Управление эффективностью бизнеса

Объединение компаний

При составлении консолидированной отчетности некоторые нюансы возникают в зависимости от того, каким образом исторически про­изошло объединение компаний, то есть при каких обстоятельствах одна из компаний стала дочерней по отношению к другой. В соответ­ствии с МСФО (IAS 22 и заменившим его IFRS 3), под объединением компаний (business combination) понимают процесс, в результате кото­рого отдельные компании объединяются в единое экономическое об­разование, после чего одна компания получает контроль над чистыми активами и операциями другой компании.

Стандарт IAS 22 допускал существование двух типов объединения компаний:

— приобретение {acquisition, синоним — покупка, purchase) — опе­

Рация, когда одна компания (покупатель) получает контроль над операциями и чистыми активами другой компании (про­давца) в обмен на передачу активов, принятие обязательств или эмиссию акций;

— объединение интересов {unitingofinterest, синоним — слияние, merger) — операция, в результате которой акционеры объеди­няющихся компаний продолжают осуществлять совместный контроль над своими общими чистыми активами и операциями и делят между собой выгоды и риски объединенной компании, при этом ни одна из сторон не может быть определена в каче­стве покупателя.

Принципы консолидации, применяемые в случае приобретения мате­ринской компанией дочерней компании, были рассмотрены выше, поэтому отметим лишь те отличия, которые характерны для объеди­нения интересов. Главная идея этого метода состоит в том, что, по­скольку никто никого не приобрел, следует действовать так, как будто две объединяющиеся компании всегда представляли собой еди­ное целое. В частности, стоимость акций, выпущенных при слиянии, оценивается по номиналу (а не по рыночной стоимости), не произво­дится переоценка чистых активов по справедливой стоимости и не возникает гудвила. Следует отметить, что и приобретение, и объеди­нение интересов подразумевают полную консолидацию (по принципу единого предприятия), а отмеченные различия являются вариациями этого подхода.

Важно отметить, что объединение интересов встречалось существенно реже, чем приобретение, причем этот метод консолидации был харак­терен только для МСФО (в US GAAP метод объединения интересов не применяется). Эти факторы были учтены при разработке нового стандарта IFRS 3, в котором объединение интересов не признается в качестве метода объединения компаний. Метод приобретения остается, при этом стандарт предписывает в любом случае (даже в тех ситуаци­ях, которые ранее классифицировались как объединение интересов) определять покупателя и продавца, на основе различных прямых и косвенных критериев, с применением профессионального суждения. Такой подход соответствует принципам, применяемым в US GAAP, a его признание в МСФО свидетельствует о дальнейшей гармонизации международных стандартов.

Концепция Business Performance Management: начало пути Совместная деятельность

Помимо классической группы, в состав которой входят материнская и дочерние компании, существуют и некоторые другие виды инвестиций, предусматривающие формирование консолидированной отчетности. Одним из таких типов является совместная деятельность.

Совместная деятельность (joint venture) — это способ ведения бизне­са, когда две или более стороны осуществляют экономическую деятель­ность под совместным контролем, на основании специального договор­ного соглашения. Это может быть либо совместный проект, либо совме­стное предприятие.

В случае совместного проекта (jointproject) стороны ведут деятель­ность без образования нового предприятия. При этом каждая из сторон использует свои собственные ресурсы (в этом случае под совместным контролем находятся только операции), а каждый из участников про­екта отражает свои активы, обязательства, доходы и расходы, связанные с проектом, в своей собственной финансовой отчетности. В рамках со­вместного проекта также возможен совместный контроль над ресурсами, переданными или приобретенными для его реализации.

В случае совместного предприятия (joint entity) стороны образуют новую компанию, в которой каждый из участников имеет свою долю. Это предприятие ведет самостоятельный учет и формирует собственную финансовую отчетность, а каждый из учредителей в своей отчетности отражает собственное участие в этом предприятии в качестве финансо­вого актива.

В любом случае, непременными атрибутами совместной деятельности являются совместный контроль (в той или иной форме), а также нали­чие договорного соглашения, определяющего вид деятельности и его продолжительность, размеры и виды участий, принцип распределения прибылей, распределение управленческих функций и регламент приня­тия решений.

Общепринятым методом формирования консолидированной финан­совой отчетности для совместной деятельности является пропорцио­нальная консолидация (proportional consolidation). Его отличие от метода полной консолидации состоит в том, что консолидируются не контролируемые активы, а только те, которыми участник совместного проекта реально владеет. Разумеется, в этом случае доля меньшинст­ва в консолидированной отчетности не присутствует. Участие в со­вместной деятельности (активы, пассивы, доходы, расходы) может показываться в отчетности участника либо вместе с другими анало­гичными активами, пассивами, доходами и расходами, либо в виде отдельных позиций.

Управление эффективностью бизнеса

OLAP: история развития и характеристики

Идея обработки многомерных данных восходит к 1962 г., когда Кен Айверсон опубликовал свою работу «Язык программирования» (A Pro­gramming Language, APL)[25]. APL — это математически определенный язык с многомерными переменными и …

Сбор исходных данных

Несмотря на то, что процесс консолидации не является учетным про­цессом в классическом понимании, методология консолидации требует использования не только отчетности компаний группы, но и ряда до­полнительных показателей, необходимых как для …

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРМ

Как уже отмечалось, ВРМ — это не только концепция управления, но и определенный класс информационных систем, поддерживающих эту концепцию. Возникает логичный вопрос: каково место информационных ВРМ-систем среди многообразия других программных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.