Управление эффективностью бизнеса

Гудвил

В общем случае гудвил (goodwill) представляет собой разницу между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифи­цируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Как видно из определения, здесь нуждаются в комментариях два понятия: «идентифицируемые чистые активы» и «справедливая стоимость».

Идентифицируемые чистые активы (separable net assets) — это сово­купность тех активов и обязательств компании, которые могут быть вы­ведены из бизнеса (проданы) без прекращения бизнеса в целом. Помимо материальных и денежных элементов, сюда включаются и некоторые неосязаемые активы, например патенты, лицензии и торговые марки.

Справедливая стоимость (fair value) определяется как стоимость, по которой возможна реализация актива или обязательства между хорошо осведомленными, независимыми друг от друга и желающими совершить сделку сторонами. Существуют определенные рекомендации по опреде­лению справедливой стоимости. Например, для ценных бумаг это — их текущая рыночная стоимость, для товаров — цена продажи за вычетом затрат на реализацию и уместной прибыли, для сырья — стоимость за­мещения и т. д.

Таким образом, сущность гудвила состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании, когда в силу тех или иных при­чин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды в дополнение к «обычной» прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвила могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания («раскрученность» фирмы), наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, преимущества географического расположения, устойчивая клиентская база, наличие потенциальных будущих экономических выгод и т. п. Все это повышает рейтинг компании и неслучайно в русскоязычной деловой литературе гудвил часто называют деловой репутацией.

В принципе, и рыночная стоимость компании, и справедливая оценка ее чистых активов могут быть определены для любого предприятия, да­же если оно никогда не продавалось и не продается. В этом случае имеет место внутренний гудвил, который можно оценить, но не принято отра­жать в финансовой отчетности (поскольку база для расчетов является гипотетической, а не реальной). Но если продажа предприятия стала свершившимся фактом и при этом за него была уплачена сумма, превы­шающая стоимость чистых активов, то в этом случае гудвил как бы ма­териализуется и тоже становится объективным свершившимся фактом. Такой гудвил, называемый покупным, отражается в консолидированной финансовой отчетности группы, но при этом не фигурирует в отчетности материнской или дочерней компании. Покупной гудвил показывается в консолидированном балансовом отчете отдельной строкой.

В соответствии с ранее действовавшими принципами, гудвил подлежал амортизации (как правило, на основе линейного метода). Но в 2004 году, в связи с принятием нового стандарта IFRS 3, соответствующие изме­нения коснулись и другого стандарта — IAS 36 «Обесценение активов» (Impairment of assets). Новая редакция IAS 36 предписывает не амор­тизировать гудвил, образующийся при объединении компаний, а пери­одически проводить проверку на предмет обесценения гудвила и, в случае необходимости, его переоценку.

Практика представления консолидированной отчетности допускает корректировку справедливой стоимости активов и, соответственно, гуд­вила. Если когда-либо после приобретения появятся новые данные или обстоятельства, свидетельствующие о недостаточной корректности пер­воначальных оценок, то гудвил может быть пересчитан и представлен в отчетности так, как будто именно новая оценка была применена в момент приобретения.

Следует подчеркнуть, что при оценке чистых активов применяется именно справедливая стоимость, а сами чистые активы рассматрива­ются по состоянию именно на дату приобретения. Эти правила ло­гичны: инвестиции в приобретаемое предприятие сопоставляются с рыночной стоимостью того, что приобретается. Но при этом возника­ет важный момент: дело в том, что ни сами чистые активы на дату приобретения, ни, тем более, их справедливая стоимость не содержат­ся в исходной финансовой отчетности (то есть отчетности материн­ской и дочерней компаний на дату консолидации). Таким образом, мнение о том, что консолидированная отчетность формируется только на основе финансовой отчетности предприятий группы, ошибочно: помимо отчетности, для консолидации нужны еще и некоторые допол­нительные показатели.

Также заметим, что гудвил может быть не только положительным, но и отрицательным (если сумма приобретения компании меньше спра­ведливой стоимости чистых активов). Для таких ситуаций стандартами предусмотрены особые правила отражения гудвила в финансовой от­четности.

Управление эффективностью бизнеса

OLAP: история развития и характеристики

Идея обработки многомерных данных восходит к 1962 г., когда Кен Айверсон опубликовал свою работу «Язык программирования» (A Pro­gramming Language, APL)[25]. APL — это математически определенный язык с многомерными переменными и …

Сбор исходных данных

Несмотря на то, что процесс консолидации не является учетным про­цессом в классическом понимании, методология консолидации требует использования не только отчетности компаний группы, но и ряда до­полнительных показателей, необходимых как для …

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРМ

Как уже отмечалось, ВРМ — это не только концепция управления, но и определенный класс информационных систем, поддерживающих эту концепцию. Возникает логичный вопрос: каково место информационных ВРМ-систем среди многообразия других программных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.