Управление эффективностью бизнеса

Система учета затрат по функциям: Преимущества и недостатки

Система учета затрат по функциям подчеркивает необходимость уточ­нения причин возникновения накладных расходов и их связей с про­дуктами. ABC признает, что в долгосрочной перспективе большинство затрат не являются постоянными, и стремится выявить причины, вызы­вающие изменение накладных расходов с течением времени.

Идея, лежащая в основе метода ABC, состоит в том, что ресурсы по­требляются функциями (процессами), а эти функции, в свою очередь, потребляются производимыми продуктами или услугами.

Различия между традиционным подходом и ABC-системой можно пред­ставить в виде схемы (см. рис. 4.1, 4.2).

Система учета затрат по функциям: Преимущества и недостатки

Рис. 4.2. Система учета затрат по функциям

Структурно процедура функционально-стоимостного анализа включает следующие шаги:

— определение основных функций (процессов), имеющих место в организации;

— формирование пулов затрат;

— определение носителей затрат для каждой функции (процесса);

— отнесение затрат на продукт в зависимости от интенсивности «потребления» продуктом соответствующих функций.

Первый шаг — определение основных процессов, связанных с деятель­ностью компании. В качестве процессов могут, например, выступать деятельность, связанная с производственным оборудованием (непосред­ственный процесс производства), деятельность, связанная с трудом рабочих, а также различные виды обеспечивающих функций: заказ, приемка, перемещение материалов, руководство подразделениями, упа­ковка и доставка продукции и т. д.

На втором шаге требуется формирование групп (пулов) затрат (cost pools) для каждого вида деятельности. Каждый пул содержит все затраты, относящиеся к определенной функциональной категории. В качестве таких категорий могут выступать информационные системы, наладочные работы, мероприятия по контролю качества, отгрузка продукции и т. п. Например, совокупные затраты на наладку всех видов оборудования можно объединить в один пул затрат, в этом случае в данный пул попадут все затраты, связанные с наладкой или перенастройкой оборудования.

Третий шаг предусматривает определение носителей затрат (cost drivers) — факторов, которые оказывают влияние на затраты, связанные с каким-либо видом деятельности. Носители характеризуют события или операции, определяющие величину затрат на конкретный вид дея­тельности. Примерами носителей затрат могут служить: количество принятых или размещенных заказов, количество производственных периодов, количество проектов, размер занимаемых площадей. Учет затрат по функциям формирует вывод о том, что динамика затрат оп­ределяется ее носителями. Поэтому прослеживание накладных расходов вплоть до готового продукта требует понимания поведения (динамики) затрат и определения соответствующих носителей затрат.

Для затрат, зависящих только от объема производства, ABC-система ис­пользует носители затрат, которые также связаны с объемом производст­ва (это могут быть часы работы основных сотрудников или часы работы оборудования). Например, затраты на электроэнергию можно отнести на продукты, используя в качестве носителя затрат часы работы оборудования, поскольку именно время работы оборудования определяет потребление энергии. Таким образом, если объем производства возрастет на 10%, то пропорционально ему возрастут машино-часы работы оборудования, а следовательно, и затраты на электроэнергию также возрастут на 10%.

Четвертый шаг ABC-процедуры состоит в отнесении затрат на продук­ты. Потребность продукта в конкретном виде деятельности измеряется количеством единиц носителя затрат, которые потребляет продукт. В ка­честве примера предположим, что объем пула затрат, относящихся к наладкам оборудования, составил 100 000 руб., а количество наладок за период равно 100. Соответственно, стоимость одной наладки состав­ляет 1000 руб. Для определения затрат, относящихся к конкретному продукту, число наладок, связанных с данным продуктом, следует ум­ножить на 1000 руб. Если при этом наладка производилась для партии из 20 изделий, то наладочные затраты на одно изделие составят 50 руб. (1000 руб. : 20 изделий = 50 руб.).

При всех своих выгодах функционально-стоимостный подход имеет также и некоторые недостатки. Реализация этого метода в полном объ­еме сопряжена с необходимостью использования детальной информации по операциям (процессам). Но системы учета, имеющиеся в организа­ции, чаще всего не предназначены для сбора такой информации, и по­этому ее получение сопряжено с дополнительными затратами. Преиму­щества и недостатки обеих систем приведены в табл. 4.1.

Управление эффективностью бизнеса

OLAP: история развития и характеристики

Идея обработки многомерных данных восходит к 1962 г., когда Кен Айверсон опубликовал свою работу «Язык программирования» (A Pro­gramming Language, APL)[25]. APL — это математически определенный язык с многомерными переменными и …

Сбор исходных данных

Несмотря на то, что процесс консолидации не является учетным про­цессом в классическом понимании, методология консолидации требует использования не только отчетности компаний группы, но и ряда до­полнительных показателей, необходимых как для …

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРМ

Как уже отмечалось, ВРМ — это не только концепция управления, но и определенный класс информационных систем, поддерживающих эту концепцию. Возникает логичный вопрос: каково место информационных ВРМ-систем среди многообразия других программных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.