Тренинг и консалтинг

ЧЕМУ УЧИТЬ, ЧТО ТРЕНИРОВАТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ)

Данный вариант структурирования содержания — один из возможных. Его блоки представляются нам удобным исходным материалом для подготовки тренинга в соответствии с задачами и запросами заказчика.

Если, как мы отметили во введении, заказ и запросы участников переформули­руются в цели (objectives) тренинга в терминах психологических (социально - психологических) изменений, которых желательно достичь в его результате, то содержание тренинга формулируется в (социально-психологических) терми­нах взаимодействия, а такие привычные категории, описывающие совещания, как "повестка дня", "подготовка вопроса", "регламент", "доклад", "дискуссия" и пр. оказываются вторичными.

Дадим рабочее определение:

Совещание — это вид (или форма) делового взаимодействия лю­дей, связанных между собой формальными (позиционными и/или функциональными) и неформальными отношениями в организаци­онной структуре, в процессе которого вырабатывается групповое решение и распределяется ответственность за него между участ­никами взаимодействия.

В соответствии с этим на вопросы "Чему учить? Что тренировать?" можно от­ветить в общем виде следующим образом:

• Умению видеть и анализировать процессы взаимодействия на сове­щании, ориентироваться в них.

• Умению управлять этими процессами.

Чтобы видеть, анализировать, ориентироваться, нужно обладать набором инст­рументов, системой средств. В качестве таковых выступают социально-психо­логические категории, описывающие реальность взаимодействия, называемого совещанием. Используя ту или иную категориальную сетку описания реаль­ности, человек вычленяет из нее различные стороны и аспекты, а "увидя" их, получает возможность управлять ими. "Мы видим то, что знаем!" — так могла бы звучать первая часть этого тезиса в "экстремистском" варианте[8]. Вторая же часть — знакомое всем нам "Знание — сила!".

С описания одной из возможных категориальных сеток, представляющейся нам наиболее удобной для реальности взаимодействия, называемого совещанием, мы и начнем. А уже на базе этого описания конкретизируем содержание тре­нинга.

Коль скоро мы рассматриваем совещание как частный случай делового взаимо­действия, то имеет смысл показать его особенности, опираясь на общую мо­дель. Для этого из практики известных российских тренеров Ю. Жукова, М. Иванова, Е. Лопухиной, Е. Емельянова и др. мы взяли схему, описывающую необходимые элементы и этапы любого делового взаимодействия, игнориро­вание которых ведет к снижению конструктивности и продуктивности взаимо­действия. Мы модифицировали ее и детализировали в соответствии со специ­фикой совещания и представили в виде таблицы, которая отражает этапы вза­имодействия некоего "идеального" совещания — то, что делают участники вместе в ходе совещания, — рассмотрев их с двух точек зрения, на двух уров­нях: эмоционально-отношенческом (какова динамика отношений участников совещания и ее эмоциональный компонент) и предметном (что участники де­лают с предметом обсуждения, в какой функции в их взаимодействии этот предмет выступает на каждом этапе). Ячейки таблицы и представляют собой те содержательные блоки, из которых можно конструировать конкретный тре­нинг: более подробно отрабатывать тот или иной блок, вводить игры и упраж­нения, планировать каждую последующую сессию. "Внутри" этих блоков "упа­кованы" привычные для участников категории описания совещания.

Схема конструктивного совещания

Этапы

Эмоционально- отношенческий уровень

Предметный уровень

1. Подготовительный

Формирование ожиданий.

Подготовка, формули­рование повестки дня (первичная формули­ровка проблем, задачи продукта совещания).

2. Установление контакта, первичное позиционирование

Организация пространства взаимодействия. Вербаль­ные и невербальные ритуа­лы обозначения контакта и отношений. Первичное распределение ролей и психологических позиций участников.

3. Выявление

Видения

Ситуаций

И проблематизация

Выполнение ведущим фун­кций процедурного лидера, передача инициативы уча­стникам, обеспечение сво­бодного предъявления про­блем и интересов.

Анализ ситуации, по поводу которой требу­ется выработать и при­нять решение. Обсуж­дение проблем и/или интересов участников, возникающих в связи со сложившейся ситуа­цией и сформулиро­ванными в повестке задачами.

Продолжение

Этапы

Эмоционально- отношенческий уровень

Предметный уровень

4. Экспертиза "проблемного поля", выбор приоритетов

Дополнение ведущим к роли процедурного лидера ролей эксперта и иерархи­ческого лидера, выбор процедуры согласования и обеспечение соответству­ющего ролевого распреде­ления во взаимодействии участников. Обеспечение "прав меньшинства".

Согласование "списка" проблем, по которым должно быть принято решение на данном со­вещании. Корректи­ровка повестки дня.

5. Перевод проблем в задачи

Выполнение ведущим функций процедурного лидера, передача инициа­тивы участникам. Обеспе­чение взаимодействия участников в ролях, адек­ватных различным типам процедур генерации идей.

Внесение предложений по решению проблем (формулировки задач) и их обсуждение. При­нятие решения о "форме продукта" со­вещания.

6. Принятие решения, рапределение ответственности

Выполняя роли процедур­ного, иерархического ли­дера и эксперта, ведущий совещания выбирает про­цедуру принятия решений и обеспечивает соответ­ствующее ей ролевое рас­пределение во взаимодей­ствии участников.

Процедуры принятия решений.

7. Завершение взаимодействия, выход из контакта

Вербальные и невербаль­ные ритуалы выхода из взаимодействия. Поста­новка "эмоциональной" точки

Проиллюстрируем эту схему, что позволит нам более подробно и наглядно об­судить те категории, с помощью которых "видится" психология взаимодей­ствия, и более предметно говорить о содержании тренинга.

Тренинг и консалтинг

Покупка акций: особенности анализа рынка

Инвестирование в акции предполагает покупку ценных бумаг. Покупать эти активы можно с двумя целями. Первая - чтобы в дальнейшем перепродать, когда стоимость акции вырастет в цене. Например, вы сегодня покупаете …

Эффективные презентации — опыт VTSConsulting

Мультимедиа презентация – информационный и рекламный инструмент, который помогает решить следующие задачи...

Коммерческое предложение письмо

Предложение сотрудничества потенциальному клиенту в письменном виде принято
называть коммерческим предложением (КП). Его используют для того, чтобы продать
товар или услугу дистанционно, не прибегая к личным встречам.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.