Умный дом

Система Landmark

В настоящее время система поддерживается корпорацией АМХ (PHAST, Panja).

Почти все модули выполнены в виде печатных плат, пред­назначенных для установки в конструктив (рис. 1.1).

Система Landmark

Рис. 1.1. Конструктив PHAST для установки модулей

С перечнем модулей можно ознакомиться на сайте произ­водителя, но я приведу названия и назначение некоторых модулей из списка, который есть в моем архиве:

• PLC-MCU - модуль центрального процессора системы;

• PLB-AMP8 - 8- канальный усилитель (обслуживание аку­стических зон);

• PLB-AS16 - 16-канальный аудио коммутатор (матрица 16x16);

• PLC-IN7 - модуль с семью цифровыми входами (для под­ключения датчиков);

• PLC-IRIN - модуль с тремя входами для приемников ИК управляющих кодов;

• PLC-IROUT - модуль для подключения 4-х ИК-излуча - телей;

• PLC-RL8 - релейный модуль с восьмью исполняющими реле;

• PLL-MLC - управляемый диммер-выключатель.

В конструктиве (CardFrame) расположен центральный про­цессор. Конструктив имеет встроенный сетевой концентра­тор, к которому подключаются сетевые системные устройства (например, все выключатели света). Как и компьютерные хабы, он имеет вход и выход для объединения всех сетевых концентраторов.

Средства управления в составе системы представлены дву­мя базовыми решениями. Это настенный клавишный пульт с дисплеем для отображения информации и переносной пульт для ИК-управления. Кроме них система поддерживает работу сенсорных панелей АМХ с помощью специального модуля. Позже появилось множество универсальных ИК-пультов упра - г ления, способных запомнить большое количество кодов от пультов управления бытовыми устройствами. Некоторые их них, например фирмы Philips, могут полностью программи­роваться на компьютере, а затем загружаться через СОМ или USB-порт.

Несомненно, и сенсорные панели АМХ, и пульты Philips очень красивы (рис. 1.2)

Вид и работа сенсорных панелей обустраиваются с помо­щью специальной программы (или программ), которые в пол­ной мере определяют все необходимое, подготавливая рабо­чую программу для загрузки в панель. Панели также имеют встроенный редактор, но программировать их удобнее все - таки за компьютером. Для загрузки панелей, уже установлен­ных в систему, используется существующая системная сеть. То же можно сказать и о пультах фирмы Philips (рис. 1.3).

Система Landmark

Рис. 1.2. Сенсорная панель АМХ

Система Landmark

Рис. 1.3. Пульт ProntoPro

Универсальные пульты для ИК-управления могут приме­няться, практически, с любой системой. Некоторые модели поддерживают как инфракрасное управление, так и управ­ление по радиоканалу. Например, пульты ProntoPro позволя­ют одни страницы использовать в режиме IR (инфракрасное управление), а другие - в режиме RF (управление по радио­каналу). Какой из режимов удобнее в практическом приме­нении, сказать трудно. С одной стороны, ИК-управление ограничено помещением, в котором оно используется, а уп­равление по радиоканалу не имеет подобного ограничения. Но с другой стороны, именно возможность ограничить об­ласть управления оказывается очень важным свойством. В данном случае наилучшее решение зависит от конкретной задачи и условий применения. Да и не следует переоцени­вать проникающую способность радиоволн. Серьезным пре­пятствием на их пути может стать развитая силовая сеть или система отопления с большим количеством металличес­ких труб, скрытых в стенах.

Система Landmark имеет удобную и эффективную среду программирования, позволяющую работать как с проектом автоматизации обычной квартиры, так и с автоматизацией многоэтажной постройки. Каждый этаж в последнем случае может быть разбит на помещения, в которых будут распола­гаться устройства и датчики, бытовая аппаратура. Можно ис­пользовать строительные поэтажные планы, что дает полное представление о помещениях.

Программа, по сути, набирается из необходимых собы­тий, вызываемых пультами управления, датчиками, или вре­менем суток, и ответных действий системы. Программа ос­нащена достаточным количеством условий.

Приведу пример работы с системой Landmark, После за­пуска и ввода пароля новый проект выглядит, как представ­лено на рис. 1.4.

Первые клавиши инструментальной панели, ниже основно­го меню, вполне ясно подскажут, что делать дальше, - опреде­литься с домом - этажами и комнатами. Рисунок этажа можно взять из проектной архитектурной документации, изобразить в редакторе Paint, встроенном в Windows, в AutoCAD или CorelDraw. Landmark поддерживает множество форматов изоб­ражений. Щелкнув кнопку в правом углу инструментальной панели, выбрав имя для этажа (поддерживается русский для задания названий, но лучше использовать английский, чтобы при печати иметь как можно меньше проблем) и указав рису­нок этажа, получаем результат, показанный на рис. 1.5.

