Управление строительной компанией

Стимулирование труда, моральные и материальные стимулы

Наверное, многие помнят классическую формулу оплаты труда времен «зрелого социализма»: оклад плюс квартальная премия. При этом квартальная премия воспринималась, как неизбежная и неотъемлемая прибавка к зарплате (лишиться ее можно было, только совершив целую серию аморальных поступков. Общепринятый размер премиальных составлял 50% от оклада.

С тех пор мало что изменилось. Премия, по - прежнему, остается главным материальным стимулом труда рабочих и менеджеров. Правда, появились хитроумные методики расчета КТУ (зачастую в них могут разобраться только авторы), но суть проблемы не изменилась. Премия у нас выплачивается практически всем работникам и не связана с какими либо выдающимися успехами и достижениями. Не удивительно, что она воспринимается работниками, как неотъемлемая часть заработка, некая постоянная надбавка.

В некоторых российских компаниях размер премиальных выплат достигает 100% от основной заработной платы. Если в этих условиях попытаться придать премиям действительно стимулирующую роль, получится, что общий заработок работника может колебаться, скажем, от 500 до 1000 долларов в месяц. Это, во – первых, несправедливо, потому что в реальной жизни очень редко встречаются такие резкие перепады в эффективности труда. Во – вторых, мало найдется работников, которые согласятся трудиться в такой чрезвычайно неопределенной и конфликтной обстановке.

Кроме того, возникает вопрос: «А судьи – кто?». Бригадир, начальник участка, руководитель отдела? Но они тоже люди, со своими симпатиями и антипатиями и мнение их, в достаточной мере, субъективно.

Таким образом, премиальная система – это либо уравниловка, либо постоянные конфликты. Большинство руководителей, естественно, выбирают первое. Но причем здесь материальное стимулирование?

На Западе премии играют вспомогательную роль. Главным стимулом для интенсивного и эффективного труда там является карьера, продвижение по служебной лестнице. Ступенек в этой лестнице достаточно много и они вполне доступны (хотя, конечно, у каждого свой предел). В любом случае, добросовестный и старательный работник за свою служебную карьеру может повысить заработную плату в три, а то и в пять раз. Таким образом, каждая следующая ступенька достаточно привлекательна.

А что же премии? Да, премии есть. Обычно, они вручаются под Рождество и носят знаковый для работника характер. Если он получил большую премию, можно ждать скорого повышения. Если премия небольшая, руководство, в целом, удовлетворено результатами работы, но надеется на большее. Если же премия носит чисто символический характер (например, два билета в театр), работнику стоит задуматься о том, чтобы не потерять свое место. В небольших компаниях весомым материальным стимулом для менеджеров высшего звена считается участие в акционерном капитале.

Не забыты и моральные стимулы (у нас они долгое время считались «пережитками прошлого»). При входе в компанию помещены фотопортреты наиболее уважаемых сотрудников, внесших значительный вклад в развитие фирмы (это вовсе не похоже на «занесение на доску почета»). Отличившийся работник может рассчитывать на личную благодарность главы компании, на публикацию тематической статьи в местной прессе, ему предоставляется отдельный кабинет или персональное место парковки (для автомобилиста это, возможно, более важно).

Нужно сказать, что и в России многие строительные компании уже отошли от традиционной премиальной системы и стимулируют работников именно продвижением по служебной лестнице.

Как известно, на западе, практически, не существует злободневной для нас проблемы качества строительно – монтажных работ. Рабочий, допускающий брак, там просто не приживется, ему не место на строительной площадке. К сожалению, у нас совершенно другая ситуация. Немного найдется в Петербурге компаний, к которым нет претензий по качеству построенного жилья.

Как решить эту наболевшую проблему? Во – первых, качество работы должно быть решающим фактором при повышении классности рабочего (в дополнение к традиционным шести разрядам, целесообразно ввести квалификационные разряды 3а, 3б, 3с, 4а и так далее) и, соответственно, оплаты его труда. При выплате премий за сдачу объекта (здесь уже не может быть уравниловки), основой также должно стать качество работы.

Безусловно, нужны и моральные стимулы, ведь недаром старый русский Мастер просто не мог сделать плохую работу. Ему было стыдно перед людьми. А сегодня не стыдно. Не стыдно, потому что труд обезличен. Следовательно, необходимо поднять престиж мастерства. Трудовой коллектив должен знать в лицо и уважать лучших работников. Они могут стать примером для молодежи. Случаи недобросовестной работы также следует предавать гласности. Нужно надеяться, что коллектив по справедливости осудит работников, которые подрывают репутацию фирмы.


Управление строительной компанией

На саморегулирование

Согласно действующему законодательству, с 1 июля 2008 года в Российской федерации отменяется лицензирование в строительной отрасли. Допуск строительных компаний на рынок будет осуществляться только через саморегулируемые бизнес–сообщества (СРО). Строительные бизнес-сообщества …

Инвестиционная политика

Основной целью инвестиционной политики компании в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли на вложенный капитал или, другими словами, максимальное увеличение дохода акционеров. Вместе с тем значительное, а иногда и определяющее …

Анализ выполнения контрактов

Главная цель анализа (контроля) выполнения контракта — получение запланированного уровня прибыли, что обеспечивается соблюдением установленной себестоимости работ, их сроков и минимизацией дополнительных издержек по устранению дефектов. В общем виде отклонение …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.