Тренинг и консалтинг

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ: КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Демократические выборы в России имеют весьма короткую историю, посколь­ку то, что называлось выборами в советское время, по существу, выборами не являлось. Граждане СССР "выбирали" одного-единственного кандидата. Выбо­ры на альтернативной основе появляются в эпоху перестройки, а после распа­да СССР становятся регулярной процедурой, обеспеченной законодательно.

Вместе с появлением демократических выборов возникает и профессиональ­ное обеспечение организации и проведения предвыборных кампаний, в кото­рых основную роль начинают играть специалисты по избирательным техноло­гиям (в дальнейшем — "технологии").

Условно, не привязываясь к конкретным срокам, можно выделить три периода в становлении и использовании избирательных технологий:

• стихийный, или "допрофессиональный", когда специалисты, обеспе­чивающие процесс организации и проведения предвыборных кампа­ний, фактически отсутствовали и образовавшийся вакуум начал за­полняться другими специалистами, которые могли использовать свои профессиональные знания и навыки для проведения кампании: социологами, психологами, специалистами по организационному развитию, системщиками, игротехниками, а также, разумеется, жур­налистами, "телевизионщиками", дизайнерами и др.;

• доминирование западных технологий — в этот период происходит профессионализация участников процесса подготовки и проведения предвыборной кампании, складываются полипрофессиональные ко­манды, создаются специализированные фирмы, оказывающие соот­ветствующие услуги, происходит становление избирательных тех­нологий, заимствованных из богатого опыта демократических выбо­ров в западных странах (формирование имиджа, подготовка публич­ных выступлений, технологии доведения информации до избирате­лей и т. д.);

• проникновение технологий организационного консультирования в практику ведения предвыборных кампаний, к которым относятся прежде всего технологии организации коллективной деятельно­сти, обеспечения формирования и развития организации, процедур выработки и принятия решений, командообразование (team buil­ding) и др.

В настоящей статье рассматриваются преимущественно технологии, заимство­ванные из организационного консультирования, но используемые для повы­шения эффективности организации и проведения предвыборных кампаний различных уровней.

Использование методов организационного консультирования в предвыборных кампаниях, на наш взгляд, обусловлено тремя моментами, характеризующими современную ситуацию в России.

Во-первых, российские избиратели имеют достаточно печальный опыт так на­зываемых "демократических" выборов, поскольку деятельность "народных из­бранников" явно не оправдывает ожиданий граждан. Явка на выборы постоян­но снижается, многие граждане потеряли интерес к выборам и принципиально не ходят голосовать. Ряд выборов не состоялись по причине неявки. Кроме того, появились и первые симптомы пресыщения традиционными избиратель­ными технологиями, что проявилось в прецедентах организованного голосова­ния "против всех кандидатов".

Во-вторых, большинство выборов проходит в достаточно острой борьбе канди­датов, когда нет явных фаворитов и исход во многом зависит от того, как орга­низована кампания того или иного кандидата. В ситуации борьбы использует­ся любой ресурс, который может усилить позиции кандидата. В последнее вре­мя в качестве таких ресурсов, помимо финансовых, начали активно использо­ваться различного рода "компроматы" и иные способы опорочивания конку­рентов. Некоторые кампании превратились в соревнование по "обливанию грязью". Не касаясь нравственной стороны подобных методов, отметим лишь, что они еще сильнее отвращают людей от выборов. Большие затраты на кам­панию также постепенно перестают себя оправдывать, поскольку избиратели уже научились считать деньги и в условиях кризиса многих раздражает, что эти деньги идут не на нужды людей, а на макулатуру и сотрясание эфира. Та­ким образом, ресурсы, имеющиеся в традиционных технологиях, постепенно себя исчерпывают.

В-третьих, активное использование методов организационного консультирова­ния связано с тем, что они представляют собой именно такой мощный ресурс, который позволяет повысить эффективность предвыборных кампаний без до­полнительных затрат и в органичном сочетании с другими методами может с высокой вероятностью обеспечить победу кандидату, даже имеющему весьма

Невысокие шансы на успех (прецеденты таких неожиданных побед с "подавля­ющим преимуществом" имеются).

В данной статье проводится различение двух типов подходов к построению предвыборной кампании: первый, ориентированный на традиционные техно­логии, условно именуется "имиджевым", второй, ориентированный на техно­логии организационного консультирования и достижение победы культурны­ми средствами, назван нами "культурно-деятельностным".

Разница между двумя подходами задается различием в трех базовых принци­пах построения кампании. Первый подход — имиджевый — построен на со­здании завлекательного для избирателей имиджа кандидата, второй — на вы­работке реальной культурно-деятельностной позиции кандидата. Именно в со­ответствии с этим различением первый подход в тексте именуется "имидже­вым", второй — "культурно-деятельностным". Другое различие связано с пониманием места программы кандидата. В имиджевом подходе программа, по сути, — набор броских коньюнктурных лозунгов, не предполагающих реали­зации. В культурно-деятельностном подходе программа является стержнем кампании и создается как реальная программа действий кандидата. Третье раз­личие связано со способами воздействия на избирателя. В имиджевом подходе основу воздействия составляют манипулятивные средства. В культурно-дея - тельностном подходе используются средства, направленные на создание усло­вий для самоопределения избирателя, предоставления ему возможности сде­лать свой выбор осознанно, соотнося свою позицию с позицией кандидата.

Избирательные технологии, рассматриваемые в данной статье, предназначены для использования в рамках культурно-деятельностного подхода, но могут су­щественно усилить и кампанию, строящуюся по "имиджевому" типу.

Тренинг и консалтинг

Коммерческое предложение письмо

Предложение сотрудничества потенциальному клиенту в письменном виде принято
называть коммерческим предложением (КП). Его используют для того, чтобы продать
товар или услугу дистанционно, не прибегая к личным встречам.

Тренажер для создания идеальной фигуры

Тренажер для создания идеальной фигуры Сбросить с себя лишние килограммы, обрести легкость и красоту фигуры — желают многие из людей. Изнурительные диеты, разнообразные комплексы физических упражнений и ежедневные тренировки изматывают …

ТРЕНИНГ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СМИ

Любой контакт с представителями средств массовой информации — будь то специализированное событие, участие в мероприятии, которое освещается в СМИ, или спонтанное интервью — является частью общей PR-концепции и раз­работанной на …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.