Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

Шарикоподшипники главных опор гироскопа

В современных малогабаритных гиромоторах применяют вы­сокоскоростные прецизионные шарикоподшипники, одновременно воспринимающие осевую и радиальную нагрузки и имеющие ми­нимальные зазоры. Шарикоподшипники в гиромоторах работают в тяжелом режиме со скоростями, достигающими 60 ООО об/мин. Они должны безотказно работать при резких изменениях темпера­туры, толчках, вибрации и допускать кратковременную, продол­жительностью до 3 мин., 12-кратную перегрузку.

Таким высоким требованиям отвечают специальные высокоско­ростные радиально-упорные шарикоподшипники.

В малогабаритных гиромоторах применяются два типа шарико­подшипников: радиальные однорядные неразборные с металличе­ским сепаратором и радиально-упорные разборные с текстолитовым и нейлоновым сепаратором.

Шарикоподшипники радиальные однорядные (рис. 8), наряду с восприятием радиальной нагрузки, способны воспринимать и осевые нагрузки, действующие в обе стороны вдоль оси ротора (величина осевой нагрузки не должна превышать 70% от допусти - мой радиальной нагрузки при заданной расчетной долговечности). Наличие способности воспринимать осевые нагрузки в обе стороны дает возможность фиксировать ротор в корпусе с минимальным осевым зазором.

На рис. 9 изображен в собранном виде, а на рис. 10 в разобран­ном виде радиально-упорный (магнетный) шарикоподшипник, пред­назначенный для восприятия комбинированных нагрузок, дей­ствующих в радиальном и осевом направлениях. Для обеспечения фиксации ротора в обоих направлениях шарикоподшипники этого типа необходимо устанавливать попарно, что позволяет осуществить предварительный натяг.

Шарикоподшипники состоят из наружного и внутренних колец, текстолитового или нейлонового сепаратора и шариков. Если в ра - Диально-однорядных шарикоподшипниках осевой зазор постоянен, то в радиально-упорных он может регулироваться смещением од­ного из колец в осевом направлении. Магнетные шарикоподшип­ники можно перед окончательной сборкой гиромоторов разобрать, промыть, не нарушая места расположения колец на оси ротора,
что является их преимуществом перед радиальными йеразъем - ными.

Шарикоподшипники, применяемые в гиромоторах, изготовля­ются и поставляются по специальным техническим условиям, чер­тежам и ГОСТ 520—55, включая и п. 36 (за исключением пункта е), по классу точности С, с необходимыми дополнениями и изменениями.

Шарикоподшипники должны отвечать следующим основным тре­бованиям:

Шарикоподшипники главных опор гироскопа

Рис. 8. Радиально-однорядный ша­рикоподшипник

Рис. 9. Радиально-упорный разъемный шарикоподшипник

— обладать минимальным моментом трения;

— быть размагниченными;

— отвечать особо оговоренным срокам износоустойчивости;

— обладать антикоррозионной стойкостью;

■— отвечать специальным допускам и точности геометрических размеров, указанных в чертежах и технических условиях.

Допуски размеров не должны превышать величин, указанных в табл. 2.

Качество металла колец и шариков по неметаллическим вклю­чениям должно обеспечиваться специальным отбором из хромистой подшипниковой стали по ГОСТ 801—58; должно быть по оксидам не более двух баллов и сульфидам не более одного балла.

На долговечность в значительной степени влияет шероховатость поверхностей качения деталей узла шарикоподшипника. Наиболее ответственную работу выполняет поверхностный слой, толщиной в несколько десятков микрон беговых дорожек колец и шариков. Практикой установлено, что чем больше величина неровностей на беговых дорожках, тем больше износ во время работы, а следо­вательно, тем меньше срок работы шарикоподшипника. Поэтому к шероховатости рабочих и монтажных поверхностей шарикопод­шипников предъявляются высокие требования. Шероховатость рабочих и монтажных поверхно­стей деталей шарикоподшипни­ков должна соответствовать сле­дующим классам ГОСТ 2789—59:

А) рабочих поверхностей ко­лец— 12-й класс;

Б) рабочих поверхностей ша­риков — 12-й класс;

В) внутренних поверхностей внутренних колец — 9-й класс;

Г) наружных поверхностей наружных колец — 9-й класс;

Д) торцов колец — 8-й класс.

