верстка > Рекламное производство

Основные технические правила набора и верстки

Данные правила сложились в процессе длительного опыта издательской и поли­графической деятельности. Они преследуют разные цели — не допустить, что­бы набор и верстка ухудшали условия чтения и восприятия материала, и соблю­сти главные эстетические и гигиенические требования к наборной графике и композиции.

Эти правила актуальны для любых видов текста, но в основном они примени­мы в книжном дизайне. Для одностраничных рекламных объявлений использу­ются правила художественного оформления и ощущение визуальной гармонии художником (дизайнером).

Набором в нашем случае является процесс формирования строк текста. Иногда набор в компьютерных программах называют форматированием. Пра­вильное форматирование обеспечивает грамотную подготовку текста к пос­ледующей обработке (верстке). Версткой называют формирование страниц набора.

Набор

Междусловные пробелы. Их нормальный размер, согласно действующим пра­вилам набора, — полукегельная (например, при кегле 8 это 4 пункта). Кроме того, правила требуют, чтобы размеры междусловных пробелов:

1) были одинаковыми в одной строке;

2) близкими по размеру в смежных строках;

3) равнялись полукегельной в неполноформатных и стихотворных стро­ках (например, в неполной концевой строке абзаца или неполной строке заго­ловка);

4) на стыке слов, набранных шрифтом разных кеглей, равнялись пробелам между словами большего кегля;

5) на стыке слов, набранных вразрядку и не выделенных ею, увеличивались на размер разрядки;

6) на стыке слов, набранных прописными, и слов, набранных строчными буквами, увеличивались на 2 пункта.

Не допускаются в книжном наборе коридоры — пробелы в трех и более строках подряд, совпадающие по вертикали или по косой линии.

Межбуквенные просветы. Допускается:

1) увеличивать их не более чем на 1 пункт: а) в строке без междусловных пробелов для растягивания ее до формата; б) в строке с пробелами, если для рас­тягивания ее до формата надо увеличить междусловные пробелы выше допусти­мого размера;

2) уменьшать не более чем на 1/2 пункта, если для того, чтобы втиснуть ее в формат, требуется уменьшить междусловные пробелы до размера, превышаю­щего допустимые.

Абзацные отступы. Правила требуют, чтобы они:

1) были одинаковыми по всей книге, независимо от кеглей шрифтов допус­кается отклонение в 1 пункт;

2) увеличивались перед сноской с однозначным номером или одной звездоч­кой, если за нею следует сноска с двузначным номером или с двумя звездочками, на ширину цифры или звездочки; перед нумерованным абзацем с однозначным номером, когда далее следует на той же странице абзац с двузначным номером, — на размер цифры.

Концевые строки абзацев. Правила требуют:

1) чтобы текст концевой строки превышал размер абзацного отступа не меньше чем в полтора раза, а при наборе без абзацных отступов был по размеру не меньше двух кегельных;

2) концевой пробел абзаца при наборе с абзацными отступами был не мень­ше полутора кегельных (в противном случае строку растягивают, увеличивая междусловные пробелы, до полноформатной), а при наборе без абзацных отсту­пов был по размеру не меньше 24 пунктов (/ квадрата).

Переносы. Требуется соблюдать грамматические правила переноса и не раз­делять переносами:

1) неделимые слова и текстовые элементы (буквенные аббревиатуры из про­писных букв типа ЮНЕСКО, цифры одного числа, падежные окончания числи­тельного: 5-й;

2) неотделяемые друг от друга сочетания текстовых элементов: инициалы от фамилии; части составных сокращений (и т. п., и т. д., и др., т. е., с.-х.); части диапазона значений (20—30); сокращения от слов, без которых они не употребля­ются (им. И.Федорова); числа в цифровой форме от названий, которые к ним относятся (40 кг); цифры или буквы с закрывающей скобкой от первого слова пункта, который они нумеруют или литеруют; однобуквенные предлоги и союзы (в, и, к, о, с, у) от последующего слова или его части; открывающие скобки или кавычки от следующего за ними слова; знаки препинания от предшествующего слова (за исключением тире, начинающего прямую речь или пункт перечня);

3) слова в случае, когда перенесенная или оставшаяся часть может привести к неверному прочтению (последний слог не, который может быть принят за от­рицание), к двусмысленным сочетаниям (...члены, бри/гады. Иванова, Петров...), к неблагозвучию; отрицание не и слово, к которому оно относится (например, при беглом чтении глагол без не может быть принят за утверждение);

4) последнее слово строки на полосе, если следующая полоса начинается ил­люстрацией, таблицей, схемой; последнее слово строки над иллюстрацией; после­днее слово строки, если переносом заканчивались четыре предшествующие стро­ки большого формата или пять (в словарях восемь) предшествующих строк малого формата.

