ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
Параметры топливных элементов
Выходное напряжение обратимого топливного элемента, подаваемое на нагрузку, VL = Кобр и не зависит от силы генерируемого тока. Вольт - •мперная характеристика такого элемента представляет собой горизонтальную инию. Для работы идеального топливного элемента требуется достаточно быстрая кинетика химических реакций, для того чтобы обеспечивать необходимую нгенсивность поступления электронов во внешнюю цепь. Очевидно, создание обратимых топливных элементов технически нереализуемо. В реальных ТЭ на - подаются две основные причины отклонения от «идеальности»:
і напряжение холостого хода реального ТЭ VK меньше, чем напряжение обратимого ТЭ Kofip;
2) выходное напряжение ТЭ на нагрузке VL уменьшается при увеличении с>-1 тока IL в пепи.
Часто вольт-амперная характеристика (ВАХ) ТЭ представляет собой пря линию с небольшим отклонением от прямолинейности при малых значен силы тока. Пример такой ВАХ показан на рис. 7.26 слева. Однако в некотпс» случаях вольт-амперная характеристика ТЭ может быть близка к линейной то г ко в небольшом диапазоне значений силы тока (рис. 7.26, справа).
ь с rt X |
20 40 60
Сила тока, А)
— |
ENGELHARD Модель 15-S Водородно-воздушный топливный элемент Температура окружающей среды 21' |
|||||
- |
1 1 Область истощения бм |
|||||
Сопротив ление активации |
Оми^ сопроп |
еское явление |
Сила тока, А |
Рис. 7.26. Типичные современные топливные элементы имеют, как правило, линеи ' вольт-амперную характеристику, которая имеет слабую нелинейность лишь Ч малых значениях силы тока (на рисунке слева). Небольшой демонстрации ный топливный элемент с жидким электролитом фирмы Engelhard, наоб > характеризуется незначительным диапазоном значений силы тока, в коті/, • ВАХ близка к линейной. За пределами этого диапазона ВАХ весьма замел отклоняется от линейной (на рисунке справа).
Типичная вольт-амперная характеристика, показанная на рис. 7.26 (еле j может быть описана следующим уравнением:
^! ^вну р — ^акгив ’
где I / R, я iytV — падение напряжения на внутреннем сопротивлении /?внутр элече 1 К1ктив — так называемое напряжение активации, т. е. напряжение, которое і такую функциональную зависимость от силы тока /,, которая позволяет л вильно воспроизвести зависимость напряжения V, от силы тока. Если им? достоверные экспериментальные данные о зависимости VL от силы тока і то на их основе можно определить значение внутреннего сопротивления а также функциональную зависимость напряжения VaKmB от IL. Тем не менее І который дополнительный теоретический анализ поможет упростить эту зад ■ Как будет показано ниже, зависимость Кеіктив от IL является логариф. ской. При умеренно больших значениях силы тока
(83)
где V2 и 10 — параметры, значения которых определяются на основе экспери - ентальных измерений ВАХ.
Наклон ВАХ определяется не только внутренним сопротивлением ТЭ. Действительный наклон ВАХ равен (за исключением области очень низких значений силы тока):
(84)
Как отмечалось выше, /?вн>тр является функцией тока IL. Однако на практике топливный элемент работает в диапазоне значений тока, в котором за - іисимость между напряжением и силой тока очень близка к линейной, t е. V2/IL<с /?вну, р. В этом случае топливный элемент можно рассматривать как ил очник напряжения и сопротивление Лвну.,р, соединенные последовательно, • к показано на рис. 7.27.
Рис. 7.27. Схема замещения топливного элемента с линейной ВАХ |
// ВНутр |
Цве схемы замещения, показанные на рис. 7.27, абсолютно эквивалентны. Схема, изображенная на рисунке слева, очевидна; на схеме справа напряжение элостого хода Vxx создается двумя источниками напряжения Vo5p и Fo6p - Vxx, (заключенными по встречной схеме. Такое представление схемы замещение пзже поможет при расчете внутреннего тепловыделения. Напряжение холостого хода Vxx, очевидно, можно определить, найдя точку пересечения ВАХ осью ординат.
Для представленной схемы замещения можно записать
(85) |
К* ^£^внутр ^хх *^^нутр *
Иногда ВАХ изображается как функция плотности тока J = I / А, где А площадь активной поверхности электродов:
VL = Vx-JARBHyTp = Vx-3iJ,
где 9? — удельное сопротивление элемента, Ом-м2.
На рис. 7.28 показана вольт-амперная характеристика топливного элем фирмы Ballard. Линейная интерполяция экспериментально измеренных дан о зависимости напряжения от плотности тока позволяет получить соотноше для расчета выходного напряжения ТЭ:
при 50 °С VL = 0,912 - 54,4 ■ 10"6/ , при 70 °С VL = 0,913 - 49,3 • 10'6/, где J — плотность тока, А/м2.
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 Плотность тока, А/м2 |
Рис. |
7.28. Вольт-амперная характеристика топливного элемента с твердополиме, электролитом фирмы Ballard
Так как площадь активной поверхности рассматриваемой модели А = 0,0232 м2, приведенные выше соотношения могут быть переписанн расчета напряжения в зависимости от силы тока /, где I = JA:
при 50 °С VL = 0,912 -2,34-10“3/, при 70 °С VL = 0,913 -2,12- НГ3/.
Напряжение холостого хода равно:
при 50 °С 0,912 В, или 77,4 % значения Уфр = 1,178 В,
при 70 °С 0,913 В, или 78,0 % Vo6p = 1,171 В.
Напряжение холостого хода слабо зависит от температуры. Как было показано выше, Fo6p уменьшается незначительно при увеличении температуры, тогда как напряжение холостого хода Vx немного увеличивается с ростом температуры в результате интенсификации кинетики химической реакции.
Более существенному влиянию температуры подвергается внутреннее сопротивление ТЭ. Его значение уменьшается от 2,34 до 2,12 мОм (более чем на 9 %) при увеличении температуры на 20 К.
7.8.3.1. Масштабирование топливных элементов
Иногда данные о технических характеристиках ТЭ представляют в виде зависимости напряжения от плотности тока, а не от силы тока. Такой подход позволяет производить масштабирование топливных элементов, т. е. оценивать технические характеристики больших топливных элементов на основе данных о характеристиках меньших экземпляров того же типа.
Рассмотрим топливный элемент, имеющий площадь активной поверхности электродов, равную Aq, и вольт-амперную характеристику, описываемую уравнением
Vi ~ К ~ ^внутр </ • |
(87) (88) |
Так как
то уравнение (87) преобразуется к виду
(89) |
П ~ К -^внутр - К •
-?-/ = Кхх- 9U. Л |
Если теперь создать элемент такой же конструкции с использованием тех же материалов, но с другим значением площади активной поверхности А, тогда, очевидно, внутреннее сопротивление станет равным:
Другими словами, удельное сопротивление более крупного топливного мента равно удельному сопротивлению меньшего ТЭ, а зависимость напряже от плотности тока для обоих элементов одинаковая, тогда как их вольт-ампер характеристики могут отличаться.
Масштабирование ТЭ на практике может оказаться не такой простой зада При изменении габаритных размеров ТЭ возникают проблемы с отводом те ты и управлением распределением волы в элементе. Те же проблемы возник при объединении отдельных ТЭ в батареи для увеличения общего напряже что делается производителями ТЭ практически всегда.