Управление строительной компанией

Закупки строительных материалов

В российских строительных компаниях главная задача начальника участка (менеджера проекта), как правило, заключается в своевременном и качественном выполнении строительно-монтажных работ, координации деятельности специализированных бригад (звеньев) и субподрядчиков.

В сферу его ответственности не входят организационно-экономические функции: участие в проектировании, составлении метода и программы работ, формировании единичных расценок, контроль стоимости строительства. Сужение сферы ответственности определяет и ограничение полномочий менеджера проекта: субподрядчиков подбирает директор по строительству, комплектация объектов, как правило, осуществляется отделом материально-технического снабжения и отделом главного механика (он же принимает решения об аренде дополнительного оборудования). Такой подход к организации работ на стройплощадке во многом не соответствует новым рыночным условиям, когда на первый план выходят экономические аспекты менеджмента.

На Западе управляющий стройкой является центральной фигурой строительного подразделения, на котором лежит вся полнота ответственности за успешное и Экономически эффективное выполнение контракта.

Интенсивная работа управляющего стройкой начинается задолго до подписания контракта. В его обязанности входит:

До начала строительства:

1. Участие в выборе метода и составлении программы работ;

2. Определение потребности в материалах и оборудовании;

3. Подсчет потребности в рабочей силе;

4. Участие в расчете единичных расценок и стоимости работ;

В ходе строительства:

1. Подготовка и оборудование строительной площадки;

2. Участие в разработке сетевого графика строительства;

3. Привлечение субподрядчиков (с санкции директора строительного подразделения), наем рабочей силы (в том числе посредством трудоподряда);

4. Организация работ на стройплощадке, подача заявок на оборудование (аренда техники), материалы и конструкции (управляющие активно влияют на политику компании в сфере закупок материалов и оборудования);

5. Оценка объема и стоимости выполненных работ;

6. Контроль стоимости строительства;

7. Контроль соблюдения требований техники безопасности и охраны окружающей среды.

Следует отметить, что организационно-технические проблемы менеджер проекта решает совместно с инженером стройки. В крупных компаниях, осуществляющих строительство большого числа объектов, в подчинении у директора по контрактам могут находится 2-3 строительных менеджера, которые курируют работу менеджеров проектов.

Главными задачами менеджера проекта являются контроль стоимости и сроков строительства. Контроль стоимости осуществляется путем Ежедневного учета расхода ресурса оборудования, строительных материалов и рабочей силы. Этот учет проводится с помощью отдела замеров. Фактический расход материальных и трудовых ресурсов сравнивается с плановыми нормативами, которые были заложены в расчет тендерных единичных расценок. Превышение нормативных затрат может быть вызвано такими причинами, как отклонение от установленного метода проведения работ, чрезмерные потери материалов, непроизводительное использование оборудования, низкая производительность труда. В конечном итоге, превышение нормативов, как правило, указывает на неэффективную организацию работ. Перерасход материальных и трудовых ресурсов - это увеличение общих затрат и уменьшение рентабельности контракта, поэтому задача управляющего стройкой при его обнаружении состоит в том, чтобы немедленно внести необходимые коррективы в ход соответствующих работ.

Контроль за расходом ресурсов дополняется мониторингом общей стоимости выполнения работы. Если перерасход одних ресурсов (например оборудования) перекрывается экономией других (материалы, рабочая сила), у управляющего нет серьезных оснований для вмешательства. Можно считать, что в рассматриваемом случае имеет место рационализация выполнения работ по сравнению с традиционным методом, заложенным в расчет тендерных расценок. Вместе с тем перерасход ресурса - это все таки повод для того, чтобы вместе с инженером подумать о возможностях снижения его затрат.

Перерасход ресурсов может быть вызван и неблагоприятными погодными условиями, а также непредвиденными изменениями проекта. В этих случаях задача состоит в эффективной адаптации к изменившимся условиям и минимизации дополнительных затрат.

Специфика российского строительного рынка состоит в продолжающейся достаточно высокой инфляции, что часто приводит к изменению соотношения цен на различные ресурсы. Если изменение ценовых пропорций носит характер устойчивой тенденции, у управляющего есть все основания подумать о корректировке метода проведения тех или иных работ, направленной на снижение расхода дорожающих ресурсов (возможно и за счет увеличения расхода других, ставших более дешевыми).