Размер разрядки. При наборе шрифтом кг. 7 и меньше — 1 пункт, кг. 8 и больше — 2 пункта.

Заголовки. Правила требуют:

1) разбивать заголовки на строки по смыслу (если издатель не хочет иной разбивки специально);

2) слова в заголовках разделять пробелами в полукегельную, за исключени­ем тех, что меньше формата на 1—2 кегельных (их доводят до полноформатных, увеличивая пробелы);

3) между строками заголовка, набранного прописным, вставлять 2 пункта пробельного материала;

4) в заголовках, набранных прописным шрифтом кг. 16 и выше увеличивать просветы между вертикальными штрихами соседних букв на 1—2 пункта для выравнивания межбуквенного расстояния.

Оглавление (содержание). Требуется цифры в номерах располагать по разрядам, точки в отточиях ровнять по вертикали, не ставить менее трех то­чек в отточиях, полноформатные строки заканчивать на завершающей точке отточия.

Верстка

Общие правила. Верстка книги должна быть:

1) единообразной, что выражается в одинаковой высоте полос, независимо от кеглей шрифтов и видов набора, однотипном размещении элементов, одно­типных отбивках;

2) приводной, т. е. такой, при которой строки лицевой и оборотной сторон листа совпадают, для чего отбивки на полосе доводят по размеру до целого числа строк основного текста с учетом различия строк в кеглях, высоты иллюстрации и т. п.;

3) без висячих строк, т. е. концевых строк абзаца, начинающих полосу, или строк с абзацным отступом, завершающих наборную полосу.

4) без переносов слова с полосы на полосу, прежде всего с нечетной на чет­ную (это правило допускается нарушать, если нельзя устранить перенос, не уве­личивая или не уменьшая междусловные пробелы выше допустимых размеров).

Спусковые и концевые полосы. Требуется, чтобы спуски, как правило, были одинаковые по всему изданию (допустимое отклонение 1 строка), считая от вер­ха полосы до текста, а текст на концевой полосе занимал не менее '/4 высоты полной полосы и был короче ее не менее чем на 4 строки, если нет иных указаний издательства.

Колонцифры. В высоту полосы не входят, если стоят внизу. Ставят их на всех страницах, кроме титульного листа, его оборота, шмуцтитула, концевых страниц (если колонцифра внизу), спусковых страниц (если колонцифра ввер­ху), страниц с полосной иллюстрацией, вклеек, накидок, вкладок, приклеек (если нет иных указаний издательства). Отбивают нижние колонцифры от текста так, чтобы общая высота полосы и колонцифры с пробелом между ними была крат­ной цицеро (12 пунктов).

Колонтитулы. Ставят на всех полосах, кроме титульного листа и его оборо­та, начальных страниц со спуском (если колонтитул вверху), страниц только с выпускными данными; от текста отбивают примерно на кегельную шрифта, от нижней линейки — на 2 пункта, от верхней и нижней — зрительно равномерно; высота колонтитула, включая отбивку его от текста, должна быть кратной кеглю шрифта основного текста.

Заголовки. Правила требуют:

1) при заверстке текста над заголовком на странице ставить не менее четы­рех строк;

2) при заверстке текста под заголовком на странице ставить не менее трех строк;

3) не ставить непосредственно после заголовка иллюстрацию;

4) отбивать заголовок от текста сверху в полтора раза больше, чем снизу; при заголовке с подзаголовком пробел над этим комплексом делать в два раза большим, чем под ним, а между заголовком и подзаголовком пропорционально уменьшать так, чтобы общая высота заголовка с отбивками составила целое чис­ло строк основного текста.

