ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Процессы в тиристорных преобразователях при внешних и внутренних коротких замыканиях подробно освещены в литературе [JI. 16]. Ниже рассматриваются некоторые особенности режимов опрокидывания инвертора в реверсивном тиристорном электропри­воде.

Причины опрокидывания инвертара

Опрокидыванием инвертора принято назы-вать аварийный про­цесс нарастания тока, связанный с нарушением правильной комму­тации тока с одного тиристора на другой. Опрокидывание инверто­ра, имеющего трехфазную мостовую схему, может быть однофазным и двухфазным. При однофазном опрокидывании (рис. 20,а) аварий­ный ток проходит через два тиристора, соединенных с одной фазой трансформатора, который при этом находится в режиме холостого хода. При двухфазном опрокидывании (рис. 20,6) ток проходит через два тиристора и две фазы трансформатора. В те полупериоды переменного напряжения, когда линейное напряжение трансформа­тора действует согласно с напряжением источника постоянного тока, происходит нарастание аварийного тока в цепи якоря электродвига­теля и в обмотках трансформатора.

В Н-схеме ((рис. 8,в) при инвертировании может возникнуть ава­рийный режим, аналогичный однофазному опрокидыванию инверто­ра. Аварийный ток в этом случае может протекать, например, по следующему контуру: якорь двигателя — тиристор группы В —
обмотка трансформатора а2 — дроссель УД— обмотка трансформа­тора Al — тиристор группы :В. Точно так же аварийный ток мо­жет протекать по контурам, связанным с фазами b и с. Величина аварийного тока при этом определяется только э. д. с. двигателя и активным и реактивным сопротивлениями указанного выше кон­тура, так как напряжения двух вторичных обмоток одной фазы трансформатора (например, Al и а2) направлены встречно и их алгебраическая сумма равна нулю.

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

П

Рис. 20. Протекание аварийных токов при однофазном (а) и двух­фазном (б) опрокидываниях инвертора.

При двухфазном опрокидывании инвертора в Н-схеме аварий­ный процесс аналогичен процессу в обычной мостовой схеме.

Основные причины опрокидывания инвертора в реверсивном тиристорном электроприводе сводятся к следующим:

1) пропуск отпирания очередного тиристора, что приводит к двухфазному и затем к однофазному опрокидыванию;

2) понижение напряжения питающей сети переменного тока, ко­торое приводит к увеличению тока инвертора и угла коммутации, и если угол коммутации при этом станет больше угла опережения инвертора (3, то произойдет опрокидывание инвертора;

3) скачок управляющего напряжения на входе системы фазово­го управления в сторону увеличения угла опережения зажигания;

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

4) перенапряжения, большая скорость нарастания напряжения на тиристоре в прямом направлении (эффект Dujdt)Y импульсы по­мех на управляющем электроде — все это может привести к лож­ному отпиранию тиристора и, в зависимости от момента времени, когда это отпирание произошло, вызвать опрокидывание инвертора.

В реверсивном тиристорном электроприводе с раздельным управлением вентильными группами ложное отпирание тиристора в неработающей в данный момент группе приводит к короткому замыканию между фазами трансформатора.

IB ряде случаев некоторые из перечисленных причин могут дей­ствовать совместно.

Скачок управляющего напряжения может привести к тому, что еще до запирания тиристора в каком-либо плече трехфазной мосто­вой схемы отопрется тиристор, присоединенный к этой же фазе трансформатора, и произойдет однофазное опрокидывание инвер­тора.

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Рис. 21. Однофазное опрокидывание при скачке управляющего напряжения.

. На рис. 21,а—в показаны временные диаграммы напряжений и токов в тиристорном преобразователе, имеющем трехфазную мо­стовую схему и СФУ, работающую по «вертикальному принципу». Нумерация тиристоров в схеме — общепринятая (рис. 20). Диаграм­мы фазных напряжений на входе мостовой схемы и порядок ра­боты тиристоров в выпрямительном и инверторном режимах пред­ставлены на рис. 21,а. Обозначение 1ТВ соответствует работе тири­стора в выпрямительном режиме, 1Ти—ъ инверторном и т. д.

