Управление эффективностью бизнеса

Аналитические приложения

Высший уровень аналитической пирамиды — уровень аналитических приложений {analytic applications). Это информационные системы, обес­печивающие потребности организаций в автоматизации процессов об­работки, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Здесь пользователь применяет привычные для него инструменты, обеспечивающие реали­зацию методик управления. Такие системы могут быть довольно разно­образными: от простейших электронных таблиц до специализированных приложений для решения задач бюджетирования, консолидации финан­совой отчетности, бизнес-моделирования. Именно к этой категории относятся прикладные программные ВРМ-продукты Hyperion, упоми­навшиеся в предыдущих главах.

Как следует из названия, аналитические приложения нацелены на про­ведение анализа, целью которого является более глубокое понимание и осознание того, что произошло, происходит или произойдет. В этом смысле аналитические приложения действительно отличаются от тран - закционных систем, ориентированных прежде всего на обработку от­дельных операций, но в то же время дополняют их, образуя в совокуп­ности многофункциональную комплексную систему управления.

Для того чтобы система могла считаться аналитическим приложением, она должна удовлетворять следующим критериям:

— структурировать и автоматизировать процессы, способствующие повышению качества управленческой информации, что, в свою очередь, приведет к повышению качества принятия решений. Это достигается путем применения правил, процедур и техно­логий (основанных на соответствующей методологии), направ­ленных на решение определенных бизнес-проблем;

— поддерживать аналитические функции, то есть действия по анализу данных, полученных из самых разных источников (внутренних или внешних, финансовых или операционных), включая анализ трендов и прогнозирование ситуации в буду­щем;

— представлять собой самостоятельный программный продукт, который может работать независимо от транзакционных систем, но в то же время способный взаимодействовать с ними «в обе стороны» как в части получения транзакционных данных, так и в части обратной передачи результатов их обработки.

Более того, аналитические приложения часто имеют дело с нестандарт­ными, непредсказуемыми или редкими ситуациями. Такие ситуации могут возникать, например, при запуске в производство нового продук­та, моделировании новой корпоративной структуры или создании но­вого подразделения, а также при оценке последствий слияний и приоб­ретений, пересмотре бюджетов и т. п.

Аналитические приложения часто основаны на многомерных базах данных (что также отличает их от транзакционных систем, использую­щих реляционные базы данных). Это позволяет аналитическим прило­жениям эффективно использовать как все необходимые данные, так и бизнес-правила, описывающие их взаимосвязи с точки зрения опреде­ленных бизнес-задач.

С предметной точки зрения IDC выделяет три основных категории аналитических приложений[23]:

— системы управления эффективностью бизнеса (Business Perfor­mance Management);

— приложения для анализа операционной/производственной дея­тельности (Operations/Production Analysis);

— системы анализа взаимоотношений с клиентами ( CRM Analysis).

Системы класса Business Performance Management (BPM) — это имен­но те системы, которым посвящена данная книга. Как было показано в предыдущих главах, аналитические приложения этого типа предназна­чены для широкого круга задач: анализа и оптимизации финансовых индикаторов, определения стратегии развития компании, бюджетного планирования, финансовой консолидации. Системы бюджетирования и консолидации были созданы в числе первых готовых аналитических приложений, поскольку эти задачи хорошо проработаны методологически, понятны большинству руководителей и применяются практически во всех отраслях. В последние годы произошел качественный скачок в пла­не разработки интегрированных систем, включающих в себя ряд новых функций бюджетного планирования и прогнозирования, финансовой консолидации, функционально-стоимостного анализа и стратегического управления бизнесом.

Приложения для анализа операционной и производственной деятель­ности (Operations/Production Analysis) предназначены для анализа и оптимизации процессов производства и/или поставок продукции и услуг (например, планирование спроса, оптимизация работы персонала).

Системы анализа взаимоотношений с клиентами (CRM Analysis) пред­назначены для решения таких задач, как, например, оценка прибыльно­сти клиентов, разработка мер, направленных на «удержание» заказчиков, маркетинговый анализ. Специализированные аналитические приложе­ния анализа клиентской базы изначально использовались в качестве основы для деятельности в маркетинговых подразделениях компаний, но сейчас они становятся многофункциональными, по мере того как в процесс организации взаимоотношений с клиентами вовлекаются и другие подразделения организации.

Очень важно не путать аналитические приложения с системами бизнес - интеллекта, так как их функциональность существенно отличается от BI-систем в трех аспектах: в предметной специализации, сегментации рынка и структуре.

