ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОНТАЖА ОБОРУДОВАНИЯ

Основным характерным признаком монтажа оборудования является его установка на определенном назначенном для постоян­ной работы этого оборудования сооружении в отличие от сборки, которая производится без привязки к такому определенному месту.

Из всех видов монтажных работ монтаж современных прокат­ных станов является одним из наиболее сложных.

Это объясняется тем, что каждый прокатный стан представляет собой большой комплекс (много десятков) механизмов разной сложности и обслуживающих их систем смазки, гидравлики, пнев­матики, сигнализации и других, стоящих в общей цепи и группами и требующих строгой взаимной увязки как по осям (продольным и поперечным), так и по высоте, а для механизмов, стыкующихся между собой,— увязки и стыковых элементов: плоскостей, отвер­стий, пазов, выступов, впадин и т. п.

Кроме того, темпы роста нашей промышленности, приведшие к развитию современных методов организации строительства ско­ростными способами, требуют, чтобы монтажные работы в строя­щихся прокатных цехах велись не последовательно по технологиче­ской линии, а параллельно на ряде участков этой линии или на всех участках одновременно.

Параллельное ведение работ в условиях сложной и точной увязки многочисленных механизмов прокатного стана обязывает к особенно тщательной разработке проекта организации монтаж­ных работ, создаваемого на основании технической документации о монтируемом оборудовании.

Техническая документация монтируемого оборудования должна быть получена до начала монтажа. В нее входят:

1) общий вид стана и сводная спецификация оборудования;

2) общие виды узловых и детальных чертежей каждого меха­низма;

3) технические условия на монтаж, включающие инструкции на установку и испытание отдельных машин и механизмов;

4) чертежи на фундаменты (с расположением анкерных болтов);

5) смета на монтаж, испытание и опробование оборудования;

6) паспорта на все механизмы с маркировочными схемами;

7) отгрузочная документация, состоящая из ведомостей отгруз­ки, составленных на каждый отгруженный механизм, и упаковоч­ных листов, составленных на каждое отгруженное место.

Технические условия на монтаж, испытание и опробование ме­ханизмов предусматривают:

1) Общие технические условия для всех механизмов стана, об­щие требования, предъявляемые ко всем фундаментам, указания о подготовке их к монтажу, о размерах и расположении подкладок под оборудованием, условия подготовки оборудования к монтажу, подливки цементным раствором установленного оборудования и условия сборки, а также указания о порядке и общих условиях испытания механизмов.

2) Технические условия на каждый механизм, которые состоят из указаний о допусках на установку механизма, о выборе базы для установки, о контроле сопрягаемых узлов и отдельных мест меха­низма, о допускаемых зазорах между сопряжениями и условиях, обеспечивающих увязку сопряжения между соседними узлами (на­пример, смещения и перекосы осей, допускаемые в центрируемых валах), о продолжительности испытания механизма и тому подоб­ных указаний.

3) Порядок проведения комплексного испытания всех механиз­мов вхолостую и горячего (под нагрузкой) их опробования.

Паспорта на оборудование составляет завод-изготовитель. На каждый механизм стана должен быть паспорт, в котором указы­вается назначение механизма, дается краткое описание, а также характеристика (общая и по узлам), особенности конструкции или кинематическая схема и схема управления, данные об установлен­ных подшипниках качения, сертификаты материалов особенно от­ветственных деталей и результаты их испытаний, данные испыта­ний отдельных деталей под давлением и заводских испытаний узлов и механизма в целом, а также маркировочная схема сборки.

Монтажным работам предшествует составление проекта органи­зации этих работ, который представляет собой комплекс организа­ционных и технических мероприятий, необходимых для наиболее рационального и экономически выгодного производства всех работ, согласованных с общим планом-графиком строительных, сантехни­ческих, электромонтажных и других видов работ, которые связаны с монтажом и пуском прокатного оборудования, а также с осуще­ствлением всех подготовительных работ и мероприятий, предусмот­ренных этим проектом.

