­вах применялся сброс пара непосредственно в окружающий воздух (рис. 3.5)

В машинах открытого цикла используемая вода не возвращается обратно в цикл. Поэтому в паровозах требовался большой запас воды, который периоди­чески пополнялся на железнодорожных станциях. Размер водяного бака огра­ничивался лишь размерами самого локомотива.

ТИПЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

Рис. 3.5. В открытом цикле Ренкина отработанный пар отводится в окружающую среду. При этом требуется большой запас подводимой в систему волы

Теплота должна быть подведена в цикл от внешнего источника. Так, напри­мер, в цикле Ренкина используется внешнее сжигание топлива.

Другим примером двигателей открытого цикла является турбина, работающая по циклу Брайтона с внутренним сжиганием топлива, которая нашла широкое применение в авиации (рис. 3.6).

Сжатие

Подвод

теплоты

Расширение _

Возврат теплоты

Воздух

—У—Компрессор —

Камера

сгорания

в систему

I—у—1 Турбина --------- ^

Выхлоп

А

Топливо

Рис. 3.6. Цикл Брайтона, используемый в турбореактивных двигателях с открытым

циклом

Примеры двигателей, работающих по замкнутому циклу:

паровой двигатель, работающий по циклу Ренкина, двигатель Стирлинга.

Примеры двигателей с открытым циклом:

двигатель Отто (с искровым зажиганием),

двигатель Дизеля (с поджигом топлива за счет компрессии),

двигатель с открытым циклом Брайтона.

Для цикла Ренкина характерно то, что рабочее тело претерпевает изменение агрегатного состояния (пар-жидкость). При этом рабочие тела могут быть раз­личными. Для работы при очень низких температурах (например, когда темпера­тура нагрева составляет всего 25 °С, как при использовании океанской тепловой

энергии) в качестве рабочего тела может применяться аммиак. Для работы при меренных температурах, например в случае использования солнечных нагре - ателей, можно применять фреоны. В паровых машинах, работающих по циклу Ранкина на традиционных электоостанциях, где сжигается ископаемое топливо, рабочим телом служит вода, хотя, возможно, эффективнее было бы использо - ать более опасную ртуті Паровые двигатели не применяются в автомобилях из-за того, что они нуж­даются в громоздком конденсаторе или в баке с водой. Брайтоновские турбины открытого цикла выводят тепло вместе с рабочим телом и не требуют дополни­тельных устройств для отвода тепла, в результате чего их применяют в авиации. Двигатели, использующие в качестве рабочего тела газ, имеют несколько мо- -фикаций (табл. 3.4). Важнейшей особенностью газовых двигателей является. что для получения высоких значений КПД требуется обеспечить высокие степени сжатия рабочего тела.

В газовых турбинах могут быть два типа компрессоров: осевые и радиальные шентробежные). Ступень центробежного компрессора может обеспечить сте - ень сжатия около 3:1. Поэтому для получения степени сжатия 9:1 потребуется с пользовать две ступени. Недостатком такого типа компрессоров является от - юсительно невысокая эффективность, которая снижается с увеличением числа к следовательно установленных ступеней. Это связано с тем, что в радиальных • мпрессорах требуется изменять направление потока газа при перепуске шгз одной ступени в другую, что сопряжено с высокими газодинамическими герями: значительная часть энергии входящего потока теряется при вих­ре эбразовании.

Осевые компрессоры имеют небольшую степень повышения давления в сту­пи (около 1,2 1), Однако этот недостаток компенсируется последовательной Ьновкой нескольких ступеней с малыми газодинамическими потерями. Так, лшационный газотурбинный двигатель «Тупе» производства компании Rolls - Ro. ce имеет суммарную степень повышения давления 13,5:1. Компрессор этого - лгателя состоит из 15 ступеней, средняя степень повышения в каждой из ко - ых 1,189:1. В случае осевого компрессора потери при переходе потока между пенями минимальны, поскольку выходящий из одной ступени поток сразу поступает в последующую без изменения направления. Одним из недостат - в использования осевых турбин является снижение их эффективности при еныпении габаритных размеров турбины, что обусловлено увеличением по - >ь. связанных с перетеканием потока через радиальный зазор между лопатками корпусом турбины. По этой причине в газотурбинных двигателях небольшой шности, работающих по циклу Брайтона, используют, как правило, радиаль - компрессоры.

