В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

В. Д. ОХОТНИКОВ

Заслуженный деятель науки и техники

К

Ак разнообразен и как красочен мир звуков, окружа­ющий нас! Человеческая речь, раскаты грома, шум морского прибоя, шелест листвы, крики животных и пе­ние птиц... Не перечислить всех звуков, слышимых нами.

Ещё в очень глубокой древности люди научились рисовать различные предметы. Рисунки, нацарапанные или высеченные на камне, были найдены в пещерах пер­вобытных людей. Через тысячелетия дошли до нас изо­бражения уже исчезнувших предметов и прошедших со­бытий. Мы можем видеть изображения давно умерших людей, картины давно прошедших битв.

Как же обстоит дело со звуком? Можем ли мы услы­шать голос минувшего, былые песни или шум историче­ских битв?

Каждый знает, что нет. Люди не умели запечатлевать звук. Его нельзя было высечь на камне. Родившись, звук пропадал, как бы растворяясь в пространстве. Застывшие звуки существовали лишь в сказке.

Но вот случилось то, что раньше казалось совсем не­возможным. Люди научились «записывать» звук и вос­производить его затем снова в любое время.

Каким образом научились записывать звук, какие для этого пришлось придумать машины, как совершенство­вались эти машины со временем, какую роль играет искусство записи и повторения звука в современной жизни — обо всём этом и рассказывается в нашей книге.

Это произошло в 1878 году.

В зале заседания учёных стояла напряжённая тишина. Почтенные, седовласые люди внимательно прислуши­вались к звукам, которые шли из небольшого прибора, стоявшего на столе. Прибор говорил человеческим голо­сом! Он повторял только что произнесённые слова.

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

Рис. 1. Первый фонограф.

Учёные пробовали сами вращать металлическую руч­ку прибора. И неизменно при этом из маленького ру­пора слышался приглушённый, немного дребезжащий голос.

Новый, только что изобретённый прибор назывался фонографом.

Необыкновенно просто было устройство первого фоно­графа. Он изображён на рисунке 1. Металлический валик вращается с помощью рукоятки. В валик упирается стальная игла. Она чертит на поверхности валика неглу­бокую борозду. Игла укреплена на круглой металличе­ской пластинке — мембране. Мембрана закрывает собой конец небольшого металлического рупора.

Но как работает фонограф? Где записывается че­ловеческий голос? Как воспроизводится этот го­лос снова?

Посмотрите внимательно на валик. Он аккуратно по - крыттонким оловянным листом. Блестящая поверхность ли­ста уже не гладкая, как раньше, перед началом записи зву­ков. Стальная игла вычертила на ней бороздку (рис. 2). Весь лист покрыт этой тонкой винтообразной линией.

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

Рис. 2. Так выглядит звуковая бороздка на оловянном листе фонографа.

Рассмотрим бороздку под увеличительным стеклом. Под ним глубокая линия видна значительно яснее. Теперь видно, что игла не царапала поверхность металла, а вда­вливала её. Стенки образовавшейся канавки блестящи и гладки. Но — странное дело — глубина этой канавки не везде одинакова. Она — то глубже, то мельче. В канавке образовался ряд бугорков и впадин. Если присмотреться внимательно, стараясь глядеть вдоль канавки, то ка- кой-то удивительно знакомый пейзаж покажется нам. Что это такое? Не крохотные ли волны расположились на дне этого маленького металлического оврага?

Кто наблюдал волнение на море или озере, тот легко согласится, что это, действительно, волны. Вот виднеют­ся крупные гребни волн; на них набегают мелкие. Еле за­метная рябь кое-где покрывает канавку.

Словно застывшими волнами выглядит звук, выдав­ленный металлической иглой на дне оловянной канавки.

Почему это так?

Чтобы лучше понять это, разберёмся, как образова­лись такие волны. Проследим за работой всего прибора.

Вот равномерно вращается валик. Человек говорит несколько фраз в рупор. Игла углубилась в олово и вы­давила канавку. Эта канавка, казалось бы, должна быть всюду одинаковой глубины. Однако это не так.

Чем можно объяснить, что канавка получается не одинаковой, волнистой?

Ясно, что игла, выдавливающая борозду, не неподвиж­на, а меняет своё положение, углубляясь в поверхность олова то больше, то меньше. Но ведь игла укреплена на круглой металлической пластинке — на мембране. Зна­чит, колебание иглы может происходить только в том случае, когда колеблется сама мембрана. А колебаться мембрану заставляют звучащие перед рупором слова.

Но почему колебания мембраны фонографа полу­чаются волнообразными? Разве звук похож на волны?

Оказывается, да. Звук — это воздушные волны. Сей­час вы поймёте это.

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой книжке вы познакомились с тем, как люди научились записывать звуки. Наше Правительство уделяет большое внимание де­лу развития звукозаписывающей техники в стране. Ещё в 1936 году по инициативе …

ЗВУКОЗАПИСЬ НА ВОЙНЕ

Н Очь. За опушкой в лесу слышится нарастающий шум танков. Его заглушают частые очереди пулемётной стрельбы. «Здесь сосредоточиваются силы,— думает против­ник,— тут больше всего шума». На самом же деле тут …

ЗВУКОЗАПИСЬ ПОМОГАЕТ РАДИОВЕЩАНИЮ

В этой книге уже рассказывалось о том, как техника радиовещания помогла развиваться звукозаписи. Вскоре настал черёд и звукозаписи отблагодарить радио­вещание за помощь. Сложное дело — вести в течение чуть ли …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.