В проекте организации монтажных работ отражены следующие вопросы:

1. Состав, краткая характеристика оборудования, подлежащего монтажу, и объем монтажных работ.

2. Сроки поставки технологического оборудования, изготовле­ния фундаментов и выполнения других строительных л монтажных работ, связанных с монтажом (монтажа мостовых кранов, электро­монтажа, сантехники и др.).

. При определении трудоемкости отдельных этапов монтажа можно руководствоваться следующими данными: а) приемка и ре­визия оборудования 20—25%; б) установка на фундамент под под­ливку 15—20%; в) оборка после подливки 40—45%; г) опробова­ние вхолостую и наладка 25—10% (от общего объема).

3. Обеспечение каждого участка тем или иным видом подъемно - транспортного оборудования или приспособлений, а также воз­можности и способы транспортировки деталей с приобъектного склада на место ревизии и монтажа (с использованием железно­дорожного транспорта).

4. Перечень, план расположения и сроки осуществления времен­ных сооружений.

Для монтажа современного прокатного стана средней величи­ны (вес оборудования 8000—12 000 г) должны быть организованы:

А) Площадки для складирования, ревизии и поузловой сборки оборудования (приобъектный склад). Они должны быть располо­жены недалеко от монтажной зоны и удобны для передачи обо­рудования на монтаж. Для промывания и монтажа подшипников качения должна быть выделена отдельная, изолированная пло­щадь.

Б) Площадки для технологического оборудования в зоне мон­тажа. Все указанные площадки должны иметь полы, очищенные от земли и леска, должны быть оборудованы кранами, подъездными путями, проводкой силовой электросети, освещения, сжатого воз­духа и находиться, как правило, под крышей.

В) Механическая мастерская для исправления небольших дета­лей монтируемого оборудования и для других нужд, мастерская для заготовки трубопроводов, систем смазки и гидравлических си­стем (с отделением для травления труб) и мастерская-кладовая такелажного, электро - и газосварочного оборудования.

Г) Центральная и участковые инструментальные кладовые и материальный склад, кладовые горючих и смазочных материалов и бригадные переносные кладовые.

Д) Контора монтажной организации и участковые конторы для начальников участков и мастеров.

5. Перечень необходимого подъемно-транспортного, такелаж­ного оборудования и приапособлений с планом расположения их на всех местах работы.

При подсчете потребности можно ориентировочно руководство­ваться таким нормативом: на 1 т монтируемого оборудования тре­буется для мелкого оборудования около трех крано-часов, для сред­него— свыше двух и для крупного — около двух.

6. Технология монтажа на отдельные особо сложные или особо ответственные механизмы или инструктивные указания на их мон­таж (например, летучие ножницы, моталки горячего листа и др.).

7. План комплектования рабочих разной квалификации по ме­сяцам.

8. Потребность в станочном и монтажном оборудовании, инст­рументах, приспособлениях, основных и вспомогательных материа­лах и сроки их поставки по месяцам.

Материалы условно делят на основные, идущие в машину и в ней остающиеся (например, электроды, которые в виде электро­сварочных швов остаются на детали; паронит, фольга, белая жесть, остающиеся в механизме в виде прокладок, и т. д.), и вспомогатель­ные, необходимые для производства монтажных работ, но не остаю­щиеся в монтируемом оборудовании (например бензин, концы, ча - лочный канат и т. п.).

Потребность в материалах, инструментах и приспособлениях может быть подсчитана по нормам расхода на 1000 т монтируемого оборудования.

9. Разные мероприятия по ускорению работ. Для сокращения продолжительности монтажных работ применяют следующие меро­приятия:

А) Сборку механизмов после ревизии возможно более укрупнен­ными узлами, а когда можно — даже полностью всего механизма. Эффективность этого метода велика, особенно с одновременной под­готовкой фундаментов к установке механизмов; помимо значитель­ного сокращения цикла монтажа, при этом методе, учитывая, что ревизия и сборка производились на специальной (комплектовочной) площадке в стороне от фундаментов, достигается уменьшение за­грузки кранового оборудования в зоне монтажа и при передаче оборудования с комплектовочной площадки на монтажную.

