Раздаточные материалы к тренингу
Раздаточные материалы представляют собой краткие конспекты опорных пунктов тренинга. Они распечатываются на отдельных листах; каждый лист выдается после того, как разобрана соответствующая тема или сделано упражнение. Основное назначение раздаточных материалов заключается в том, чтобы помочь участникам вспомнить упражнение и выполнить его самостоятельно у себя дома после окончания тренинга. Каждое упражнение тренинга — это вместе с тем и обучение; осуществляется "передача" техники в руки участников, которые могут пользоваться ею самостоятельно. Главная ценность тренинга заключается в том, что участники овладевают приемами и техниками саморегуляции, которые становятся их собственными приемами и техниками.
Стресс — это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему (реакция "бей или беги").
Стресс — это нарушение равновесия в организме, скачкообразное повышение имеющейся энергии, чтобы можно было ею воспользоваться при встрече с опасностью.
Хронический стресс — постоянное нарушение внутреннего равновесия. Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания; агрессивность; тревожность; приступы ярости; бессонница; депрессия; чувство вины; мысли о самоубийстве.
Последствия хронического стресса: головная боль, псориаз, боли в спине, язвы, колиты, выпадение волос, повышенное давление, сердечные заболевания, нарушение менструации у женщин, импотенция и преждевременная эякуляция у мужчин.
Хронический стресс — результат постоянного пребывания в обстановке, полной опасностей, постоянного повторения травмирующей ситуации.
Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции "бей или беги" — в ситуации хронического стресса.
1. Создание образа.
2. Расслабление.
3. Особое состояние сознания.
ВХОЖДЕНИЕ В ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
Главное в особом состоянии сознания — это внимание, направленное внутрь.
Для того чтобы войти в особое состояние сознания, нужно:
1. Сосредоточить внимание на чем-то внешнем (слышу звуки, которые меня окружают... )
2. Перенести внимание на границу тела и окружающей среды (чувствую контакт со стулом... чувствую, как одежда прилегает к телу...)
3. Перенести внимание внутрь (чувствую свое дыхание... позволяю возникнуть образу или создаю его...)
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ
Я — покой. Я окружен покоем. Покой меня укрывает. Покой меня поддерживает. В покое я в безопасности. Покой во мне. Этот покой — мой. Все хорошо.
1. Текст
(произношу про себя текст медитации).
2. Размышление
(обдумываю текст медитации, позволяю приходить в голову мыслям о покое).
3. Ощущение
(создаю образ покоя, позволяю телу ощутить состояние покоя).
4. Ситуация
(создаю образ тревожащей ситуации, вхожу в него в состоянии покоя).
5. Ощущение
(вновь позволяю телу ощутить состояние покоя).
6. Размышление
(позволяю приходить в голову тем мыслям, которые приходят).
7. Текст
(повторяю про себя текст медитации).
8. Заканчиваю медитацию.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Мысленно создаю убежище.
3. Нахожусь в убежище, испытывая состояние покоя и комфорта.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себе, как снизу, через ступни ног, поступает мощная энергия земли. Позволяю ей заполнить все тело.
3. Представляю себе, как сверху, через макушку, поступает легкая энергия космоса. Позволяю ей заполнить все тело.
4. Позволяю этим двум видам энергии циркулировать в теле, ориентируясь на свои внутренние ощущения.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себе поток воды или света, омывающий меня с головы до ног.
3. Представляю себе, как этот поток насыщает меня энергией, вымывает из тела и смывает с кожи все темное и неприятное.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себе, как с каждым вдохом вдыхаю светлую энергию.
3. Представляю себе, как с каждым выдохом выдыхаю усталость и неприятности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НЕПРИЯТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себя сидящим в кинозале.
3. Просматриваю на экране "фильм" о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себя сидящим в кинозале.
3. Представляю себя стоящим в будке киномеханика.
4. Наблюдаю за собой, сидящим в зале, просматривающим "фильм" о неприятном эпизоде, действующим лицом которого являюсь я сам.
Вхожу в особое состояние сознания.
Представляю себе фотографии, на которых изображен неприятный эпизод.
Мысленно вкладываю фотографии в альбом.
Помещаю альбом на дальнюю полку.
Представляю себе, как фотографии выцветают.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себе неприятный эпизод
3. Заменяю его на приятный эпизод.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ДЛЯ ПОИСКА РЕСУРСОВ И ПОДГОТОВКИ К ВАЖНЫМ СОБЫТИЯМ
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Мысленно воспроизвожу эпизод, в котором я чувствовал себя легко, уверенно и спокойно.
3. Позволяю прийти чувству уверенности.
4. Возвращаюсь в обычное состояние, сохраняя чувство уверенности.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Представляю себе важное событие на мысленном экране.
3. Изменяю его в нужную сторону.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Определяю сигналы "да" и "нет".
3. Задаю вопросы бессознательному.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ДЛЯ САМОИЗМЕНЕНИЯ
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Мысленно представляю себе экран, вертикально разделенный на две части. В одной части представляю себе то, что хочу в себе изменить, в другой — желательный образ. Нежелательный образ удаляю, желательный — приближаю к себе.
1. Вхожу в особое состояние сознания.
2. Мысленно перемещаюсь назад во времени и встречаюсь с самим собой в детском возрасте.
3. Оказываю себе помощь и поддержку.