Стрелками и обозначе­ниями 5Т-—+1Т, 1Т—*ЗТ И т. д. показаны процес - ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРАТока

Между вентилями. На рис. 21,6 изображены диаграммы пилообразных напряжений мгпн систе­мы фазового управле­ния и управляющее на­пряжение му. Форма диа­грамм приближенно со- Ьтветствует трансформа­торному способу форми­рования пилообразного напряжения. В момент времени, когда разность напряжений —управляю­щего и пилообразного му—Мгпи, становится по­ложительной, в системе фазового управления ге­нерируется управляющий импульс и соответствую­щий тиристор отпи­рается.

Перед скачком уро­вень управляющего на­пряжения му соответ­ствует инверторному ре-

Жиму. При кратковременном скачке управляющее напряже­ние изменяет свою величину до значения, соответствующего выпрямительному режиму, и затем снова возвращается к ис­ходному уровню. За время скачка управляющего напряжения в сторону выпрямления часть тиристоров отпирается при углах регулирования, соответствующих выпрямительному режиму, а при
восстановлении исходного уровня управляющего напряжения — сно­ва переходит в инверторный режим. Токи тиристоров показаны на рис. 21,е. Из рис. 21,6 и в видно, что при скачке управляющего на­пряжения му от значения, соответствующего инверторному режиму, до значения, соответствующего режиму выпрямления, в момент /i происходит коммутация тока с тиристора на тиристор 2Т, угол регулирования которого соответствует режиму инвертирования. В момент /2 происходит коммутация тока с тиристора IT на ти­ристор ЗТ, который отпирается при угле регулирования, соответ­ствующем режиму выпрямления. Отрезок - времени h—зависит от скорости изменения управляющего напряжения щ. Если он ока­жется равным или меньше угла коммутации то тиристор не запрется к моменту включения тиристора ЗТ и возникнет однофаз­ное опрокидывание по цепи тиристоров 6Т—ЗТ.

Рассматривая коммутацию тока с тиристора иа тиристор в момент находим, что если промежуток времени HH ока­жется меньше угла коммутации уУ то однофазное опрокидывание может произойти по цепи тиристоров IT—4Т (в том случае, если оно не возникло раньше, в момент

Диаграммы токов на рис. 21,в построены в предположении, что индуктивность цепи выпрямленного тока достаточно велика, так что при сдвиге управляющих импульсов в сторону выпрямления ток не успеет существенно измениться за время скачка, которое состав­ляет около 0,01 сек. При небольшой индуктивности цепи выпрям­ленного тока сдвиг импульсов в сторону выпрямления приведет к быстрому нарастанию тока инвертора до недопустимо большой величины, если до этого не произойдет однофазное опрокидывание инвертора.

Вероятность однофазного опрокидывания при скачке управ­ляющего напряжения в сторону выпрямления тем больше, чем вы­ше ток инвертора и индуктивность анодных цепей, т. е. чем боль­ше угол коммутации.

Рассмотрим теперь отпирание тиристоров под действием скач­ков напряжения на них в прямом направлении (эффект DujDt). Известно, что при высокой скорости приложения напряжения в пря­мом направлении к тиристору, т. е. при большой величине Du/Dt, Снижается его максимальное напряжение переключения. Если при этом оно станет ниже уровня напряжения «анод — катод», который будет на тиристоре в результате скачка, то тиристор откроется. Снижение напряжения переключения обусловлено наличием емко­стей как между слоями р-п-р-п структуры тиристора, так и между цепью управления и силовой цепью через изоляцию, заземленные конструктивные элементы преобразователя и т. д.

Величина снижения напряжения переключения тиристора под действием Du/Dt зависит от температуры р-п-р-п структуры, от ве­личины и полярности напряжения между анодом и катодом перед скачком. Некоторые результаты исследований по этому вопросу [JI. 17] представлены на рис. 22. На рис. 22,а показано снижение максимального напряжения переключения Un от Du/Dt при разных температурах р-п-р-п структуры тп. Если при тп=20°С увеличение Du/Dt до 103 в/мксек почти не сказывается на величине Uu, то при Тп=1Ю°С увеличение Dujdt от 10 до 100 в/мксек приводит к рез­кому. снижению ип, причем основное снижение, t/n соответству­ет приросту IDu/Dt от 20 до 50 в/мксек. На рис. 22,6 показано влия­ние тока отрицательного смещения на управляющем электроде.

