ТОКАРНОЕ ДЕЛО

Накатывание рифлений

Некоторые детали (рукоятки, головки винтов, ручки калибров и т. д.) имеют наружную рифленую поверхность с различным узором: линейчатым (пря­мым или косым), елочным, сетчатым, точечным и др. Рифление получают на­катыванием поверхности закаленны­ми накатными роликами с соответст­вующим узором. В державку закрепля­ют один накатной ролик или два (для накатывания сетчатых рифлений). При накатывании сетчатых рифлений обой­ма с роликами свободно крепится в державке и самоустанавливается на поверхности заготовки (детали) (рис 237, а, б,). Ролики должны распо­лагаться строго параллельно к нака­тываемой поверхности. Накатывание осуществляют за не­сколько проходов. Нежесткие заготов­ки (детали) могут отжиматься под действием большого радиального уси­лия, поэтому накатывание таких за­готовок (деталей) производится при большом числе проходов. Накатывание ведут с подачей в обе стороны. Попе-

Таблица 18

Виды, причины и способы предупреждения брака при накатывании рифлений

Виды брака

І фіг!,-,!,;,:

Способы предупреждения

Мелкие рифления со срезанными вершина­ми

Мелкие рнфлеиня, но с полным профилем

Глубокие рифлення, вершины неровные, заваленные

Нечеткие, прерывистые рифлении

Искажена сетка рифле­ний (при сеточном узоре)

Недостаточная чистота рифленой поверхности

Износ накатных роликов

Канавкн ролика загрязнены Процесс накатывания не окончен Сделано лишнее число проходов

Плохо подготовлена поверхность под накатывание

Неправильно выбраны режимы накатывания

Неодинаков шаг или угол на­клона рифлений у пары роли­ков

Заклинивается шарнир обоймы

Недостаточная чистота поверхно­сти рифлений роликов

Износ роликов

Неправильно выбраны режимы обработки и смазка

Заменить накатные ролики

Прочистить стальной щеткой и протереть ролики

Сделать дополнительно несколько проходов

По первой заготовке (детали) от­корректировать чнело проходов н общую глубину вдавлнваиия установить по лимбу

Обеспечить чистоту поверхности под накатывание не ниже V4

По первой заготовке (детали) от­корректировать режимы нака­тывания

Подобрать пару роликов с одина­ковыми по шагу н углу накло­на рифлениями

Проверить, и смазать шарнир обой­мы. При чрезмерном износе от­ремонтировать палец

Заменить ролики

То же

По первым заготовкам (деталям) откорректировать режимы обра­ботки и выбор смазки

Ширина канавки должна быть не менее шага резьбы (при ско­ростном нарезании резьбы твердо­сплавными резцами — 2—3 шага). Глубина канавки должна быть больше глубины резьбы на 0,1—0,2 мм. Иногда в чертеже детали указывается не ка­навка в конце резьбы, а длина «сбега» (рис. 245, б), т. е. участка, на котором выводится резец, и резьба получается неполной.

Установка резца. Резьбовой ре­зец устанавливают точно по центру заготовки: установка ниже центра при­водит к искажению профиля, а уста­новка выше центра — к «затиранию» резца. Для получения правильного профиля резьбы резец устанавливают строго перпендикулярно к оси заготов­ки (детали). Для этого пользуются шаблоном (рис. 246, а, б). Шаблон прикладывают к заготовке (детали) на уровне ее оси и резец вводят в про­фильный вырез шаблона. Правильное положение режущих кромок резца проверяют на «просвет» по шаблону, затем резец закрепляют и убирают шаблон.

Проходы при нарезании резьбы резцом. Резьбу иарезают за несколько проходов: после каждого прохода резец выводят из канавки, суп­порт возвращают в исходное положе­ние и вновь начинают проход. Число проходов и глубина врезания для каж­дого прохода зависят от шага нарезае­мой резьбы и материала резьбового резца. Например, для резьбы шага 2—3 мм (9—7 ниток на 1") при наре­зании резцом Р18 рекомендуется 5—6 черновых и 3 чистовых прохода, при нарезании твердосплавным резцом — 3 черновых и 2 чистовых прохода. Чи­сло проходов определяют по таблицам справочника.