Шарикоподшипники главных опор гироскопа

Рис. 10. Разобранные радиально - упорные шарикоподшипники 6005 и С-23

На рабочих поверхностях ко­лец и шариков, контролируемых до сборки, допускаются точки и риски, не превышающие указан­ных на специальных фотоэтало­нах, находящихся на заводе-

Изготовителе. Шероховатость поверхности шариков обычно про­веряют на микроинтерферометре Линника (МИИ-4). Микроинтер-

Таблица 2 Допуски на точность шарикоподшипников

Наименование параметра

Допуски, мк

Внутреннее кольцо

Наружное кольцо

Допуски на точность обработки посадочных поверхностей:

Овальность ................................

Конусность ................................

Разностенность........................

Боковое биение торца................

» » по дорожке каче­ния.......

Овальность дорожки качения. . Радиальный зазор подшипника

Примечание. Указанн контролю деталей разобранны размерность шарнков в любьь рнкоподшипннке не должна п

5 3 5 ж 4

3 1 2

20- зіе допуски

X ПОДШНПНИ1

Ї сечениях в ревышать 0,

4

2

5

3 3

-35

Относятся к <ов. Разно- одном ша - 005 мм.

Ферометром можно измерять шероховатости с точностью до 0,25 Ширины интерференционной полосы, т. е. обычно до 0,06 мк.

Для улучшения качества и уменьшения шероховатости4беговых дорожек колец и шариков начинают применять совершенный метод полирования — гидрополирование, заключающееся в омывании полируемых поверхностей струей рабочей жидкости, смешанной с абразивом и подаваемой под давлением 2—3 атм. При гидрополи­ровании риски, раковины и другие дефекты на поверхностях не заглаживаются, как при механическом полировании, и выявляются дефекты металла.

Наиболее слабым звеном в высокоскоростных шарикоподшипни­ках является сепаратор, подвергаемый во время вращения пере­менным напряжениям от нагрузок и центробежных сил, которые вызывают растяжения в материале сепаратора. В результате тре­ния скольжения шариков о сепаратор возникает износ гнезд; при этом вследствие большого цикла переменных нагрузок часто разры­ваются перемычки между гнездами сепаратора.

Если до последнего времени наилучшим сепаратором в высоко­скоростных шарикоподшипниках считался сепаратор из текстолита на шифонной основе, удовлетворительно работающий до 30 ООО об/мин, при 60 ООО об/мин он не обеспечивает необходимой долговечности. В шарикоподшипниках, предназначенных для ра­боты с такими скоростями, применяют нейлоновые сепараторы, обладающие низким коэффициентом трения и высокой износостой­костью.

Из изложенного следует, что точность, стабильность и долговеч­ность показаний гироскопов зависят от точности, долговечности и стабильности работы их гиромоторов, качество которых в свою очередь зависит от:

— качества изготовления деталей й" узлов' гиромоторов и их материала;

— качества исходного материала и качества изготовления ша­рикоподшипников;

— точности статической и динамической балансировки роторов;

— качества монтажа шарикоподшипников в опорах, точности сборки и проверки гиромоторов;

— качества и дозировки смазки шарикоподшипников.

Из перечисленных основных факторов, влияющих на качество гиромоторов, следует, что точность, стабильность их работы и дол­говечность зависят от правильности решения технологических вопросов.

Ниже дается описание технологических процессов изготовления основных деталей и узлов, их контроля, балансировки роторов, сборки и испытания малогабаритных гиромоторов, обеспечивающих точность, стабильность показаний и необходимую долговечность гироскопических приборов разного назначения.

Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

АНТИКОРРОЗИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ

Для защиты деталей гиромоторов от коррозии, придания им красивого внешнего вида применяют металлические, химические н лакокрасочные покрытия. Металлическими гальваническими покрытиями покрываются полностью или частично стальные детали и крепежные изделия. В …

ПРОВЕРКА БАЛАНСИРОВКИ ГИРОМОТОРОВ

Установив необходимый натяг шарикоподшипников гиромотора, на балансировочной машине той же конструкции, на которой про­изводилась балансировка ротора, в специальной рамке, как опи­сано в главе 5, проверяют величину неуравновешенности в собран­ном гиромоторе. …

ДИНАМИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ

Динамическое уравновешивание цилиндрических деталей, ка­кими являются и роторы гиромоторов, основано на положении, установленном акад. А. Н. Крыловым, показавшим, что уравнове­ Шивание любого ротора может быть достигнуто присоединением к нему (или …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.