4—1333 49

Чем больше по абсолютной вели­чине ток отрицательного смеще­ния /см, тем меньше снижается максимальное напряжение пере­ключения >ип при той же величи­не IDu/Dt.

Если напряжение иА, прило­женное к тиристору, нарастает со скоростью Dufdt не от нулевого значения, а от некоторой началь­ной величины UKy то стойкость тиристора к скорости изменения* напряжения возрастает как при прямой, так и при обратной по­лярности первоначально прило­женного напряжения (рис. 22,в).

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

11 111

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Отпирание тиристора может произойти при смене полярности анодного напряжения с обратного на прямое (рис. 23), особенно если в момент перехода напряже­ния через нуль в напряжении по­явится скачок с крутым передним фронтом, т. е. с высокой вели­чиной Du/Dt. .При обратной поляр­ности анодного напряжения через Р-п-р-п структуру тиристора течет обратный ток, причем по анод­ному р-п переходу течет ток/0 б ре , который складывается из обрат­ного тока х'обр. к, протекающего по катодному р-п переходу, и тока /обр. у, который проходит по цепи управляющего электрода, шунтирующей катодный р-п пере­ход (рис. 23,6). В первый момент после смены полярности анодно­го напряжения с обратной на пря­мую токи /обр £ и /обр. к практи­чески мгновенно спадают до нуля, а ток i/обр. у стремится сохранить свое направление в цепи управ­ляющего электрода, так как она обладает индуктивностью из-за на­личия импульсного трансформато­ра ИТ (рис. 23,в). Этот ток замы­кается через катодный р-п пере­ход в направлении от управляю­щего электрода к катоду, снижая напряжение переключения тири­стора. Если в момент перехода напряжения на тиристоре через нуль в кривой напряжения бу­дет, как уже упоминалось выше, скачок с крутым передним фрон-

Том (рис. 23,а) и величина напряжения в результате скачка станет выше напряжения переключения, которое снизилось под действием тока х'обр. у, то тиристор откроется под совместным воздействием Du/Dt в переднем фронте скачка и тока *0бр. у.

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Рис. 23. Отпирание тиристора при смене полярности напряжения

Анод—катод.

Определение величины скорости нарастания напряжения на тиристоре

Высокое значение Du/Dt может появиться при нормальной ра­боте преобразователя вследствие наличия в кривой напряжения на тиристоре коммутационных скачков (рис. 24,а), имеющих вид узких импульсов. Эти скачки напряжения вызываются одновременной ра­ботой двух тиристоров в процессе коммутации тока с одного тири­стора на другой в течение промежутка времени, соответствующего углу коммутации у. Так, при коммутации тока с тиристора на тиристор скачок напряжения анод — катод будет на тиристоре ЗТ в прямом направлении (скачок, отмеченный буквой N на рис. 24,а). Второй скачок напряжения появится в кривой напряже­ния анод — катод на тиристоре ЗТ при коммутации тока с тири­стора на тиристор (скачок 5 на рис. 24,а). Высокая скорость нарастания напряжения в прямом направлении будет на переднем фронте скачка N и заднем фронте скачка 5. Для отпирания тири­стора ЗТ и однофазного опрокидывания инвертора по цепи тири­сторов ЗТ—6Т наиболее опасен скачок N, соответствующий отпира­нию тиристора 6Т. Задний фронт скачка 5 соответствует окончанию коммутации и восстановлению запирающих свойств тиристора 6Т, Поэтому вероятность однофазного опрокидывания здесь меньше, чем при скачке N. В дальнейшем все рассуждения относятся к скачку N. Величину переднего фронта этого скачка можно определить, рас­сматривая изменение напряжения на тиристоре ЗТ в его запертом состоянии. Перед коммутацией тока с тиристора на тиристор катод тиристора ЗТ имеет потенциал фазы с, так как отперт тиристор (падением напряжения в отпертом тиристоре для упрощения рассуждений можно пренебречь). Анод тиристора ЗТ Имеет потенциал фазы Ь. Напряжение между анодом и катодом тиристора ЗТ .равно Макз=,«ь—«с.