Б) Параллельную установку механизмов на фундаменты на ряде участков одновременно по всей линии стана. Этот метод дает наи­больший эффект в ускорении монтажных работ, так как позволяет включить в работу сразу много бригад и вести монтаж широким фронтом. Он всюду имеет большое распространение, но требует тщательной проверки и приемки фундаментов, точной работы гео­дезистов при нанесении осевых и высотных отметок, а также обес­печивания подъемно-транспортным оборудованием.

В) Специализацию монтажных бригад. Она может проводиться в разных направлениях. Например, одним направлением может быть специализация определенных бригад на отдельных операциях монтажа: на приемке фундаментов и установке на них оснований механизмов (с расширением этой специализации по видам оборудо­вания— установщики рольгангов, рабочих линий станов и т. д.); на сборке и регулировке тормозов всех систем и электромагнитных муфт; на проверке в регулировке подшипников качения и т. д. Такая специализация ускоряет сроки выполнения работ и улучшает их ка­чество. К недостаткам относятся затруднения в обеспечении рабо­той бригад при расстановке по этому принципу и в нормировании, так как оплата относится к монтажу всего механизма. Однако при

Невысокой квалификации слесарей-монтажников следует макси­мально практиковать такую специализацию.

В другом направлении специализацию бригад можно осущест­влять, специализируя их на монтаже определенных машин, напри­мер: одним поручать только монтаж механизмов, входящих в состав рабочей линии стана (рабочей и шестеренной клетей, редуктора, шпинделей, перевалочной машины), другим — только рольгангов (можно по типам), третьим — систем смазки и т. д., с ведением ра­бот от приемки фундамента до сдачи механизма по акту. Такая специализация тоже способствует ускорению и улучшению качества монтажа и применяется достаточно широко, так как удобна для внедрения как по распределению работ, так и по оплате.

Г) Овладение слесарями смежными профессиями, чтобы они могли выполнять такелажные, трубопроводные, электросварочные и другие работы.

Д) Применение геодезической проверки при установке оборудо­вания на фундамент, которая очень облегчает и ускоряет работу,

*. особенно с механизмами, занимающими большие площади (шлеп - перы, конвейеры и др.) или большую длину (рольганги). При этом достигается достаточно высокая точность установки.

10. Механизация монтажных работ. Ведение монтажа оборудо­вания широким фронтом на больших площадях требует всесторон­ней и максимальной механизации всех его процессов на всех эта­пах. Механизация ускоряет работу, облегчает труд, повышая этим его производительность, и позволяет сократить число рабочих, уде­шевляет стоимость работ.

Для механизации должны быть использованы всевозможные механизмы, приспособления и инструменты, ускоряющие, облегчаю­щие и улучшающие работу и ее качество.

Для механизации важны не только подъемно-транспортные ме­ханизмы или пневматические и электрические инструменты, но и стяжные скобы, масляные и сухие электрические ванны для нагре­ва деталей, сжатый воздух, применяемый для очистки деталей про­дувкой, насосы для перекачивания масла и многие другие.

Учитывая, что подъемно-транспортное и такелажное оборудова­ние является основным и решающим в деле механизации монтаж­ных работ, в первую очередь после окончания строительства здания цеха должны быть смонтированы все мостовые краны, полученные для установки в цехе.

В отдельных случаях, для выполнения главным образом вспо­могательных (погрузочно-разгрузочных) работ могут быть исполь­зованы «раны на железнодорожном, гусеничном ходу (первые обычно грузоподъемностью до 45 т).