Система Landmark

Рис. 1.5. Этаж в системе Landmark

На этом рисунке мы расположим помещения проекта, пе­рейдя на вторую закладку основной панели инструментов «Rooms». Для добавления помещения используем клавишу «Add» меню страницы. Впишем название комнаты. Можно изменить цвет, а можно оставить цвет, предлагаемый про­граммой. Затем нарисуем помещения, используя левую кноп­ку мыши для фиксации положения линии. Если впоследствии понадобится поправить положение зафиксированной точки, можно установить курсор на эту точку и, удерживая левую кнопку мыши, переместить опорную точку в нужное место.

Продвигаясь дальше по основной инструментальной пане­ли, можно понять, что необходимо сделать, поскольку следу­ющая кнопка носит название Design.

Система Landmark

А пока вид проекта в плане помещений представлен на рис. 1.6.

Система Landmark

Рис. 1.6. Разбивка проекта на комнаты

Если теперь перейти на вкладку Design, получим вид про­екта, изображенный на рис. 1.7.

На инструментальной панели страницы (справа) все уст­ройства, поддерживаемые системой. Их нужно расположить по комнатам, в соответствии с реальным положением дел.

Система Landmark

Рис. 1.7. Проект, подготовленный к размещению оборудования

Для начала расставим свет (клавиша с лампочкой). Щелкаем, отыскиваем в подменю лампочку, обозначаем помещение, например «гостиная» и, удерживая левую кнопку мышки, пе­ретаскиваем лампочку в нужное место (рис. 1.8).

После расстановки источников света (люстр, бра, групп светильников), задаем нужные свойства и меняем, если это нужно, обозначения. При использовании диммеров следует обратить внимание на опцию Ramp to level gradually (пере­ходить на уровень плавно) слева в рубрике On/Off Rate (ход включения/выключения). Если не установить эту опцию, плавное включение будет в программе недоступно. Остальные опции позволяют выбрать скорость нарастания яркости - Dim rate (ход выключения), установить уровень яркости в ночное и дневное время, яркость свечения индикаторов в ночное и дневное время и т. д. Задание свойств выключателей подразу­мевает, что загрузка основной программы в процессор систе­мы сопровождается передачей всех настроек соответствую­щим мрдулям.

После идентификации источника света на первой вклад­ке Control (управление) можно управлять им в интерактив­ном режиме, когда компьютер подключен к системе. На дру­гих вкладках можно построить сцены управления светом (вместе с люстрой, щелкнув кнопку ее включения, можно включать потолочную подсветку в спальне и т. п.). Включается меню настроек (свойств - properties) двойным щелчком ле­вой кнопкой мыши или щелчком правой кнопкой при пози­ционировании на объекте и выборе в раскрывающемся меню раздела свойства (properties) - рис. 1.9.

Расставив источники света и задав все необходимые свой­ства, пора заглянуть в раздел основной инструментальной панели Program. В данном случае я раскрыл подменю спаль­ни (bedroom) - рис. 1.10.

В левом окне вкладки событий (events) в спальне обозначе­ны все светильники по их функциональному назначению. Обя­зательно ли это? Нет. Для профессионалов, возможно, даже удобнее иной подход с обозначением помещений 1, 2, 3, а ис­точников света - 1 Light 1,1 Light 2 и т. д., поскольку в рабочей документации будут таблицы соответствия. Однако я считаю удобным сразу обозначать функциональное назначение поме­щений и оборудования. В дальнейшем это позволит осмыслен­нее подходить к программированию событий - события в кух­не и спальне, мне кажется, могут сильно различаться.

Система Landmark

Рис. 1.10. Окно программирования системы Landmark

Аналогично в проект добавляются системные устройства управления, аудио - и видеооборудование, датчики и т. п. На этом подготовка к работе с проектом закончена, можно начи­нать программирование.

Отвлечемся немного от технических деталей. Поскольку все системы, с которыми мне приходилось сталкиваться, в равной мере позволяют осуществить, хотя бы формально, любую программу, самое время определить, а что мы хотим в ней видеть?

Посмотрим, насколько просто реализовать в системе Landmark сценарий, приведенный в предисловии под назва­нием «Возвращаюсь я с работы». Я несколько изменю преды­дущий вариант конфигурации проекта, оставив прихожую, кабинет, гостиную и кухню.