Отличие в предметной специализации: аналитические приложения предназначены для обеспечения выполнения определенных аналитиче­ских бизнес-процессов, в то время как средства BI имеют более общие функции. С некоторой долей условности можно сказать, что с аналити­ческими приложениями работают конечные пользователи-аналитики, а BI-системы используются техническими специалистами в качестве инструмента для создания аналитических приложений для этих же пользователей.

С точки зрения сегментации рынок аналитических приложений может быть структурирован в зависимости от вида бизнес-процессов (напри­мер, маркетинг, операционное планирование, бюджетирование, консо­лидация финансовой отчетности), в то время как рынок средств BI может быть сегментирован в зависимости от типа архитектуры каждой из систем (например, системы Data Mining или OLAP).

С точки зрения структуры аналитические приложения помогают поль­зователям координировать бизнес-процессы и получать определенный

РЫЖЕНКО

Игорь Владимирович

Директор по информационным технологиям ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»

Проекты внедрения серьезных информационных систем простыми не бывают: они либо сложные, либо очень сложные. А проект создания автоматизированной системы финансового планирования и анализа, основанной на решениях Hyperion, смело мож­но отнести к высшей категории сложности, что объясняется прежде всего его ком­плексностью. Это не просто внедрение хранилища данных и нескольких прикладных систем (бюджетирование, стратегическое управление, консолидация финансовой от­четности, финансово-экономический анализ), а создание единой системы управления, в рамках которой все перечисленные компоненты работали бы как единое целое. О сложности проекта говорит хотя бы то, что внедрение столь масштабной системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM) - пер­вое в России и СНГ.

Говоря о перспективах ВРМ в России, нельзя не упомянуть о проблеме информаци­онной готовности компании к внедрению такого рода систем. В идеале для этого необходимо наличие транзакционных систем, способных предоставлять достоверные и полные данные, обязательное наличие нормативно-справочной информации, позво­ляющей осуществить консолидацию данных из разных источников, а также наличие средств импорта и экспорта данных.

Вопрос о том, как строить корпоративную информационную систему - «снизу» (когда сначала создаются транзакционные системы, а затем системы Business Performance Management), или «сверху» (начиная с ВРМ), - время от времени возникает на стра­ницах профессиональных изданий. С одной стороны, транзакционные системы обес­печивают информационную подпитку ВРМ, но, с другой стороны, любое предприятие, даже еще не внедрившее у себя ERP, так или иначе обладает определенными инфор­мационными источниками, которые было бы полезно обобщать и анализировать. Поэтому на вопрос о том, когда начинать внедрение ВРМ, можно ответить примерно так: «Тогда, когда руководством компании будет осознана необходимость в аналити­ческих инструментах такого класса».

Аналитические приложения

Что касается ЛАНИТ - компании, вместе с которой «Вимм-Билль-Данн» внедря­ет ВРМ, то мы не раз имели возможность убедиться в квалификации и опыте консультантов. Остается пожелать авторам новых успехов в нелегком деле реа­лизации сложных, но столь необходимых современным предприятиям проектов внедрения.

Результат (например, разработанный бюджет или оценку деятельно­сти основных поставщиков), в то время как средства BI поддержи­вают функции, которые в системе не предопределены (построение пользовательских запросов, проведение специализированного анали­за и др.).

В то же время развитие аналитических приложений и систем бизнес - интеллекта тесно взаимосвязано. Аналитические приложения способст­вуют увеличению числа пользователей BI-средств, поскольку именно BI-технологии лежат в основе многих готовых предметно-ориентиро­ванных приложений. В то же время неверно было бы считать, что ана­литические приложения могут полностью заменить BI-системы: потреб­ность в настраиваемых программных продуктах, выполняющих специ­фические функции, не только существует, но и будет расти по мере возникновения новых типов задач в области анализа данных.

Управление эффективностью бизнеса

Операции по начислению отдельных сумм (accruals)

Для соблюдения принципа соответствия и отражения затрат в правиль­ном периоде производятся дополнительные начисления отдельных сумм. Например, в российской практике не всегда начисляется резерв на от­пуска, а также не отражаются затраты, …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Business Performance Management: начало пути»... Подводя черту под основами концепции управления эффективностью бизнеса, хотелось бы подчеркнуть, что каждая из рассмотренных задач, безусловно, обладает собственной значимостью и актуальностью. Однако путь к …

Доступ к информации через Интернет и система безопасности

Hyperion Enterprise и Hyperion Financial Management имеют гибко на­страиваемую систему безопасности. Каждому пользователю может быть выделен определенный участок работы (предприятия, организационная структура, счета, аналитика, отчеты). Остальные данные могут быть доступны …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.