ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПОГОВОРКА

Когда хотят сказать о какой-нибудь работе, что она спорится, то говорят, что она «идёт как по маслу». Отку­да взялась эта поговорка?

Издавна известно, что по мокрому скользить легче, чем по сухому. И там, где всё-таки приходится иметь дело со скольжением сухих поверхностей, их стараются сде­лать мокрыми, смазать.

Втулки колёс мажут дёгтем или тавотом; в подшип­ники заливают масло, набивают солидол. При больших машинах, например, на электростанциях, есть даже спе­циальная должность маслёнщика, подливающего из мас­лёнки смазку в трущиеся части. На железной дороге тоже есть смазчики.

Почему смазанные поверхности скользят легче, чем сухие? А вот почему. Смазка сухих поверхностей есть не что иное, как замена сухого трения скольжения жидким трением. А жидкое трейие при подходящей смазке всегда меньше сухого.

В среднем замена сухого трения жидким понижает трение в 8—10 раз.

Какие жидкости лучше подходят для смазки? Уже давно было установлено, что для смазки хороши расти­тельные жиры, масло, говяжье или свиное сало, дёготь и другие продукты. Но с развитием техники и особенно железных дорог, этих смазочных материалов стало не - хватать. Нужно было найти другие, более дешёвые сма­зочные материалы. Такие материалы были найдены — это были минеральные масла, получающиеся при переработке нефти.

Однако не все минеральные масла работали удовле­творительно. Учёным пришлось заняться вопросом о том, как ведёт себя вязкая жидкость, попавшая между тру­щимися частями машины.

Пионером в этой новой области науки явился русский учёный и инженер Н. П. Петров. Он разработал основы теории жидкостной смазки. Эта теория была в дальней­шем развита великим русским учёным Н. Е. Жуковским, академиком С. А. Чаплыгиным и другими учёными.

Выяснилось, что при начале движения (например, вала в подшипнике) смазка увлекается в зазор, обвола­кивает вал так, что он как бы. плавает во вращающемся масляном кольце. При этом он тормозится только из-за внутреннего трения в смазке. Чем массивнее вал, тем гуще должна быть смазка. Тяжёлые валы гидротурбин смазывают густым тавотом, а ходовые части карманных часов — жидким и прозрачным костяным маслом.

А что происходит, когда машина остановлена? Как будто ясно: смазка выдавится из зазора, и вал ляжет на своё основание — подшипник. Это верно, но не совсем. Чтобы быть хорошей смазкой, жидкость должна обладать очень важным свойством, называемым «маслянистостью». Смазка должна хорошо прилипать к твёрдым поверхно­стям, образовывать на них - прочную граничную плёнку. Эту плёнку не так то просто выдавить из зазора. По­этому, когда машина остановлена, в зазоре остаётся тончайший слой так называемой граничной смазки. Благодаря этой граничной смазке в машинах суще­ственно уменьшается застой: при пуске машины в ход не приходится преодолевать трения покоя между совсем сухими поверхностями. Только при большом давлении граничная плёнка разрывается.

Граничная смазка, как показали исследования совет­ских физиков Б. В. Дерягина и П. А. Ребиндера, обладает упругими свойствами; она расклинивает трущиеся поверх­ности, не давая им соприкасаться, и этим понижает тре­ние и износ.

Для повышения маслянистости смазок к обычным ми­неральным маслам примешивают специальные добавки. Такие «активированные смазки» широко применяются в нашей промышленности. Кроме маслянистости, жидкая смазка должна иметь определённую вязкость, а главное, эта вязкость не должна сильно зависеть от температуры. Ведь при работе машин в ходовых частях из-за трения выделяется много тепла. Смазка разогревается, и при этом её вязкость не должна падать слишком сильно. Для охлаждения смазки применяют автоматические приспо­собления, которые нагнетают масло по специальным трубкам к трущимся частям. При повышении темпера­туры протекание масла автоматически ускоряется, и на­гретое масло быстрее отводится из зазора.

Учёные решили и обратную задачу. Созданы такие смазочные смеси, которые хорошо работают на очень большом морозе. Их вязкость мало растёт с пониже­нием окружающей температуры.

ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П Рочтя эту книжку, вы познакомились с трением; Вы узнали, какое важное значение имеют силы тре­ния в повседневной жизни и в технике. . Теперь вы знаете, какие встречаются разновидности сил …

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТРЕНИЕ

Наш рассказ о трении подходит к концу. Мы узнали, какое большое значение имеет трение в повседневной жизни, на производстве и транспорте; как важно бывает в одних случаях сделать трение как …

КАК СУХОЕ ТРЕНИЕ СДЕЛАЛИ ЖИДКИМ

Заменив в шариковых подшипниках сухое трение скольжения трением качения, инженеры выиграли боль­шое сражение против трения. Но о™ не успокоились на этом. Оставалось ещё по­бедить застой. Застой, как мы знаем, присущ …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.