Во всех комнатах я устанавливаю свет. Везде, кроме каби­нета, добавляю датчики движения, в гостиной - телевизор и сенсорную панель управления, а на кухне - плиту. В гостиной я поместил и CardFrame (конструктив, в котором располо­жатся модули). По команде «спецификации» оборудования (Spec) программа заполнит CardFrame необходимыми моду­лями (рис. 1.12).

Теперь можно перейти к программированию.

Опишем события: я прихожу домой, сработавший датчик движения в холле зажигает свет, включает электрочайник, чтобы, пока я переоденусь, вода для кофе вскипела. Конечно, чайник я наполняю водой и ставлю на подставку перед ухо­дом на работу (рис. 1.13).

Переодевшись, я перехожу в кухню, наливаю кофе и иду в гостиную. Программа выключает свет в холле, электрочайник на кухне и включает телевизор в гостиной, едва датчик дви­жения в гостиной отмечает мое появление (рис. 1.14).

Модули, которые программа задействовала самостоятель­но, - это модуль процес~?ла, модуль, поддерживающий сен­сорную панель, модуль цифрового ввода. К последнему мы подключим датчики движения. Еще система добавила релей­ный модуль. С помощью этого универсального модуля можно включить и выключить такой бытовой прибор, как электри­ческий чайник (выключается он сам, но модуль дополнитель­но отключит его и от сети). Если параметры контактов реле

Система Landmark

Рис. 1.14. Завершаем программировать сценарии «Возвращение домой»

Не позволяют управлять включением мощной нагрузки, мож­но применить пускатели, и реле будет включать и выключать пускатель. Модуль трансляции ИК-кодов займется управлени­ем телевизора. С помощью сенсорной панели я могу легко управлять всеми бытовыми устройствами квартиры, напри­мер открыть входную дверь и включить свет в холле, если сосед (или соседка) зашел в гости на чашку кофе.

Система Landmark централизованная. Она может работать под управлением компьютера, собственного процессора, в который загружается программа, и переходить от управле­ния с помощью компьютера к управлению от собственного процессора, если компьютер по какой-то причине выключа­ется.

Конечно, она имеет средства организации распределения аудио - и видеосигналов, охраны дома, управления климати­ческими устройствами и т. д. Под «и т. д.» я подразумеваю даль­нейшее описание работы с системой Landmark, что, однако, в данном случае не является целью повествования.

А вот как среда программирования выглядит в NetLinx Studio - программе, предназначенной для работы с процес­сорами и модулями корпорации АМХ. После запуска програм­мы можно создать новый проект обычными для Windows средствами (Меню Файл Новый), или открыть существу­ющий (рис. 1.15).

Язык программирования больше похож на процедурно - ориентированный язык, что отражается и на среде програм­мирования, хотя не следует забывать, что он остается специ­ализированным. Встроенный редактор позволит скопировать программу в блокнот из Windows и продолжить программи­рование в блокноте. При наличии готовых программных бло­ков они легко добавляются в программу. Таким образом, даже достаточно сложную программу можно быстро скомпоновать из рабочего материала предыдущих разработок. Если вы спе­циализируетесь на работе с системой NetLinx, то кроме про­граммных блоков, предлагаемых производителем, у вас мно­го своих, надеюсь, систематизированных, проверенных и отлаженных. Вот с установкой устройств проблем несколько

Система Landmark

Рис. 1.15. Система «Умный дом» корпорации АМХ

Больше. После начального процесса установки устройств про­грамма будет выглядеть, примерно, как показано на рис. 1.16.

Система Landmark

Рис. 1.16. Установка оборудования в системе корпорации АМХ

В обеих системах после начального подготовительного процесса, который никак нельзя назвать сложным, мы гото­вы приступить к программированию.

Умный дом

Вторая версия основной программы на языке С++

/****************^ * TOC o "1-3" h z Copyright (С) 2006 by Vladimir Gololobov * * vgololobov@yandex. ru * * * * This program is free software; you can redistribute it …

Циклы

Циклы выполняют выражения или блоки выражений до тех пор, пока выражение условия не становится истинным. Наша программа требует двух циклов (один вложен в дру­гой). Пока пользователь желает угадывать последовательно­сти: { …

Две полезные схемы

Первая схема относится к настенному выключателю, работа­ющему по протоколу XI0. Что полезного можно почерпнуть из этой схемы? Например, организацию сканирования сети и управления триаком. Схему я привожу, как она сохранилась …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.