А)

В)

При нарезании длинных резьб целесо­образно возвращать суппорт в исход­ное положение вручную или автомати­ческой подачей ускоренным перемеще­нием каретки при разомкнутой гайке. Однако при этом возникает задача по­падания резьбового резца в нитку резь­бы после каждого прохода. Если ш-аг ходового винта делится без остатка на шаг нарезаемой резьбы (резьба «чет­ная»), то резец будет попадать в нитку при включении разъемной гайки в лю­бом положении суппорта. Если резьба «нечетная», т. е. шаг ходового винта не делится на шаг резьбы без остатка, то суппорт возвращают в исходное поло­жение при ускоренном обратном вра­щении шпинделя. При возвращении суппорта в исходное положение обрат­ным ходом в сопряжении винтовой пары — ходового винта и гайки обра­зуется люфт (зазор). Для устранения («выбирания») люфта между ходовым винтом и разъемной гайкой перед каж дым новым проходом «перегоняют» ре­зец на два-три шага за пределы резь­бового участка и затем начинают вы­полнение нового прохода. Боковое врезание. Резьбу боль­шого шага (2 мм и более) нарезают не с поперечным, а с боковым врезани­ем резца, при котором работает только одна режущая кромка. При боковом врезании облегчается процесс резания повышается качество резьбы (рис. 247, а, б, в). Для осуществления бокового врезания верхнюю часть суппорта раз­ворачивают под углом а/2 (для метри­ческой резьбы а/2 = 30°) относительно своего нормального положения (см рис. 247, б, в). Врезание осуществляют рукояткой верхнего суппорта. Послед­ние один-два чистовые проходы выпол­няют с поперечной подачей. В момент врезания резьбовой резец под действием осевой силы несколько отжимается и первый виток резьбы по­лучается более полным, чем остальные. Последний виток резьбы также полу­чается более полным, так как резец, освобожденный от действия усилия, спрямляется. Чтобы гайка навертыва­лась на винт, первый и последний вит­ки подрезают резьбовым резцом. Нарезание левой резьбы осу­ществляют при вращении ходового винта в сторону, противоположную вращению шпинделя. Для этого пере­ключают механизм реверсирования вращения ходового винта — трензель (для станка 1К62 — рукоятку 7 — см. рис. 185 ставят в крайнее правое поло­жение). При нарезании левых резьб врезание производят в зарезьбовую ка­навку, а суппорт с резцом перемещает ся слева направо (от передней бабки к задней).

Р е ж и мы резания при нареза­нии резьбы резцом. Глубина резания определяется числом про­ходов. Подача при нарезании резь­бы равняется шагу резьбы, а при на­резании многозаходной резьбы — ходу (H=KS, где К — число заходов). Скорость резания зависит от об­рабатываемого материала и материала резьбового резца: при обработке стали быстрорежущими резцами она. состав­ляет 20—35 ж/імин, при обработке чугу­на 10—15 м/мин, при обработке твердо­сплавными резцами — соответственно 100—150, 40—60 м/мин Для чистовых проходов скорость реза­ния увеличивают в 1,5—2 раза. Для внутренних резьб скорость резания снижается на 20—30%. Режимы реза­ния при нарезании резьбы резцами для конкретных условий выбирают по справочнику.

ТОКАРНОЕ ДЕЛО

Износ и стойкость резцов

По закону сохранения энергии энергия, затраченная на процесс резания, не может исчезнуть: она превращается в другой вид —в тепловую энергию. В зоне резания возникает теплота ре­зания. В процессе резания больше …

Элементы автоматических устройств

Особенностью современного техниче­ского прогресса является автоматиза­ция на базе достижений электронной техники, гидравлики и пневматики. Главными направлениями автоматиза­ции являются применение следящих (копировальных) устройств, автомати­зация управления станками и контроля деталей. Автоматическое управление …

Сложные поверхности как установочные базы

Рассмотренные ранее правила выбора установочных баз справедливы и при изготовлении деталей с участками сложной формы. Однако не всегда та­кие участки удобны для использова­ния их в качестве баз, в других слу­чаях, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.