В момент отпирания тиристора 6Т и начала коммутации тока с тиристора на тиристор анод тиристора ЗТ скачком приоб­ретает потенциал, равный полусумме мгновенных значений напря­жений фаз а и Ь, так как эти фазы замкнуты между собой через отпертые тиристоры и и в течение периода коммутации остается равным этой величине. После окончания коммутации потен-

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

S Б)

Л/лмссех

Ffi 7 влсхсек

Рис. 24. Напряжение на тиристо­ре в процессе инвертирования.

А — диаграммы напряжений; б — вели­чина Du/Dt на тиристоре при коммута­ционных скачках: / —С/2Л = 190 в; C/dH=230 В; 2 — С/2л =380 в; t/dH=460 е.

Циал анода тиристора ЗТ снова становится равным потенциалу фа­зы Ь. Напряжение между анодом и катодом тиристора ЗТ в период коммутации

, Ug + Ub

И акз — 2

(см. пунктир на рис. 24,а).

Скачок напряжения между анодом и катодом тиристора ЗТ в момент отпирания тиристора

Ug У<ъ ____ ИдЬ

(31)

Д и = tt'aKa— #акз "

2 ~ 2 '


(32)

Т. е. он равен половине мгновенного линейного напряжения между фазами, к которым подключены коммутирующие тиристоры. Выражение (31) можно представить в виде

А а = [sin — sin "" т) ]'

Где и2ф — действующее значение фазного напряжения на входе мостовой схемы; соh отсчитывается от момента перехода через нуль
напряжения фазы а в полупериоде, соответствующем режиму ин­вертирования тиристора '(рис. 24,а). Угол MU связан с углом опережения Р соотношением (рис. 24,а)

= р. (33)

Подставляя (33) в (32), после преобразований находим:

Y~ и2л мякп

Аи = Sln р = 2 sln Р = у=тSln 1

Где С/гл и U2Л. макс—действующее и максимальное значения ли­нейного напряжения на. входе мостовой схемы.

Напряжение анод — катод тиристора ЗТ переходит через нуль при Р=я/3 (рис. 24,а); при этом величина скачка будет. равна:

Att«/3=^sinlT^ 0,61 и**-

(При |Р=я/3 чувствительность тиристора к скорости нараста­ния напряжения в in р him ом направлении наибольшая.

•Средняя крутизна переднего фронта скачка напряжения при­ближенно может быть определена как отношение величины скачка Дм к времени отпирания тиристора /0тп'

Du А и dt ^

(предполагая, что процесс отпирания тиристора, заключающийся в снижении напряжения переключения с некоторой скоростью, про­исходит линейно во времени, т. е. что скорость снижения напря­жения переключения постоянна). На рис. 24,6 показана зависи­мость величины Du/Dt о:т времени отпирания тиристора при Р= = я/3 и £/2л = 190 и 380 в, соответствующих номинальным выпрям­ленным напряжениям 230 и 460 в. Эта зависимость рассчитана по формуле

Du 0,61 U2n

Dt " ^отп

Величина Du/Dt изменяется примерно от 10 до 115 в/мксек, т. е. имеет порядок десятков вольт в (микросекунду.

На рис. 25 представлена осциллограмма, иллюстрирующая про­цесс однофазного опрокидывания дав ер тор а из-за коммутационных скачков напряжения. Осциллограмма снята на реверсивном тири - сто|рно1М электроприводе, имеющем следующие основные данные: i/dH=230 В, и2ф = 100 в, 7dH=H65 А, Id макс =300 а.

IHa осциллограмме можно заметить коммутационные скачки напряжения в кривых мак. Особенно отчетливо эти скачки видны

В КрИВЫХ Мак

Для тиристоров ЗТ, 4Т и 5Т. Опрокидывание инвер­тора наступает при таком угле регулирования инвертора р, когща коммутационный скачок напряжения в прямом направлении сов­падает с моментом перехода напряжения анод — катод через нуль (кривая «акз). Опрокидывание инвертора произошло, когда про­цесс инвертирования уже установился и ток инвертора I а и достиг максимальной величины 300 а, определяемой уставкой токовой отсечки. При опрокидывании ток протекает по тиристорам ЗТ и 6Т, Причем Накз=0 и «акв^О. Остальные тиристоры тока не проводят,

И кривые напряжений анод —катод на них представляют собой синусоиды линейных (напряжений.