Таблица 3.4. Природа четырех основных стадий в различных типау двигателей

Цикл

Сжатие

Подвод теплоты

Расширение

Отвод теплоты

Карно

Адиабата

Изотерма

Адиабата

н

Изотерма

Отто

Адиабата

Изохора

Адиабата

Изохора

Дизеля

Адиабата

Изобара

Адиабата

Изохора

Брайтона

Адиабата

Изобара

Адиабата

Изобара

Стирлинга

Изотерма

Изохора

Изотерма

Изохора

Эрикссона

Изотерма

Изобара

Изотерма

Изобара

Газовые турбины в перспективе можно будет эффективно применять сов­местно с твердооксидными топливными элементами: горячий газ из топливных элементов может быть направлен в газовую турбину для дополнительного сра­батывания его температурного потенциала.

В двигателях, работающих как по циклу Ренкина, так и по циклу Брайтона, каждый из четырех процессов протекает в отдельном устройстве. Компрессор обеспечивает сжатие рабочего тела, турбина — расширение, а подвод теплоты производится в специальной камере сгорания. Таким образом, в этих двигателях можно отдельно проводить оптимизацию каждого из элементов.

В двигателях Отто и дизельных двигателях все основные процессы, за ис­ключением отвода тепла, происходят в одном устройстве (цилиндре). Отвод же теплоты осуществляется в отдельном устройстве. Такая многофункциональность работы цилиндра требует поиска компромиссов в оптимизации всех процессов для получения наибольшей суммарной эффективности.

В то время как в двигателях Ренкина и Брайтона горение осуществляется в непрерывном режиме в камере сгорания, в двигателях Отто и Дизеля оно проис­ходит периодически. При этом, в связи с тем что длительность отдельных про­цессов крайне мала, возможно иметь достаточно высокую температуру горения. Кроме того, теплота сгорания выделяется непосредственно в рабочем теле, а не подводится через теплообменники, что дает несомненное преимущество двигате­лям с внутренним сгоранием по сравнению с двигателями внешнего сгорания.

Двигатель внешнего сгорания Стирлинга, про который более детально будет рас­сказано в конце этой главы, хотя и был разработан давно, но не нашел пока широ­кого применения. По крайней мере, теоретически этот двигатель имеет достаточно большую по сравнению с остальными типами двигателей расчетную эффективность. Он является экологически более чистым, чем двигатель Отто, из-за того что сгорание происходит вне его. Кроме того, поскольку в двигателе Стирлинга не происходит взрывного сгорания, он работает плавнее и бесшумнее других двигателей. Несмотря на то что в данном двигателе используется замкнутый цикл, в связи с высоким КПД двигателя не требуется установки сложного теплоотводящего оборудования.

Таблица 3.5. Некоторые характеристики наиболее популярных типов двигателей

Цикл

Температурный

диапазон

Эффективность

компонентов

Относительная

термодинамическая

эффективность

Отвод

теплоты

Отто

Высокий

Превосходная

Низкая

Минимальный

Дизеля

Высокий

Превосходная

Низкая

Минимальный

1 Ренкина

Низкий

Хорошая

Превосходная

Большой

1 Стирлинга

Средний

Хорошая

Очень хорошая

Средний

Брайтона ' лкрытый)

Средний/

высокий

Очень хорошая

Хорошая

Минимальный

Брайтона ■ замкнутый)

Средний

Очень хорошая

Хорошая

Средний

Цикл Стирлинга сегодня находит практическое применение в холодильной -- :нике. И поскольку его рабочими телами являются гелий, водород или воздух, • спличие от фреоновых холодильных машин он является экологически более - Ч опасным.

Сравнительные характеристики наиболее популярных тепловых механических s.-гателей приведены в табл. 3.5.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

РАБОТА

Выше мы говорили о том, что газ, находящийся в цилиндриче­ском сосуде с поршнем, может совершать работу. Какова эта работа? Сила, действующая на поршень со стороны газа, равна рА, где А …

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ

Подведем некоторое количество Q теплоты к газу, находящему- ■ : цилиндре с адиабатическими стенками и поршнем внутри, который может ■сремещаться без трения. Наличие адиабатических стенок означает, что тепло - р …

УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЕМКОСТЬ ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ

При изменении температуры некоторого фиксированного коли­чества газа будет меняться его внутренняя энергия. Если при этом объем газа остается постоянным (например, газ помещен в сосуд с жесткими стенками), то изменение его …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.