ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ КЛАССА «ЗУБЧАТЫЕ ДЕТАЛИ»

Зубчатые детали характеризуются тем, что на наружной или внутренней поверхностях их имеются зубья специального профиля. Подобные детали получили большое распространение в современ­ном машиностроении. В большинстве случаев их применяют для передачи крутящего момента. В редукторах зубчатые детали по­зволяют изменять числа оборотов от двигателя к машине-орудию, в шестеренных клетях обеспечивают передачу крутящего момента с постоянным числом оборотов. В ряде случаев с помощью зубчатых деталей вращательное движение преобразуется в поступательное. Зубчатые детали можно разделить на следующие виды:

1. Цилиндрические: прямозубые, косозубые, шевронные.

2. Конические: прямозубые, косозубые, со спиральными зубь­ями.

3. Червячные: цилиндрические и глобоидные.

4. Плоские: прямозубые и косозубые рейки.

Наиболее распространенным профилем зубьев является эволь - вентный с углом зацепления 20°. В последнее время стал приме­няться профиль, выполненный по дугам специальных окружностей, что дает ряд эксплуатационных преимуществ (профиль Новикова). Требуемая точность изготовления назначается конструктором ис­ходя из условий работы колес.

Для обеспечения плавного входа зубьев в зацепление в отдель­ных случаях производят фланкирование их, которое заключается в небольшом уменьшении толщины зуба на вершине.

Острые торцовые кромки зубьев часто скругляют или запили­вают, что устраняет возможность соскабливания или задира профи­ля сопрягаемого колеса, особоенно если шестерни работают при осе­вом перемещении для включения в работу с парой.

При эвольвентном построении профиля зубьев сопрягаемых ци­линдрических колес на обоих колесах зубья имеют выпуклую фор­му. Давление от ведущего колеса на ведомое передается посредст­вом касания зубьев: теоретически — по линии вдоль зуба, а практи­чески — через некоторую площадку небольшой ширины. Это вызы­вает большие концентрации напряжений в зубе.

Для повышения износоустойчивости зубьев, сохранения их точ­ности и сопротивляемости изгибу в ряде случаев применяют поверх­ностную закалку током высокой частоты или пламенем газовой (ацетиленовой) горелки с охлаждением водой и последующим от­пуском. Первый способ более производителен, дает лучшие резуль­таты, но требует специального оборудования и аппаратуры. Второй способ в этом отношении более простой и универсальный, вслед­ствие чего он находит широкое применение на заводах.

В зависимости от назначения, условий работы и габаритных раз­меров зубчатые детали выполняются цельные, сборные из одного материала и сборные из различных материалов. Последняя конст­рукция вызвана необходимостью рационального и экономического расходования более дорогих или дефицитных материалов.

Основные группы класса «зубчатые детали» следующие: цилин­дрические, конические, червячные шестерни, валы — шестерни, звез­дочки.

При обработке зубчатых деталей необходимо:

1. Обеспечить концентричность начальной окружности и осево­го отверстия, размеры и концентричность окружности выступов.

2. Выдержать шаг зубьев, их толщину и ширину впадины по на­чальной окружности.

3. Выдержать профиль зубьев и соотношение размеров их эле­ментов по высоте.

4. Обеспечить правильное расположение зубьев на поверхности детали.

5. Подрезать торцы зубчатого колеса перпендикулярно его оси.

6. Выдержать точность размера центрального отверстия для по­садки на вал обычно не ниже 3-го класса, чистоту поверхности 6— 7-го классов.

7. Выдержить чистоту поверхности профиля зубьев 5—б клас­сов. Зубчатые пары в прокатном машиностроении обычно изготов­ляют по 3—4-м классам точности.

Для быстроходных передач в редукторах их выполняют даже и по 2-м|у классу (первые пары).

В зависимости от размеров, конфигурации и установленного кон­структором материала цельные зубчатые детали изготовляют из проката, из поковок или литыми из углеродистых и легированных конструкционных сталей.

Из углеродистых сталей наиболее часто применяют сталь мар­ки 40, 45, 50, 50Г, Ст. 5 и Ст. 6. Легированные стали применяют ма­рок 40ХН, 40Х, 40ХМ, 40ГЛ.

У сборных зубчатых деталей бандажи изготовляют из легиро­ванных сталей или из бронзы (у червячных колес), а ступицу или центр колеса выполняют из чугуна или в отдельных случаях из углеродистой стали.

Поковки и отливки подвергают термической обработке в соот­ветствии с техническими условиями.

Заготовки должны быть без трещин, раковин, посторонних включений и других дефектов, снижающих прочность и товарный вид деталей.

Размеры дефектов, допускаемых к исправлению путем сварки или наплавки, методы проведения их и режим повторной термооб­работки устанавливают обычно дополнительными техническими ус­ловиями.

Исходя из условий стойкости металлического режущего ин­струмента заготовки, которые нарезают после термической обра­ботки, должны иметь поверхностную твердость НВ<240—270.

В общем случае процесс изготовления зубчатых деталей состо­ит из следующих этапов:

1. Изготовление заготовки.

2. Предварительная (черновая) обработка.

3. Термическая обработка — нормализация и отпуск (в случае необходимости).

4. Чистовая обработка под нарезку зубьев.

5. Обработка зубьев.

6. Доводка зубьев в процессе сборки.

7. Поверхностная закалка зубьев с отпусшм (в случае необхо­димости). - ;

8. Окончательная обработка всех остальных поверхностей.

Специфическими операциями при изготовлении зубчатых дета­лей являются операции, связанные с обработкой зубьев. Вся ос­тальная обработка в основном аналогична либо обработке дета-' ■ лей класса «валы» (обработка вала-шестерни), либо обработке деталей класса «диски» (зубчатые колеса).

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ВЫБОР ЗАГОТОВКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИПУСКА

В машиностроении различают следующие виды заготовок: от­ливки, поковки, штамповки, прокат, сварные заготовки. При выбо­ре вида заготовки учитывают материал детали, ее размеры и фор­му, условия работы, предъявляемые к ней требования точности …

ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ КЛАССА «СТАНИНЫ»

Детали класса «станины» являются сложными объектами ме­ханической обработки. Поверхности станин представляют собой, сочетание плоскостей и поверхностей вращения (чаще отверстия). В машинах станины служат обычно базовыми деталями. По ним ориентируют и …

ПРОВЕРКА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, РЕЗЬБ И КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Проверка зубчатых колес. При выборе методов проверки зубча­тых колес исходят из соблюдения основных технических условий, обеспечивающих нормальную работу зубчатых зацеплений. 1. Постоянства мгновенного передаточного отношения. 2. Полного прилегания зубьев, по …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.