Ток при однофазном опрокидывании инвертора вначале на­растает под действием э. д. с. двигателя, а затем снижается вслед­ствие торможения двигателя.

Необходимо отметить, что при /проведении экспериментов одно­фазные опрокидывания возникали только при нагретых р-п-р-п Структурах тиристоров, т. е. после нескольких циклов «пуск — торможение». При холодных р-п-р-п структурах, имевших темше-

"упоСФУ

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Рис. 25. Осциллограмма однофазного опрокидывания инвертора. С/уПр сфу — управляющее напряжение на входе систем фазового управления; Udn — напряжение на зажимах элекгродвигателя; /dH —ток инвертора;

1/ак1—£/акб — напряжения анод—катод на тиристорах 1Т—6Т.

Ратуру порядка 30—45° С, однофазные опрокидывания не возни­кали.

(Однофазные опрокидывания инвертора были устранены введе­нием импульсов отрицательного смещения на управляющий элек­трод тиристора в момент подачи управляющего импульса на другой тиристор, .находящийся в этой же фазе мостовой схемы (рис. 26). Устройство для подачи отрицательного импульса смещения [Л. 18] условно показано только для двух тиристоров и ЗТ, присоеди­ненных к одной фазе. Импульсные трансформаторы ТИ6 и ТИЗ, Предназначенные для подачи управляющих импульсов, имеют, по­мимо основной вторичной обмотки wzu дополнительную вторичную обмотку W22- Дополнительная обмотка ДО22 импульсного трансфор­матора ТИ6 присоединена своим началом к катоду тиристора ЗТ (точка КЗ) у а концом через добавочное сопротивление — к управ­ляющему электроду этого тиристора (точка УЗ). Дополнительная обмотка до22 импульсного трансформатора ТИЗ присоединена своим началам к катоду ти(ристора (точка Кб), а концом через доба­вочное сопротивление — к его управляющему электроду (точка У6). Таким же образом включены дополнительные обмотки импульсных трансформаторов ТИ2 — ТИ5 и ТИ1 — ТИ4, что на р. ис. 26 не по­казано. Диоды ЗВ, 6В попользуются для стабилизации величины импульса смещения.

В момент подачи управляющего импульса на любой из тири­сторов, например на тиристор 6Т, отрицательный импульс омеще - ния tc помощью дополнительной обмотки W22 импульсного транс­форматора подается на управляющий электрод другого тиристора той же фазы мостовой схемы (в данном случае. на тиристор ЗТ). В то же время. в момент подачи управляющих импульсов «а тири­стор ЗТ отрицательное смещение. на его управляющем электроде отсутствует, так как управляющие импульсы на тиристорах одной фазы мостовой схемы юдвинуты по фазе на 180°. Поэтому нет необходимости увеличивать амплитуду управляющих импульсов и мощность устройства их формирования для компенсации смещения,

Аде

ОПРОКИДЫВАНИЕ ИНВЕРТОРА

Как это было бы необходимо Ib случае постоянного отрицательного смещения.

Другим способом предупреждения однофазных опрокидываний вследствие высокой скорооти нарастания напряжения на тиристоре в прямом направлении является снижение величины этой скорости, что может быть достигнуто включением воздушных реакторов по­следовательно с тиристорами и шунтирующими их /?С-цепочками.

Эти реакторы в мощных преобразователях используются одно­временно для деления тока между параллельно работающими вен­тилями.

ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Схема подключения электроприводов ЭТУ…

Схема подключения элктроприводов серии ЭТУ: Изготавливаем электропривода тиристорные под заказ, есть в наличии электропривода: ЭТУ-2-2 3747Д ЭПУ-2-2 302М и другие Контакты для заказов: msd@msd.com.ua или по тел. +38 050 4571330 …

Система автоматического регулирования

Преобразователь на тиристорах с транзисторной системой фазового управления имеет большой коэффициент усиления по напряжению. Поэтому, согласно требованиям статической точности, в САР с тиристорным преобра­зователем достаточно иметь в контуре регулирования дополнитель­ный …

Электропривод постоянного тока

Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua На обороте тит. л. авт.: Я. Ю. Солодухо, Р. Э. Беляв­ский, С. Н. Плеханов …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.