Контроль стоимости работ в западных строительных компаниях осуществляется с применением компьютерных технологий, что позволяет оперативно учитывать изменения цен и расхода ресурсов. Без использования компьютерных технологий непрерывный контроль себестоимости работ просто невозможен (номенклатура материальных ресурсов составляет сотни, а иногда и тысячи наименований).

Следует отметить, что четко отлаженный контроль стоимости строительно-монтажных работ является важным фактором обоснования и корректировки “фирменных” единичных расценок.

Контроль стоимости строительно-монтажных работ постепенно внедряется и в российских компаниях. Вместе с тем контроль, как правило, осуществляется вручную и с меньшей периодичностью, чем на Западе (обычно раз в месяц), что значительно снижает его эффективность.

Основным инструментом контроля за сроками строительства объекта является сетевой график, отражающий последовательность, взаимосвязь и сроки выполнения строительно-монтажных работ. Сетевой график разрабатывается отделом планирования (в соответствии с принятым методом и программой работ) с обязательным участием управляющего стройкой. Для простых, типовых объектов часто применяются упрощенные линейные графики выполнения работ.

Контроль сроков строительства на Западе обычно носит ежесуточный характер с подведением недельных и месячных итогов. Наибольшее внимание при этом уделяется работам, лежащим на “критическом пути” сетевого графика, то есть лимитирующим ввод объекта. Однако управляющий стройкой не должен упускать из виду и остальные работы, поскольку значительные задержки с их выполнением, в конечном итоге, также могут задержать ввод объекта. Сетевой график в ходе строительства непрерывно меняется (по мере выполнения тех или иных работ). Цепочки (комплексы работ), которые в начале строительства имели большие резервы, могут по мере их исчерпания все больше приближаться к критическому пути. Это динамичная картина, естественно, нуждается в компьютерном оформлении, что позволяет управляющему стройкой оперативно определять “узкие места”, требующие привлечения дополнительных ресурсов оборудования и рабочей силы (в крайних случаях, подрядчики прибегают к сверхурочной загрузке работников). Конечно, использование дополнительных материальных и трудовых ресурсов может привести к удорожанию работ, но подрядчики идут на это - репутация важнее.

В российских строительных компаниях сетевое планирование строительно-монтажных работ пока не нашло широкого распространения. Однако есть и позитивный опыт. Например, в “МАГЛАЙНе” автору были продемонстрированы подробные компьютерные графики производства санитарно-технических работ на промышленных объектах.

Как уже говорилось выше, контроль качества строительно-монтажных работ входит в сферу ответственности начальников участков. Вместе с тем, в ряде компаний применяются дополнительные меры контроля качества (например, создание специального управленческого подразделения – отдела качества).

Существенную специфику имеет организация работ на стройплощадке в специализированных компаниях. В них каждый начальник участка курирует несколько объектов (бригад), что позволяет обеспечить квалифицированный менеджмент при большом числе стройплощадок. В “МАГЛАЙНе” (системы водоснабжения, канализации и отопления) вообще нет начальников участков (бригадиров). На объектах, а их более 20, самостоятельно работают небольшие бригады (до 5 рабочих), как правило, с высшим техническим образованием. Инженерное сопровождение осуществляется техническим отделом.

Управление строительной компанией

Адаптация работников

Как говорилось выше, подбор новых работников, в особенности управленческого персонала, требует значительных затрат времени и средств. Но найти работника – еще полдела, нужно, чтобы он «прижился» в коллективе. А это …

Ввод жилья за последние три года в тыс. кв. метров общей площади

Оценочная шкала для темпов роста за три года: ниже 0 – 1 балл, до 10% - 2 балла, до 20%- 3 балла, до 40% - 4 балла, выше 40% - …

Закупки строительных материалов и оборудования

Политика большей части компаний в сфере закупок строительных материалов и конструкций является достаточно консервативной. Поставки осуществляются в рамках старых, сложившихся связей; новые поставщики появляются редко. Между тем рынок строительных материалов …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.