Текст, набранный шрифтом другого кегля, чем основной текст. Правила требуют:

отбить от основного текста при расположении внутри полосы сверху на 2 — 4 пункта меньше, чем снизу, делая отбивки в пределах кегля шрифта основно­го текста, а при расположении сверху или снизу отбивая в пределах кегля шриф­та дополнительного текста;

общую высоту дополнительного текста довести вместе с отбивками от основного текста до кратной кеглю шрифта последнего.

Сноски. Правила требуют:

1) располагать сноску на полосе со знаком в основном тексте, отсылающим к этой сноске;

2) отбивать от текста на 1—2 кегельных (включая линейку) с таким расче­том, чтобы общая высота сноски с отбивками и линейкой была равна целому числу строк основного текста;

3) переносить часть сноски, не умещающейся на полосе, на следующую при условии, что на первой полосе останется не менее трех строк, последняя из кото­рых не будет концевой строкой абзаца, а перенесенную часть разместить над сносками этой полосы, не ставя знак сноски перед перенесенной частью.

Иллюстрации. Правила требуют:

1) располагать иллюстрации вблизи текста, с которым они тесно связа­ны (при отсутствии других указаний), в связи с чем в оригинале на поле против места, где желательно расположить иллюстрацию, пишут в кружке ее номер;

2) прикрывать иллюстрацию при закрытой верстке (с текстом и над и под иллюстрацией) не менее чем тремя строками сверху и снизу;

3) размещать иллюстрацию на полосе без текста, если при открытой верстке (с текстом только над или под иллюстрацией) на полосе помимо иллюстрации умещается лишь три строки или меньше, а при закрытой — меньше шести строк;

4) не ставить иллюстрацию в разрез текста так, чтобы перед нею шла строка с абзацным отступом;

5) не заверстывать иллюстрацию непосредственно после заголовка или пе­ред ним;

6) иллюстрацию, заверстанную поперек строк основного текста, ставить на четной полосе верхней стороной к наружному полю, а на нечетной — к корешковому;

7) по возможности не ставить иллюстрацию на полосе в место, где на обо­роте также заверстана иллюстрация;

8) ставить иллюстрацию рядом со строками текста (оборкой) только в том случае, если ширина ее меньше формата набора на 2—3 квадрата, заверстывая все оборочные иллюстрации одного формата одинаково; при этом запрещает­ся начинать оборку концевой строкой абзаца и заканчивать строкой с абзац­ным отступом (частичная оборка иллюстрации допускается только в тех слу­чаях, когда в оборку можно поместить не менее четырех строк текста);

9) иллюстрацию, заверстываемую в оборку, ставить в наружное поле: на четных страницах — слева от оборки, на нечетных — справа от нее, а при двух оборочных иллюстрациях на полосе — одну из них в корешковое поле;

10) иллюстрацию, заверстываемую с выходом на поле, выдвигать за формат не менее чем на 1/2 квадрата;

11) иллюстрацию, которая должна печататься под обрез, т. е. занимать либо поверхность всей страницы, либо полосу или ее часть с одним или двумя полями, заверстывают так, чтобы обрезаемые края выступали за формат с учетом обрезки;

12) отбивать иллюстрацию от текста сверху в пределах 11/2 кегельной, сни­зу — 3 кегельных, от подписи — меньше, чем подпись от последующего текста; общая высота иллюстрации и отбивок должна быть кратной кеглю шрифта ос­новного текста.

Подпись к иллюстрации. Подпись необходимо ставить в пределах ширины изображения (строку подписи, которая короче ширины изображения, если нет иных указаний издательства, выключают посередине изображения); когда ши­рина изображения меньше формата набора текста, а в подписи более трех строк, ее допускается набирать на полный формат набора.

версткаРекламное производство

Оперативная печать

Оперативность в любой сфере деятельности продаж и услуг является одним из главных факторов, который удерживает и привлекает клиентуру в ваше распоряжение и вырабатывает способность успешного производства. Немаловажный аспект в любом …

Широкоформатная печать от студии рекламы «РадиусС» превзойдет любые ожидания

Широкоформатная печать от студии рекламы «РадиусС» превзойдет любые ожидания Хорошая и привлекающая внимание реклама играет огромную роль в процессе продвижения разнообразных видов товаров и услуг. Именно по этой причине большинство …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.