На монтажных работах пользуются также лебедками (электри­ческими и ручными), которые в сочетании с полиспастами (систе­мами подвижных и неподвижных роликов, сгруппированных в обой­мы), блоками и мачтами применяют для подъема грузов весом до

50 г и более. Для некоторой разгрузки мостовых кранов применя­ют и разные другие менее удобные и менее производительные гру­зоподъемные устройства: а) Козлы (металлические и деревянные) высотой 3—4 м состоят из двух стоек, несущих верхние поперечи­ны. На последних укрепляют двутавровую балку. На балке под­вешивают электроталь или кошку с ручной талью. Предельная грузоподъемность такого приспособления 10 т. б) Треноги грузо­подъемностью до 3 т. Груз поднимают ручной талью, в) В некото­рых случаях для подъема или опускания грузов пользуются дом­кратами (реечными, винтовыми и гидравлическими); грузоподъ­емность реечных домкратов до 6 т, винтовых — до 20 т, гидравли­ческих— до 300 т.

Для горизонтального перемещения грузов иногда применяют простейшие устройства — катки (деревянные или ' металлические кругляки) или металлические листы. Если груз перемещают по твердому грунту, под катки подкладывают доски, а если по мяг­кому, то под доски кладут шпалы.

При перемещении грузов на листах к последним приваривают J крючки для крепления троса и волокут с помощью тягача или авто­машины.

Канаты — важнейшая такелажная оснастка. В условиях монта­жа применяют чаще стальные и значительно реже пеньковые ка­наты. Последние применяют для строповки шлифованных и дру­гих подобных деталей. Иногда используют цепи.

При пользовании канатами необходимо следить, чтобы канат - не имел повреждений. Если число поврежденных проволок дости­гает 5% на протяжении одного шага свивки, канат не применяют' для ответственных грузов, а при повреждении до 10% его бракуют. Для изношенных канатов грузоподъемность понижают от 20 до 40% в зависимости от степени износа.

Следует помнить, что грузоподъемность каната и (цепи) сни­жается по мере увеличения угла наклона к вертикали при стропов­ке детали. Так, при угле 60° грузоподъемность каната снижается вдвое по сравнению с вертикальной нагрузкой на канат.

Для удобной и быстрой строповки грузов при подъеме служат рым-болты, широко распространенные в машиностроении. Их изго­товляют грузоподъемностью от 120 кг (М8) до 20 000 кг (М100).

Очень удобен для быстрой строповки деталей мелких и сред­них размеров трос, имеющий на одном конце крючок, а на другом петлю. Петлю набрасывают на крюк крана, а крючок (после охвата тросом детали) набрасывают на ветвь троса, закрепленную на крю­ке крана. Применяют также восьмерки грузоподъемностью до 1500 кг и разные захваты.

При недостаточной грузоподъемности мостового крана груз может быть поднят спаренными кранами с помощью специальной траверсы, имеющей на концах петли для надевания на крюки кра­нов, а посередине (или не посередине, если спариваемые краны разной грузоподъемности) —для палочного стропа. Без кантовки длинная деталь может быть поднята двумя кранами без помощи траверсы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ОБРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВТУЛОК

Из числа специальных втулок рассмотрим процессы обработки вкладыша шестеренной клети и барабана. Вкладыши шестеренной клети представляют собой разъемные втулки с баббитовои заливкой. Для примера рассмотрим обработку верхней половины вкладыша шестеренной …

РАБОЧАЯ КЛЕТЬ

Назначение рабочей клети — осуществлять процесс деформации металла в соответствии с заданным режимом. К основным типам клетей для листовых и сортовых станов отно­сятся: Дуо-—клеть с двумя параллельно расположенными в одной …

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Д. А. Тхоржевским, Г. Г. Сахаровым, В. В. Гладышем, А. К. Гликом К прокатному оборудованию относятся прокатные станы, обо­рудование нагревательных печей и колодцев, устройства для луже­ния, оцинксвания и очистки поверхности …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.